Зондовый логопедический массаж языка — помощь в речевом развитии для детей. Логопедический массаж в домашних условиях


Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Логопедический массаж — это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата — языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие — эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • Дизартирии, для которой характерно нарушение иннервации , из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • Ринолалии — нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» — говорение «через нос».
  • Механической дислалии, а именно — укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других — растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании — невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания — тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других — применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы — поглаживание, растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста — воздействовать на конкретные рефлекторные зоны — точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно — напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый — имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже — вращать;
  • восьмёрка — приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки — маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик — им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе — интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе — давят сильнее;
  • крестовина — зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик — для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах — так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались — полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важно расслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    — от бровей к зоне роста волос на голове;

    — от лба и вокруг глаз;

    — от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    — от лба к щекам, подбородку и по шее;

    — от мочки уха к крыльям носика;

    — пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    — поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    — нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    — от крыльев носа к уголкам рта;

    — постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений — энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):— от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    — от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    — движения по спирали на скулах и щеках;

    — один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    — пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    — поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    — нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    — от крыльев носа к уголкам рта;

    — пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

— гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

— мягко массировать нёбо по линии середины;

— совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

— держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

orechi.ru

Логопедический массаж в домашних условиях

Среди детей дошкольного возраста распространены речевые расстройства. Они бывают разной степени сложности. Лечение маленьких пациентов основано на коррекции произношения звуков, а для этого проводят логопедический массаж, который помогает добиться хороших результатов в короткие сроки. Массирование показано при всех видах коррекции. Особенно важно оно на первых стадиях лечения.

Обобщенные сведения

Логопедический массаж – это воздействие, позволяющее исправлять дефекты речи. Массажист возбуждает точки нервных окончаний, и появляется активность мышц. Стимулируются язык, кожа вокруг губ, щеки, произносить звуки становится проще.

Начальные сеансы занимают 3 минуты. После того как речевые органы адаптируются к нагрузке, время процедуры увеличивают. Посетить  специалиста или нет – зависит от нарушения речевых навыков. Стандартное число сеансов – 10, но при тяжелых случаях увеличивается.

Логопед массажем корректирует навыки произношения, восстанавливает темп дыхания, голосовой тембр. Массажные действия являются условием восстановления речевых навыков.

Ротовая полость ребенка перед сеансом приводится в порядок. Рекомендуют принимать пищу за два часа до сеанса. Малыша умывают, уделяя особое внимание коже вокруг губ. Руки логопеда во время массирования должны быть без повреждений, ногти коротко подстрижены. Во время процедуры снимают с рук все украшения.

Массирования проводятся специалистами. К ним относятся:

  • Логопед.
  • Дефектолог.

Цели массажа

Исправление ошибок произношения у ребенка – это первостепенная задача логопеда, но не единственная. У детей с задержкой развития речи или совсем не говорящих наблюдаются сопутствующие отклонения. Воздействие на определенные точки лица и языка помогает справиться со следующими проблемами:

  • Слюна выделяется меньше.
  • Мышечный тонус нормализуется.
  • Восстанавливается координация речевых органов.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы на тканевом уровне. Снимает напряжение у деток с психологическими комплексами из-за неправильной речи.

Показания и противопоказания

Выявлением отклонений, при которых показаны логопедические процедуры, занимается специалист. Обследуются органы речи для назначения лечения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются факторы протекания болезни и степень тяжести. Составляется личная программа оздоровительных мероприятий, рассчитанная на один месяц.

Массаж назначается при таких проблемах, как:

  • заикание;
  • дизартрия;
  • нарушение произношения;
  • дефекты голоса (полная или частичная потеря).

Процент детей с разными нарушениями речи увеличивается каждый год. Патология развития речевого аппарата не является самостоятельной болезнью: ей сопутствуют нарушения центральной нервной системы. Дети обязательно наблюдаются у невропатолога.

Вместе с дефектами речи, у ребенка страдают внимание, память, мышление. Развивается нежелание общаться со сверстниками, выходить из дома. Лечение речевой патологии – важное требование для будущей социальной активности маленького человека.

По данным статистики, до 30 % детей детсадовского возраста имеют дефекты речи.

Распространенные нарушения:

  • дизартрия;
  • диспалия;
  • ринолалия;
  • недоразвитие фонетических и фонематических навыков.

Логопед проводит коррекционные занятия индивидуально с каждым малышом. Правильные массажные процедуры улучшают моторику артикуляционных органов. Стимуляция кровеносных сосудов ускоряет приток кислорода к мозгу, что улучшает внимательность и запоминание.

Массаж проводят при усилении или вялости мышц языка. Специалист массирует кисти рук, голову, мочки ушей, язык.

Процедуры нельзя проводить при:

  • высокой температуре;
  • кожных высыпаниях;
  • вирусных болезнях;
  • неадекватном психическом поведении.

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

Самомассаж

Самомассаж ребенок выполняет в домашних условиях. Это определенные движения языком, которые разучиваются на занятиях с логопедом и повторяются дома для закрепления навыков. Цель дефектолога – обучить родителей основным приемам массирования. Объясняется важность занятий для развития речи.

Логопедический массаж в домашних условиях проводят с помощью бытовых предметов. Применяют ложку или зубную щетку. Зубная щетка выбирается с мягкой щетиной. Под язык ребенка кладут ватные диски. Их меняют каждые три минуты из-за сильного выделения слюны. Перед процедурой язык должен быть расслаблен. Тереть щеткой нужно аккуратно. Движения круговые, спиралевидные, без сильного нажима. С помощью щетки делают слабые удары по языку. Массирование рекомендуют проводить в виде игры.

Проводить логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях разрешается только после консультации с логопедом. Это связано со спецификой заболевания. Методы массажного воздействия зависят от наличия или отсутствия тонуса языка.

Родителям для дополнительного ознакомления с методами коррекции речи рекомендуют изучать информацию из книги Крупенчук О.И. «Уроки логопеда».

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушения речи, связанные с заболеваниями нервной системы: ребенку трудно произносить целые слова. Без коррекции, в дальнейшем появляются трудности с чтением, письмом. Построение предложений вызывает затруднение. Заболевание встречается у пяти процентов детей. Произношение затрудняется из-за малоподвижности нёба, языка, губ.

Причиной заболевания является сложное протекание беременности и травмы при родах. К ним относятся:

  • Резус-конфликт беременной.
  • Гипоксия плода.
  • Преждевременные роды.
  • Токсикоз.

Нервная система плода во время вынашивания поражается из-за сложного протекания беременности. Дизартрия бывает приобретенной.

Перенесенные в грудном возрасте болезни вызывают отклонения в развитии речи. К ним относятся:

  • Инфекции головного мозга.
  • Травмы головы.
  • Гидроцефалия.

Риск появления дизартрии после болезни повышается. Состояние ребенка контролируется родителями и педиатром. Первые симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте. К ним относятся:

  • Тихий голос.
  • Сбивчивый темп речи.
  • Невнятное произношение звуков.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Не эмоциональность ребенка.
  • Спазм или гипотония мышц языка.

Младенец с дизартрией не произносит звуки, характерные для его возраста. Отсутствует лепет, сосание дается с трудом. Малыш часто давится, срыгивает.

После выявления болезни назначается логопедический массаж. Он помогает изменить произношение звуков и исправить речевые ошибки. Дефектологом подбирается массажный комплекс мероприятий для нормализации моторики органов речи и восстановления глотания. С помощью массажных процедур возбуждают комбинированные мышцы с маленькой сократительной способностью.

Логомассаж оказывает общее оздоровительное действие на организм, а не только устраняет речевые дефекты. Массажист активизирует нервную и мышечную системы, повышая их рабочую отдачу.

Коррекционное массирование при дизартрии делится на два вида:

  • Точечный. Воздействию подвергаются определенные биологические точки.
  • Сегментраный. Проводится рядом с проблемными участками.

Перед сеансом ребенка успокаивают, расслабляют, чтобы избежать стрессового состояния. Инфекционные или кожные болезни недопустимы при массаже. Терапия откладывается до выздоровления.

Массажные процедуры разделяют на периоды. Проводят до 20 сеансов через день. Затем делают перерыв на один месяц, и продолжают лечение по показаниям. Очень редко при поражении речевого аппарата количество процедур увеличивают. Начальные сеансы длятся до шести минут, а последние занимают 20 минут. Продолжительность зависит от возраста и степени дефектов речи.

Нельзя при массаже причинять боль. Насильственное массирование усугубляет болезнь. Если дети боятся и беспокоятся, то время сеанса сокращают. Применяют щадящие методики лечения. Используют технику поглаживания лицевых мышц, разминают пальцы рук. Детки адаптируются к массажным приемам и перестают чувствовать дискомфорт. Применяются отвлекающие приемы: логопед читает сказки и стихи, показывая свое хорошее расположение.

Дизартрия подразумевает проведение массирования только участков с возбужденным мышечным тонусом.

Массаж при разных формах дизартрии

Для глубокого воздействия разработали особые программы массажа при отличающихся формах заболевания.

  • Спастическая дизартрия.

Сокращение мышц увеличивается, нормализуется кровеносный ток. Используют технику поглаживания по направлению лимфатических протоков. Растирание производят точечно. Вибрацию и разминание исключают. Массирование проводится специалистом с хорошим знанием анатомии мышц.

  • Гиперкинетическая дизартрия.

Применяется техника легкого поглаживания. Перед сеансом проводят дыхательную гимнастику. Схема лечения составляется логопедом индивидуально для каждого пациента.

Расслабляющий массаж

Тонизирующий массаж проводят для уменьшения мышечного возбуждения, создания первичных навыков произношения. Движения проводят по линии бровей и голове. Затем направление меняют – от лба до шеи и плеч. Последним этапом расслабляют мышцы вокруг губ. После проведения манипуляций приступают к тренировке языка.

Тонизирующий массаж формирует поэтапное произнесение звуков. Хорошие результаты лечения появляются на ранних стадиях коррекции.

Массаж при спазмах речевого аппарата

Дефекты произношения связаны с несовершенством нервной системы. Они проявляются невозможностью управлять челюстью и произносить слоги. Тяжелые случаи вызывает паралич лицевых мышц.

У детей появляются проблемы:

  • Нарушается процесс жевания, что связано с нарушениями систем, отвечающих за движение челюсти.
  • Из-за спазма рот приобретает неестественные формы.
  • Речь нарушается.
  • Держать рот открытым у ребенка не получается.

Производят массирование мышц, отвечающих за движение челюсти. Массируются щеки с внутренней и наружной стороны, виски, полость рта. Затем процедуры распространяются на мышцы, косвенно отвечающие за двигательную способность челюсти.

Спазмам подвержены мимические мышцы лица: на лице не отражается эмоциональное состояние. Массируются групповые мышцы рта. Методика воздействия разрабатывается специалистом с учетом степени поражения мышечных тканей.

Логопедический массаж языка

Язык имеет уникальное мышечное строение. Из-за этой специфики массирование происходит по особому методу.

Корень языка находится глубоко и не подвергается массажному воздействию. Логопед составляет программу массирования тех мышц, которые страдают больше всего. Приемы массирования связаны с возбуждением мышц языка. Язык поворачивается дугой при чрезмерной напряженности. Прикосновения вызывают рвоту. Массаж начинают с впадины под языком. После расслабления переходят к его массированию.

Слабый тонус языковых мышц предусматривает начало массирования именно с них. После проведения манипуляций на пораженном участке, переходят к косвенным мышцам. От последовательности действий зависит результат коррекции.

Логопедический массаж рук

Доказано, что моторика рук влияет на развитие речи. Массажист стимулирует кончики пальцев, ладони. Применяют методы поглаживания и разминания. Массирование ладоней проводят с помощью шариковой ручки. Детка вращает ручку между кистями, пальцами. В конце процедуры проводят гимнастику для конечностей.

Массаж зондами

Методика массирования с помощью зондов разработана логопедом Новиковой Е.В. Зонды представляют собой приспособления для массажа языка. Всего их 8, а применяются они строго по установленной очереди. Каждое приспособление разрабатывает определенную зону. Процедура проводится при дислалии. Для этого заболевания характерен сильный дефект речи у ребенка.

Принципы использования логопедического массажа

Специалист, применяющий коррекционный метод воздействия, должен хорошо разбираться в методике массажных процедур, в физиологии и анатомии речевого аппарата, грамотно составлять программу массажных приемов. В ней учитывается состояние мышечного тонуса. На этом основании разрабатывается последовательность манипуляций. Соблюдение принципов лечения позволяет добиться восстановления произношения.

Как забыть о болях в суставах…

Боли в суставах ограничивают Ваши движения и полноценную жизнь…

  • Вас беспокоит дискомфорт, хруст и систематические боли…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу народных методов и лекарств, кремов и мазей…
  • Но судя по тому, что Вы читаете эти строки - не сильно они Вам помогли…

К счастью существует эффективный метод лечения суставов, который уже успешно использую наши читатели ! Читать далее ...

travmaoff.ru

Логопедический массаж в домашних условиях

К сожалению, ЗРР (задержка речевого развития у детей) на сегодняшний день не то чтобы не редкость, а напротив, очень частое явление. С чем связаны такие негативные тенденции сказать трудно, но работать с этим можно и обязательно нужно, и ниже будет подробно описан логопедический массаж (чем делают его и какие именно участки массажируют), как один из эффективных способов воздействия и стимуляции детской речи.

Логопедический массаж, отзывы о котором можно без труда отыскать в интернете, для того чтобы определить какой именно курс будет наиболее подходящим для собственного ребенка, является отличным вспомогательным методом стимуляции слаборазвитой детской речи.

При этом понадобиться он может, как минимум при двух расстройствах речи у детей - дизартрии и дислалии. Первый вид встречается значительно реже, чем второй, но он гораздо опаснее и тяжелее исправляется. При подобном отклонении, ребенку вообще трудно говорить, речь очень сильно хромает, он может выговаривать буквы и звуки, однако в целом слова превращаются в "кашу", иногда он путает местами слоги и произношение особенно трудных слов зачастую сопровождается более обильным слюноотделением. Родители такого ребенка обычно избегают посещения логопеда, считая что раз ребенок выговаривает звуки, то проблема носит иной характер и исправлять ее должен кто угодно, но только этот врач. Иногда они правы, но лишь частично, так как для победы дизартрии их малышу понадобиться помощь не только среднестатистического логопеда, но также и ряд квалифицированных специалистов, которые хорошо знакомы с этим опасным расстройством. Часто таких деток подозревают в умственной отсталости или еще хуже - аутизме, однако это совершенно не так, особенно если ребенок реагирует на просьбы, откликается на собственное имя и легко идет на контакт с другими детьми, охотно играя с ними в любые игры, пусть зачастую и совершенно молча.

Массаж при дизартрии включает в себе целый комплекс системных мер. Для того, чтобы натренировать лицевые мышцы, простимулировать особенные точки, напрямую связанные с речевым аппаратом и насытить клетки мозга кислородом, понадобиться особенная программа, которую между прочим можно научиться делать самостоятельно даже без посторонней помощи дорогостоящих специалистов. Главное условие при этом - регулярные занятия не менее одного, а лучше двух часов в день с разбивкой на утреннюю и вечернюю гимнастику.

Прежде всего массажируют важные точки. Сначала попарно две зоны возле шейного позвонка в нижней его части, затем в верхней его части. После этого массажируют две точки у предплечий, и две точки за мочками ушей, которые ближе к затылку. Постепенно переходят на лицо. Опять же попарно стимулируют зоны возле мочек ушей на лице и место где "ходят желваки", после массажируют уголки губ. После проделанных процедур переходят к стимуляции одинарных точек. Их пять (точка под носом, переносица, между губами и подбородком, теменная часть).

Важно помнить, что один только логопедический массаж, неважно, какой именно вид расстройства речи у ребенка, недостаточно эффективен и обязательно нужно применять другие меры, включая дыхательную гимнастику, которая помогает насытить клетки мозга таким нужным кислородом, а там все пойдет гораздо быстрее.

Прекрасно подойдет знаменитая система Стрельникова, особенно если проводить ее на свежем воздухе с утра и вечером. Параллельно с этим необходимо постоянно заниматься с ребенком, заставлять его заниматься и произносить тяжелые для него слова и словосочетания. Ни в коем случае не стоит продолжать потакать малышу, выполняя все его просьбы по кивку и указыванию пальцев, ребенок должен стараться приучать себя озвучивать свои просьбы, а не продолжать пользоваться языком жестов. Бывает и так, что всему виной банальная лень, когда у ребенка не сильно получается четко говорить, но его это особо не тревожит и он даже стараться не хочет, ведь родители и так все исполнят, с придыханием предугадывая любое пожелание своего чада. Буквально за месяц такой комплекс мер приятно удивит родителей малыша.

Однако останавливаться на достигнутом ни в коем случае не стоит, необходимо как минимум, закрепить результат и продолжать двигаться дальше, параллельно усложняя программу ( устные занятия), пока не будет достигнут желаемый результат. Если такой комплекс не принес никаких положительных результатов или подвижки мизерны, то необходимо все-таки обращаться в речевой центр, где ребенка тщательно обследуют и порекомендуют, что делать дальше. Иногда бывает так, что томограммы показывают печальную картинку, но отчаиваться не стоит, ведь в большинстве случаев специалисты убеждают родителей оставить чадо в покое и дожидаться, когда природа возьмет свое, если к стимуляции нет никаких предпосылок. Бывают и случаи, когда назначают специальные препараты для развития речи на основе янтарной кислоты и прочих вспомогательных компонентов или даже прописывают токотерапию. В последнем случае специальные датчики с минимальными разрядами применяют для воздействия на точки описанные выше и результаты, как правило, не заставляют себя долго ждать, однако огромная проблема заключается в том, что центров с таким оборудованием - единицы.

Дислалия встречается довольно часто и обычно не представляет собой большой угрозы, ведь все дети прошедшие через нее рано или поздно выговариваются. Речь идет о банальном плохом или неправильном произношении звуков, их подмену другими и пр. Обычно терапия не проводится до пяти шести лет, так как ребенку дают шанс "выболтаться" самостоятельно. Если до этих сроков проблемные звуки так и не поставлены, то применяют логопедический массаж вместе с устными занятиями. Обычно врач в перчатках стимулирует вращательными движениями язык ребенка, стенки рта (через щеки), подбородок в нескольких участках, а также лоб и переносицу.

Видео массажа можно без труда найти в сети и попробовать практиковать его самостоятельно в домашних условиях, ведь ничего сложного в нем нет. Трудные звуки можно также попробовать поставить самостоятельно, ознакомившись с соответствующими видео материалами.

В любом случае отчаиваться и паниковать не стоит, даже если малыш не болтает к тем годам. Слушать местных "умельцев" грозящих ужасными диагнозами также ни в коем случае нельзя и выводы можно делать только после полного обследования ребенка в специальном речевом центре, где этим профессионально заведуют квалифицированные специалисты.

www.pinetka.com

Как делать логопедический массаж в домашних условиях

Логопедический массаж проводят малышам с нарушениями речи старше 2-х лет, а также детишкам от 3-х месяцев в профилактических целях. Конечно же, лучше, если массаж вашему ребёнку будет проводить квалифицированный специалист, но при желании любая мамочка сможет овладеть основами массажа и самостоятельно в домашних условиях заниматься со своим чадом.

Тело ребенка перед началом сеанса массажа необходимо привести в правильное положение. Это поспособствует расслаблению и нормализации мышечного тонуса, сделает дыхание более свободным. Наиболее оптимальными при логопедическом массаже являются следующие положения: 

- ребенок находится в кресле с высоким подголовником в положении полусидя; 

- ребенок в положении лежа на спине. Под шею ему следует подложить небольшой валик, что позволит немного откинуть голову назад и приподнять плечи. Ноги должны лежать свободно и при этом быть чуть-чуть согнутыми в коленях, для этого также можно подложить под колени валик; руки вытянуты вдоль тела; 

- ребенок находится в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске в положении полусидя.

Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица. Это способствует развитию оральной сферы и мимических средств общения.

Процедура массажа лица длится около 3-х – 5-ти минут. Это время должно быть приятным ребёнку, не вызывать никакого дискомфорта, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.

Основными приёмами должны быть лёгкое поглаживание, при котором кожа не будет собираться в складки, и вибрация (движение выполняется фалангами пальцев и напоминает процесс просеивание муки через сито).

Массаж лица проводите в следующих направлениях:

•    От бровей к волосистой части головы.

•    От середины лба к вискам.

•    От внешнего угла глаза к внутреннему на нижнем веке, и в обратном направлении – на верхнем.

•    От уголков рта к ушным раковинам.

•    От корня носа к вискам.

•    От середины подбородка к мочке уха.

•    Снизу – вверх по передней поверхности шее, и сверху – вниз – по боковым.

Для того, чтобы расслабить мышцы шеи, что в свою очередь, вызовет расслабление корня языка, нужно слегка покачать головой ребёнка. Поместите правую руку под голову малыша и плавно поверните его голову сначала в одну, затем, в другую сторону, при этом слегка покачивая ею вперёд.

После такой разминки, можно перейти к логопедическому массажу.

Массаж губ.

1. Поставьте указательные пальцы у крыльев носа и проводите поглаживающие движения с лёгким нажатием по носогубным складкам к уголкам рта. Повторите 8-10 раз.

2. Поставьте указательные пальцы на середине верхней губы и растирайте её к уголкам рта. Повторите 8-10 раз. То же самое повторите и с нижней губой.

3. Указательным и большим пальцами пощипывайте сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем, нижнюю. Повторите 8-10 раз для каждой губы.

4. Указательным пальцем выполните постукивания над верхней и нижней губой по часовой стрелке. Начните с совсем лёгких движений, и постепенно набирайте силу воздействия.

5. Расположите указательные пальцы в уголках губ и собирайте верхнюю губу к середине, затем, наоборот, слегка растяните её. То же самое повторите 8-10 раз и для нижней губы. 

Массаж языка.

При выполнении этого массажа обратите внимание на следующие моменты:

-  Движения в основном направлены от корня языка к кончику. По характеру воздействия они должны быть довольно активными и интенсивными.

- Основными приёмами являются перетирание и разминание.

- При сниженном тонусе мышц языка, как правило, снижен и рвотный рефлекс, поэтому область корня языка можно так же активно массировать.

- Повышенное слюноотделение неизменно сопровождает пониженный тонус мышц, поэтому в процессе массажа и перед его выполнением предлагайте ребёнку проглатывать слюну.

Активизирующий массаж языка может включать в себя следующие движения:

1. Положите большой палец сверху языка, а средний и указательный – снизу. Начните перетирания в горизонтальном направлении от корня к кончику сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

2. Не меняя положения пальцев, выполните перетирание мышц языка спиралевидными движениями, постепенно увеличивая силу давления. Направление движения то же, что и в предыдущем упражнении.

3. Сохраняя исходное положение пальцев, выполните перетирания в поперечном направлении сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

4. Расположите большой и указательный пальцы на боковых поверхностяхязыка, сожмите язык с боковых поверхностей. Удерживайте язык в сжатомположении 2 секунды, затем немного переместите пальцы и повторите движение.

5. Положение пальцев не меняйте. Правой рукой сожмите язык с боковых поверхностей. Указательным и большими пальцами выполните перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня языка к кончику.

6. Выполните пощипывающие движения по краю языка большим и указательным пальцами.

7. При помощи рифлёной поверхности ручки или зубной щётки выполните похлопывания мышц языка. 

8. На нижние зубы ребёнка положите валик из марли. Возьмите деревянный шпатель (карандаш) и выполните им вибрацию языка. 

Логопедический массаж – это не всё, что нужно делать, если у ребёнка есть нарушения речи, поэтому, как только вы их обнаружите, обратитесь к квалифицированному специалисту.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Логопедический массаж: показания, советы, рекомендации

Развитие детей проходит очень разнообразно, если некоторый дети могут вообще не болеть, то у других находят значительное количество патологий, задержки взросления и другие проблемы. Истинными причинами подобной пропасти между одногодками могут стать разнообразные физические факторы, психологические трудности, заболевания или даже наследственность.

Так или иначе, игнорировать такое положение дел нельзя, ведь нарушения речи, согласно статистике, сами собой не проходят. Родителям важно поскорее обратиться к сведущему логопеду, который подскажет подходящий способ лечения. Например, столь популярный в последнее время логопедический массаж для детей, который позволяет быстро устранить некоторые дефекты смежных заболеваний.

Суть терапии для ребёнка

Действенным методом педагогического воздействия на стиль познания подрастающим малышом окружающего мира считается равномерное использование физических и психологических путей. При нарушениях речевого развития столь обширный подход оказывается практически единственно верным решением, чтобы восполнить недостающие пробелы в воспитании. И пускай этот способ не считается обязательным, опираясь на отзывы, он неоднократно доказывал свою надёжность и эффективность на деле. Тем более что её можно взять и в качестве дополнительной части полноценной реабилитации, и как абсолютно независимый вид лечения, выбрав определённый вид:

  1. Классический — ему приписывают стандартные массажные приемы вроде поглаживания, растирания и имитации вибрации, которые усиливают приток крови в области лица и во многом корректируют мимику по программе Дьяковой.
  2. Сегментарно-рефлекторный – практически дублирует первый вариант, но выполняется уже согласно визуальному делению, то есть не выходит за границы зоны воротника, шейного отдела и самого лица
  3. Точечный – раскрывая свою технику уже в названии, этот способ отражается исключительно на биологически задействованные точки, основная часть которых расположена около места роста волос.
  4. Зондовый – специально разработанный специалистом Новиковой Е.В. и выполняется при помощи профессиональных инструментов — зондов, чтобы добиться необходимого эффекта.

Бережное отношение к детскому организму стало основой для разработки специального курса – логопедического массажа, направленного на коррекцию речи у малышей.

Кто нуждается в логопедическом массаже?

Одно из наиболее часто проявляющих себя заболеваний, требующих своевременной коррекции у логопеда — это дизартрия. В таком случае наблюдается заметная затрудненность в говорении, за счёт поражения заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Вследствие этого у ребёнка могут наблюдаться серьёзные нарушения с артикуляцией. При подобном диагнозе, как никогда лучше подойдёт лечебный массаж по методу Новиковой или альтернативные версии от Архиповой и Дьяковой.

Другой причиной является ДЦП, когда общий тонус мышц повышен и становится главной причиной затруднения не только в плане активности, но и коммуникации. Не стоит исключать и такой вариант, что нарушение поэтапного развития речи может быть вызвано в итоге родовой травмы или врожденного дефекта из-за специфического строения органов (явление распространяется на полость рта, губ, языка). Если физиологические изъяны лечатся хирургическим путем, то классическому логопедическому массажу в домашних условиях нередко под силу окончательно устранить прочие источники задержки, не сильно отклоняясь от типичной программы развития ребёнка.

Основная роль логомассажа

В целом, детская терапия представляет собой механизм, благодаря которому изменяется общее состояние мышц, правильно распределяется напряжение нервных окончаний, тканей и сосудов.

Каждый этап обусловлен чётко прописанной техникой, которая приводит в норму эмоциональное состояние лица, также страдающее при сбоях в работе в сложившейся ситуации. Финал процедуры должен оказать положительное воздействие на весь организм, а не только на центральные задачи. Например, параллельно с главной функцией подхода, восстанавливается эластичность кожи, улучшается лимфо- и кровообращение.

Поскольку мышечная система подвергается ощутимым изменениям (положительно влияет на эластичность волокон, ускоряется работоспособность мышц, мощность сократительной функции), стоит помнить о прямой зависимости между силой влияния и реализуемыми приемами.

Полагаясь на то, какой итог вы желаете добиться на практике – расслабления или возбудимости – необходимо применять принципиально разную степень интенсивности. Лишь при столь тщательном подходе логотерапия целебно влияет на весь организм и в кратчайшие сроки помогает малышу научиться коммуникации без всяких затруднений.

Условия организации логопедического массажа

Если начинать с мелочей подготовки, то в первую очередь важно обратить внимание на помещение, где должно быть уютно и тепло. Особые требования имеются к рукам массажиста: они обязаны оставаться тёплыми, чистыми, не влажными и не слишком сухими, без воспалительных заболеваний, также следует исключить любые украшения, и иметь короткие ногти без яркого маникюра.

Игнорирование подобных нюансов может стать причиной отвлечённости и снижения внимания ребёнка. Массаж рекомендуют проводить через 2 часа после приема пищи.

В идеале полный курс должен составлять не менее 20 сеансов. Крайне желательно проводить их с определённой периодичностью, ещё лучше — каждый день. А после перерыва в 1 месяц, при необходимости повторить цельный перечень. Естественно, что при явно выраженных нарушениях речи у детей длительность процедур увеличивается.

Как показывает практика, в зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и непосредственно возраста ребёнка время сеанса может длиться от 5 до 30 минут. Первую процедуру лучше взять по минимуму в 5 минут, чтобы не утомить юного пациента. В дальнейшем продолжительность массажа постепенно растягивают.

Как должен вести себя ребенок?

Ребёнок должен вести себя спокойно, не чувствовать болевых и дискомфортных ощущений. Категорически не рекомендуется укладывать его в горизонтальное положение, эффективнее наоборот, проводить курс в сидячем положении, особенно на начальных порах. Если чадо сразу настроено негативно, выполните лишь элементарные массажные движения на лицевой мускулатуре или снимите напряжённость при помощи присутствия его мамы.

Ведь массаж будет полезен только в том случае, если у детей возникает чувство доверия к профессионалу. Знающий специалист сумеет добиться не только реальных результатов, но и соблюсти безопасность, а также подобрать конкретные упражнения, направленные на подключение к активной работе той или иной группы мышц. В частности, научить малыша самостоятельно тренироваться дома:

  • выполнение лёгких поглаживаний и пощипываний губ, чтобы запомнить основные приёмы терапии;
  • взять зубную щетку и воздействовать на кончик или центральную часть языка;
  • использовать мягкие массирующие движения для разминки каждого пальца.

Типичный сценарий логопедического массажа

Если речь идёт о типичном сценарии логопедического массажа под присмотром педиатра-логопеда, но терапию начинают с лица, затем постепенно переходят к губам, а далее – принимаются за массаж языка, то есть более тщательно повторяют план для самостоятельно разминки, предложенной выше.

Все движения проводят от центральной зоны к периферии и стараются часто использовать эффективный принцип — похлопывание. Данная техника позволяет вернуть лицевым мышцам естественный тонус и служит отличным побуждающим фактором, поддерживая интерес ребёнка на протяжении всего получаса, отведённого на сеанс.

Но, обратите внимание: нужно совершать одинаковое количество движений как по часовой и против неё, придерживаясь симметрии.

После нескольких лёгких упражнений (2-5 штуки) силу нажима, похлопываний и пощипывания кожи должна ненавязчиво нарастать. При этом кожные покровы пациента могут слегка покраснеть и это хороший знак, но не перестарайтесь. Например, если у малыша наблюдается сухая или чувствительная кожа, такой напор может оказаться болезненным, поэтому рекомендуется делать массаж с использованием специальных увлажняющих масел для лица или крема.

Непосредственно, время воссоздания массажа, дабы отвлечь ребенка от сосредоточения на ощущениях, советуют применять некоторые хитрости: читать стишки, загадывать головоломки, петь песенки, рассказывать сказки. Желательно, чтобы выбранная вами тактика отвлекала малыша на вашу речь, но не провоцировала его часто отвечать или резко двигаться, так что придерживайтесь увлекательного монолога.

Не исключён вариант повторения заученных скороговорок или фраз, которые ассоциируются с движениями рук (лёгкие хлопки по щекам – «стенка-стенка», прикосновение ко лбу – «потолок», постукивание пальцами по верхней губе и подбородку – «две ступеньки», нажим на кончик носа ребёнка – «и звоночек «дзынь!»).

Кроме того, важно организовывать логопедический зондовый массаж до перекуса или через 1,5 – 2 часов после приёма пищи. К существенным требованиям это не относится, однако внезапно возникнувшие неприятности с процессом пищеварения могут стать решающим фактором и лишить чадо интереса к процедуре. Если у малыша наблюдается температура или симптомы простуды, работу над произношением также стоит отложить до полного выздоровления.

Противопоказания к задуманному проведению

Логопедический массаж при дизартрии или других нарушениях в произношении, увы, может иметь целый ряд ограничений, которые стоит взять во внимание и искать альтернативный метод лечения. Категорически запрещено проводить процедуру, если у ребёнка наблюдаются следующие диагнозы:

  • серьёзные инфекции;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • конъюнктивит;
  • температура, жар;
  • повышенное давление;
  • стоматит или гингивит;
  • сыпь на коже;
  • открытые раны, язвы;
  • герпес.

Перед назначением курса важно получить заключение не только от невропатолога, но и сведущего педиатра. Заодно нужно обращаться к действительно опытным врачам, которые имеют опыт проведения массажа не просто с ребёнком, но и конкретной возрастной группой (что тоже имеет свои особенности).

Любой из способов логопедического массажа, в том числе и бытовая версия с ложками, помогает добиться ощутимого прогресса даже при запущенных формах нарушения речи. Впрочем, начинать процедуры всё равно нужно в рекомендованный профессионалом срок, поскольку некоторые подходы предназначены исключительно для младенцев старше полугода, так как ни один зонд не годится для новорожденных и это стоит учитывать при конечном выборе.

stmassage.ru

Зондовый логопедический массаж языка для детей

Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Важность речевого развития

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  •  развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

Логопедический массаж при задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс логопедического коррекционного массажа детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту: наличие опыта и практики.

Требования к зондам: оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям: не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.

vsetelo.com

Логопедический массаж языка при дизартрии в домашних условиях: массаж лица для детей для развития речи, требования к проведению зубной щеткой

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки.

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз.

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания. Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы, что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

ecomassage.ru


Смотрите также