Блыскина И. В. Комплексный подход Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб. Детство-пресс , 2008 Содержание. Блыскина логопедический массаж курсы


Блыскина и. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж:

Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Содержание

Вместо введения 5

Из истории массажа 7

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов 13

Основы логопедического массажа 21

Гигиенические основы проведения массажа 21

Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека 28

Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения 32

Мышцы, участвующие в акте говорения 36

Основные положения 36

Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом 38

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы) 39

Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом 44

Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа 48

Основные положения 48

Основные приемы массажа 51

Поглаживание 51

Растирание 55

Разминание 57

Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный логопедический массаж 58

Область лица 58

Область шеи 61

Язык 61

Верхний плечевой пояс 62

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики 62

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе 62

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе 62

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка 65

Упражнение для мышц шеи 65

Упражнения для мышц губ 65

Упражнения для мышц языка 66

Основы методики точечного массажа 67

Основы методики массажа рефлексогенных зон 85

Основные положения 85

Массаж кистей и стоп 86

Расположение рефлексогенных зон 86

Массаж кистей рук 95

Плантарный массаж 97

Аурикулярный массаж 98

Массаж волосистой части головы 104

Массаж профессора Ауглина 106

Краниопунктура, или скальптерапия 109

Дифференцированная артикуляционная гимнастика 112

Основные положения 112

Упражнения для мышц плечевого пояса 115

Упражнения для мышц шеи 115

Работа по преодолению слюнотечения 115

Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти 116

Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек 117

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц 119

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка 119

Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба 120

Словарь терминов 122

Вместо введения

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».

Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.

Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.

В странах Востока с древних времен сохранились методы лечения человека посредством поддержания в нем баланса энергии. В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.

Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее.

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности1 артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

studfiles.net

Основы логопедического массажа - Блыскина И. В. Комплексный подход Логопедический массаж

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы

Основы логопедического массажа

Для получения от массажа максимального эффекта необходимы:

• методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж;

• условия для проведения процедуры;

• правильное положение ребенка во время массажа;

• информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка;

• продолжительные сеансы и курсы массажа.

Методическая подготовленность логопеда предусматривает внимательное прочтение данного пособия, при необходимости — изучение специальной литературы по общему массажу. Технические навыки массажа формируются в процессе его проведения.

Желательно для выполнения процедуры подготовить специально оборудованную комнату площадью 10—16 квадратных метров. Если такой возможности нет, массаж можно выполнять прямо в логопедическом кабинете, однако необходимо, чтобы он имел достаточную звукоизоляцию, хорошо освещался, вентилировался, отапливался (при температуре ниже 22°С мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет).

Для проведения массажа используются специальная кушетка, которая отличается от обычной медицинской отсутствием подголовника, удобные стулья, соответствующие росту ребенка (стопа сидящего на стуле должна полностью стоять на полу, а бедро располагаться параллельно полу). Не рекомендуется проводить массаж как на жестких, так и на мягких покрытиях. Лучше всего подходит для этого уплотненный ватный детский матрасик, покрытый чистой простынкой (отдельной для каждого ребенка). Высота массажной кушетки должна соответствовать росту логопеда. Необходимо также иметь плоскую подушку такого размера, чтобы она во время массажа доходила до середины лопаток ребенка (это расслабляет шейный отдел, где, собственно, и кроется значительный процент от общего числа проблем у детей с патологией речи, особенно страдающих дизартрией), и небольшие валики для лучшего расслабления его нижних конечностей. Валик подкладывается под голеностопные суставы ребенка (рис. 1) при его положении лежа на животе (так удобно проводить массаж стопы — она полностью расслаблена), а при положении лежа на спине — под коленные суставы (рис. 2).

Рис. 1. Положение массируемого лежа на животе

Рис. 2. Положение массируемого лежа на спинеОсобые требования предъявляются к рукам массирующего. Они должны быть без царапин, ссадин, трещин, грибковых заболеваний, мозолей, с коротко остриженными ногтями. На руках не должно быть перстней, колец, часов, браслетов и других украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж следует делать только теплыми, чистыми руками (холодные вызывают спазм сосудов, мышц). Если кожа рук сухая, то ее периодически смазывают питательным кремом. Если отмечается потливость рук, перед началом процедуры их следует протереть водкой или спиртовым раствором.

Во время проведения сеанса массажа, для того чтобы улучшить скольжение рук, часто пользуются различными средствами (крем, масло, мазь, вазелин). Необходимо знать, что вазелин совершенно непригоден для этих целей, так как закупоривает поры и ухудшает дыхание кожи. Это нередко приводит к возникновению фурункулеза. При массировании детей вообще не рекомендуется пользоваться какими-либо перечисленными средствами, поскольку при воздействии на кожу открываются и очищаются поры. Массаж детей должен быть непродолжителен, так как в противном случае может возникнуть раздражение кожи.

Сеанс массажа — это процедура, выполняемая один раз в день. Курс массажа — это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее речевое нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет.

Полный курс массажа ребенку можно делать, только заручившись согласием мамы (родителей). При беседе с ней нужно уточнить подробности тщательно собранного анамнеза. Перед проведением процедуры следует путем осмотра кожи лица, волосистой части головы, области верхнего плечевого пояса, воротниковой зоны, верхних и нижних конечностей, а также пальпации тканей определить, нет ли противопоказаний для выполнения массажа.

Так как воздействие массажа происходит поэтапно, то в его начале объектом воздействия является кожа, затем — мышцы, сосуды, лимфатическая система, суставы.

Исследуя кожу, необходимо определить ее цвет (он зависит от количества пигмента, разветвленности сосудистой сети), степень влажности, наличие на ней отеков, сыпи, гематом, повреждений.

При осмотре кожи устанавливают, нет ли излишней бледности, которая может отмечаться при низком содержании гемоглобина (анемия), инфекционных заболеваниях и т.д. Например, вследствие рожистого воспаления, начинающихся флегмон, дерматитов наблюдается покраснение на ограниченных участках.

Увлажненность кожи (усиленное потоотделение) возникает при неврозах, высокой температуре окружающей среды, повышенной температуре тела в начале заболевания.

Отеки бывают общими и локальными. Общие (нижних и верхних конечностей, лица) чаще всего связаны с заболеваниями сердца, почек. Местный отек обусловлен нарушением крово- и лимфотока и, как правило, расположен несимметрично. Это отеки воспалительного, сосудистого, травматического характера.

Сыпь на коже может появиться при детских заболеваниях (корь, краснуха, скарлатина), приеме некоторых пищевых продуктов или лекарственных препаратов. При высыпаниях на коже массаж не проводят.

Гематомы возникают в результате ушибов, при гемофилии и болезни Верльгофа. Массаж в этих случаях противопоказан.

Ссадины и царапины на массируемом участке тела не являются противопоказанием к выполнению процедуры, если они не инфицированы (без нагноения). Перед началом сеанса массажа повреждение кожного покрова следует обработать спиртовым раствором и во время процедуры обходить.

Далее проводится пальпаторное обследование лимфатических узлов, крупных кровеносных сосудов и суставов.

Лимфатические узлы в норме не прощупываются. Их увеличение и болезненность возникают при воспалительных процессах, когда идет усиленная продукция лимфоцитов. Но в климате Санкт-Петербурга редко встречается ребенок, у которого не увеличены шейные, подчелюстные или надключичные лимфоузлы. Массировать прощупываемые лимфатические узлы нельзя, их во время массажных манипуляций обходят.

Необходимо, прощупывая, определить состояние крупных кровеносных сосудов на массируемых участках (боковые поверхности шеи). Если обнаруживаются уплотнения, наблюдается болезненность, то массаж не проводят.

Пальпаторно следует определить состояние суставов — плечевых, кистей и стоп: нет ли припухлости, покраснения, болезненности.

Ключевым моментом в исследовании тела ребенка является определение тонуса мышц. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонус) и пониженным (гипотонус). При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная; при гипертонусе — напряжена, иногда болезнена; при гипотонусе — вялая, излишне мягкая, повисшая. Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа. На это надо обратить особое внимание.

Логопед, выполняющий массаж, должен: обладать хорошим осязательным чувством кожи; владеть техникой массажа; четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь ясное представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа; знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и переходить от одного к другому. Кроме того, логопед должен хорошо знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов, показания и противопоказания к выполнению массажа.

Массаж можно делать всем детям с расстройством речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Обязательно следует установить эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа. Важно во время сеанса быть к ребенку внимательным, уметь оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру.

Массируемая часть тела должна находиться в устойчивом положении и быть максимально расслаблена. (Чаще всего это касается конечностей.) Если нет прочной основы для массируемой части тела, то расслабления не наступит; для удержания конечности ребенок будет напрягать мышцы, что приведет к утомлению и снизит эффект от массажа.

Противопоказаниями к проведению массажа является наличие:

• гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;

• гематомы на массируемом участке тела;

• активной формы туберкулеза;

• болезней крови и капилляров;

• тромбозов сосудов;

• острой крапивницы, отека Квинке в анамнезе;

• онкологических заболеваний;

• инфицированных ран;

• фурункулеза;

• ОРЗ;

• гиперчувствительности у ребенка.

Если ребенок недавно перенес ангину, массаж ему также противопоказан (после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней).

перейти в каталог файлов

referad.ru

Блыскина И. В. Комплексный подход Логопедический массаж

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы

Блыскина И. В.

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж:

Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008Содержание

Вместо введения 5

Из истории массажа 7

Комплексный подходк решению проблем коррекции речис использованием традиционныхи нетрадиционных методов 13

Основы логопедического массажа 21

Гигиенические основы проведения массажа 21

Анатомо-физиологическое обоснование массажа,механизм его действия на организм человека 27

Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения 31

Мышцы, участвующие в акте говорения 35

Основные положения 35

Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом 37

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом(мимические мышцы) 38

Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом 41

Основы методикисегментарно-рефлекторного массажа 44

Основные положения 44

Основные приемы массажа 47

Поглаживание 47

Растирание 51

Разминание 53

Линии, по которым выполняетсясегментарно-рефлекторный логопедический массаж 54

Область лица 54

Область шеи 55

Язык 55

Верхний плечевой пояс 56

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики 56

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе 56

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе 57

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнениядля укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка 59

Упражнение для мышц шеи 59

Упражнения для мышц губ 60

Упражнения для мышц языка 60

Основы методики точечного массажа 61

Основы методики массажа рефлексогенных зон 79

Основные положения 79

Массаж кистей и стоп 80

Расположение рефлексогенных зон 80

Массаж кистей рук 85

Плантарный массаж 87

Аурикулярный массаж 88

Массаж волосистой части головы 92

Массаж профессора Ауглина 94

Краниопунктура, или скальптерапия 97

Дифференцированная артикуляционная гимнастика 101

Основные положения 101

Упражнения для мышц плечевого пояса 103

Упражнения для мышц шеи 104

Работа по преодолению слюнотечения 104

Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторныхмышц и подвижности нижней челюсти 105

Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек 106

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц 108

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка 108

Упражнения для тренировки подвижностимышц мягкого неба 109

Словарь терминов 111

Вместо введения

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».

Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.

Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.

В странах Востока с древних времен сохранились методы лечения человека посредством поддержания в нем баланса энергии. В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.

Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее.

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности1 артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

перейти в каталог файлов

referad.ru

Аурикулярный массаж - Блыскина И. В. Комплексный подход Логопедический массаж

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы

Аурикулярный массаж

Большинство ученых представляют аурикулу (рис. 25) как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела.

Рис. 25. Ушная раковина

Точки образуют около 18 зон (рис. 26). Каждая из них «контролирует» определенную систему человека. В числе зон есть и те, которые служат для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Рис. 26. Аурикулярные зоны

Аурикулярный массаж очень действен, так как при этом, по утверждению ученых, информация с периферии идет непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга.

Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз.

Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Логопеду массаж ребенку удобнее всего выполнять, посадив его на стульчик спиной к себе. Воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок (прерывание массажа даже на 30 секунд сводит на нет весь предыдущий эффект), желательно придерживаться одного ритма движений (медленный или быстрый), как правило, выбор ритма происходит интуитивно.

Аурикулярный массаж целесообразно начать с области мочки и завитка, продвигаясь к вершине ушной раковины и ножке завитка, повторяя прием несколько раз. Затем несколько раз массируют противозавиток, сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее растирают границу противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка (массируют и раковину, и тыльную сторону аурикулы).

После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Козелок регулирует функцию надпочечников и укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание сверху вниз кожи перед козелком.

Заканчивается массаж загибанием аурикул вперед. Потом их резко отпускают.

По наблюдениям, улучшение гибкости ушной раковины способствует общему укреплению здоровья.

Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущений тепла (5—7 минут).

Для целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти рекомендуется массировать по порядку следующие зоны:

• противокозелок;

• трехстороннюю ямку;

• зону перехода ножки завитка в восходящую часть;

• воронку (самую глубокую часть раковины).

Тем, кто тяжело встает утром, можно рекомендовать полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.

Захватив пальцами верхушку ушной раковины, произвести резкие, быстрые и интенсивные движения по ее краю в направлении к мочке.

Повторить 20 раз. Допустимо выполнять упражнение, не вставая с постели.

Массаж волосистой части головы

Массаж волосистой части головы стимулирует крово- и лимфоток, в связи с чем улучшаются регенерационная работа нервов, обменные процессы, а следовательно, память и мыслительная деятельность человека. (Как побочный эффект — начинают интенсивнее расти волосы, улучшается их структура.)

Этот массаж выполняют один раз в день, желательно не в вечернее время. Показан детям с полутора лет.

Во время массажа ребенок должен находиться в положении сидя, логопед — за его спиной. Массирующему следует учитывать, что кожа волосистой части головы отличается значительной толщиной, легко собирается в складки (за исключением области темени). Здесь много сальных и потовых желез; кровеносные сосуды представляют собой густую сеть артерий и вен; лимфатические сосуды пролегают вниз, назад, в стороны от темени и идут к лимфатическим узлам, расположенным около ушей и на шее. Из лобной области головы лимфа направляется к околоушным узлам. Примерно в том же направлении растут волосы.

Этот массаж проводят путем непосредственного касания кожи (для чего волосы последовательно разделяют проборами на расстоянии около 2 см друг от друга) или же поверх волос.

На голове принято выделять массажные линии, которые идут радиально от макушки вниз. Логопед должен направлять движения руки соответственно направлению роста волос и ходу лимфотока. Делать массаж против роста волос не рекомендуется, так как это способствует травмированию их корней, засорению выводных протоков желез и вызывает у ребенка неприятные ощущения.

Поглаживание производят в продольном и поперечном направлениях. Для обнажения кожи головы при продольном направлении массажа делают расческой пробор ото лба к затылку. Продольное поглаживание выполняют следующим образом.

Подушечки всех пальцев, кроме большого, располагают на проборе, чуть касаясь поверхности головы. Производят ими легкое поглаживание спереди назад. Прием повторяют до 5 раз. Затем такое же количество движений выполняют более интенсивно, но в данном случае их целесообразнее проделать возвратно-поступательно, чтобы не вызвать у ребенка болевых ощущений.

Можно выполнять этот прием несколько иначе: пальцами одной руки производить поглаживание от макушки к лобной области, а пальцами другой руки — к затылочной.

Растирание делают в тех же направлениях, но более интенсивно. Его можно выполнять и спиралевидными движениями.

За растиранием следует разминание. Оно представляет собой сдвигание волосистой части головы. Одну ладонь кладут на затылочную область, другую — на лобную и смещают кожу к макушке. Затем обе ладони располагают над ушными раковинами и также сдвигают кожу к центру.

Затем выполняют интенсивное пунктирование (постукивание) по каждой из предложенных линий.

Массаж проводят ритмично, в медленном темпе. Особое внимание следует уделить растиранию сосцевидных отростков (костные выступы за ушами).

Заканчивают массаж граблеобразным поглаживанием всей волосистой части головы.

Целесообразно массаж волосистой части головы сочетать с другими видами массажа, особенно верхнего плечевого пояса и шеи.

перейти в каталог файлов

referad.ru

Блыскина И. В. Комплексный подход Логопедический массаж

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы

Упражнение для мышц шеи

Ребенок сидит на стуле, голову держит прямо. Логопед стоит за спиной ребенка, положив ему левую руку на левое надплечье. Затем правой рукой поворачивает голову ребенка за подбородок вправо и удерживает ее в таком положении (рис. 18). Далее просит ребенка вернуть голову в исходное положение. В момент наивысшего напряжения логопед отпускает руку.

Упражнение повторяется в противоположном направлении.Рис. 18. Положение рук массирующего при выполнении

изотонического упражнения для мышц шеи

Упражнения для мышц губ

1. Губы ребенка не напряжены. Логопед фиксирует пальцами углы губ ребенка и просит его с силой изобразить улыбку. Пальцы от углов губ отрывает в момент наиболее сильного их напряжения.

2. Логопед просит ребенка улыбнуться. Зафиксировав пальцами углы его губ в улыбке, предлагает ребенку вытянуть их в трубочку. Отрывает пальцы от губ в момент наиболее сильного их напряжения (рис. 19).

Рис. 19. Положение рук массирующего при выполнении изотонических упражнений для мышц губ:1 — фиксация пальцами углов рта;

2 — фиксация пальцами углов рта в улыбке

Упражнения для мышц языка

1. Язык ребенка высунут. Логопед просит ребенка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.

2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.

При помощи вышеописанных упражнений ребенок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков.

Основы методики точечного массажа

В настоящее время уже известно более 1700 биологически активных точек (БАТ), из них полным признанием пользуются 695 (так называемые классические точки). В лечебной практике наиболее популярны приблизительно 150 точек воздействия. Для выполнения точечного массажа лишь с узкой целью коррекции речевых расстройств логопедам или непрофессионалам, например родителям, достаточно знать порядка 40 точек, анатомо-топографические ориентиры которых описаны на с. 59—69 (табл. 2).

Что представляют собой БАТ? Чем подтверждается достоверность их существования? Самое неопровержимое доказательство — опыт поколений, более чем тысячелетняя практика.

БАТ — это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определенным внутренним органом. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Потому такие точки получили название «активные точки», что характеризует их физиологически.

По данным В.Г. Адаменко (1969), диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда же человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см, а когда находится в состоянии эмоционального напряжения или бывает болен, площадь отдельных точек настолько увеличивается, что образуются целые участки (зоны) с повышенной проводимостью. В случае заболевания человека заметно повышается электрический потенциал активных точек, причем не всех, а дифференцированно, что происходит с участием коры больших полушарий головного мозга.

Одни точки откликаются на заболевания органов грудной клетки, другие — печени, почек и т.д. Это явление позволило врачевателям древности сгруппировать точки по линиям, которые называются каналами, или меридианами.

С учением о меридианах тесно связано учение о жизненной энергии. В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия ци (чи). Древневосточные медики выявили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, глазам, ушам, языку, носу, где циркулирует по строго определенным путям (меридианам). Врачеватели потому и рассматривали главные органы как причину болезни, а кожу и поверхностные органы — как арену внешней симптоматики. Словно еще один орган чувств у человека, меридианы обеспечивают его связь с окружающей средой, оживляют мышцы и кости, управляют потоком крови и выполняют ряд других функций. Большинство меридианов носят названия основных внутренних органов (меридиан легких, меридиан желудка, меридиан сердца и т.д.). В связи с тем, что 14 меридианов имеют строгую локализацию, они называются постоянными, или основными.

Метод точечного массажа (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевой чжень), или прессация (так называемая акупрессура) — это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

В настоящей работе не ставится задача обучить широкий круг читателей точечному массажу — это и неосуществимо, и нецелесообразно. Цель данного издания — ознакомить читателей с возможностями точечного массажа и рассказать о конкретных приемах, которые способны помочь при логопедических проблемах. Точечный массаж применяют как метод рефлекторной восстановительной терапии при понижении рефлекторной возбудимости мышц, находящихся в спастическом состоянии; для укрепления третичных мышц, улучшения в них кровообращения и обменных процессов; восстановления нарушенных двигательных функций. Точечный массаж стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, регулирует деятельность желез внутренней секреции, организует энергетический баланс, причем вызывает ответную реакцию в зоне, не имеющей тесной анатомической связи с зоной раздражения.

Раздражение БАТ является одним из таких естественных лечебных методов, как, например, водолечение. Они основаны на том, что действующий на кожу импульс вызывает определенный эффект внутри организма.

Освоение акупунктуры требует нескольких лет, в то время как акупрессура, оказывая подобное же действие, гораздо легче для освоения. Этим методом без особого труда может овладеть каждый. Здесь не нужны иголки. Лечебный эффект достигается надавливанием пальцами рук на определенные точки тела.

Прежде чем приступить к точечному массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ. Непременным условием правильного выполнения точечного массажа (для достижения нужного эффекта) является попадание в БАТ, регулировка силы воздействия, верная постановка пальцев (рис. 20).

Критерием попадания в точку является появление предусмотренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают подобных ответных реакций.

При поиске нужных точек ориентирами служат различные анатомические образования — впадины, мышцы, сухожилия, кости и т.д. В древности пользовались измерением, называемым «индивидуальный цунь». Он равен расстоянию между первой и второй межфаланговыми складками третьего пальца левой руки у мужчин и правой руки у женщин. Индивидуальные цуни определяются также поперечным размером пальцев. (Поперечный размер второго сустава указательного пальца — один цунь; указательного и среднего — 1,5 цуня; указательного, среднего, безымянного и мизинца — 3 цуня.)В настоящее время используется метод определения точек посредством так называемого пропорционального отрезка. Этот метод основан на принципе разбивки вертикального размера определенных частей тела на стандартное для каждой число делений. Каждый из отрезков линии называется пропорциональным цунем. Такие цуни и указываются при описании топографии точек в методической литературе.

Приемы массажа, проводимого детям, те же, что и для взрослых, но раздражение должно быть в пределах нейтрального, гармонизирующего1 (табл. 1). Используется надавливание средней силы (не более 2 кг).

Таблица 1

Использование точек различными методами

с учетом возраста ребенка

Возраст ребенка, колич. лет

Время массажа одной точки, мин. Максимальное

колич. точек,

используемых

за 1 сеанс

Тормозной

метод

Возбуждающий метод
1-3 0,5 0,5 4-6
3-5 1-1,5 1 6-8
5-7 1,5-2 1 8
7-10 2-3 1,5 8
10 и более 3 1,5-2 8-10

При односторонних парезах применяется так называемая асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела).

Принцип, по которому выбирается прием воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами достаточно освоить два основных, наиболее часто употребляемых.

Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают I и II (или III) пальцы, держат их так в течение 1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течение 5-6 секунд (палец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия — «вывинчивают» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд.)

Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждающий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на область проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8—10 раз, что составляет 40—60 секунд воздействия.

Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитываются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон.

Таблица 2

Анатомо-топографические ориентиры расположения точек,

используемых в речевом точечном массаже

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

1

Лао-гун1

При неврозах, истерии, гипертензии, расстройстве глотания, треморе рук, судорогах В центре ладони (когда рука сжата в кулак, точка находится под безымянным пальцем, между III и IV пястными костями)

2

Хоу-си

При гемипарезе, спастической кривошее, головной боли, ригидности затылка В углублении кзади от 5-го пястно-фалангового сустава с локтевой стороны кисти руки

3

Шень-мэнь

При бессоннице, ухудшении памяти, фобиях, неврозах, вегетососудистой дистонии На ладонной стороне запястья, напротив мизинца (легче обнаружить, если рука немного согнута в лучезапястном суставе, ладонью вверх)

4

Хэ-гу

При неврите лицевого нерва, парезе мимических мышц рта, птозе века, контрактуре пальцев, вегетососудистой дистонии, оказывает анальгизирующее действие На тыльной стороне кисти, между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости (в этом месте на выпрямленной кисти, когда большой палец прижат, возникает возвышение, а когда отведен, — нащупывается углубление)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

5

Ле-цюе

При гемипарезе, патологии органов дыхания, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов На лучевой стороне предплечья, чуть выше шиловидного отростка лучевой кости, где пальпируется углубление, выше лучезапястной складки примерно на 1,5 поперечных пальца

6

Вай-гуань

При головной боли, неврозе, расстройстве сна, спастической кривошее, писчем спазме, гипотензии, треморе рук На тыльной поверхности руки, выше запястья примерно на 3 поперечных пальца, посередине, между сухожилиями

7

Нэй-гуань

При астматическом кашле, гипертензии, эпиформных приступах, расстройстве сна (широкий спектр) На ладонной поверхности руки, симметрично предыдущей точке, между двумя сухожильными тяжами

8

Цюй-чи

При неврастении, гипертензии, гемипарезе, неврозах, вегетососудистой дистонии, проблемах с VII парой черепно-мозговых нервов, общеукрепляющее У наружного края локтевой складки (если согнуть руку в локте, там образуется различимая на ощупь впадина)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

9

Шоу-

сань-ли

При гемипарезах, вегетативнососуди

стой дистонии, парезе лицевого нерва, непроизвольной дефекации, головной боли, общеукрепляющее

На 3 поперечных пальца ниже наружного угла локтевой складки, на условной линии, идущей от локтя к большому пальцу по тыльной стороне руки, между мышцами (этот перекат хорошо ощущается, если согнуть руку в локте, подняв большой палец вверх)

10

Цзу-

сань-ли

При гипертензии, астеническом состоянии, неврозах, головной боли, заболеваниях полости рта, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов (широкий спектр действий, общее тонизирующее) Ниже колена, чуть смещена наружу, у наружного края передней большеберцовой мышцы (сидя, согнуть ногу в колене и прижать ладонь к коленной чашечке; кончик среднего пальца укажет, на какой высоте лежит точка, а мизинец — на сколько она смещена вбок)

11

Цзе-си

При головной боли, головокружении, параличе нижних конечностей, эпилептиформных приступах На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление на одной линии со II пальцем, между сухожилиями

Продолжение таблицы 2
Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

12

Тай-чун

При головной боли, головокружении, судорогах у детей, нарушении сна, фобиях, эмоциональной неустойчивости, сенсорных расстройствах В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов примерно на 0,5 пальца

13

Нэй-тин

При зубной и головной болях, спазме голосовых связок, тике и спазме мимических мышц, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов Между II и III плюснефаланговыми суставами, кпереди

14

Шу-гу

При тике и спазме шейных мышц, головной боли, головокружении, эпилептиформных припадках, расстройстве слуха Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине, на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную

15

Кунь-лунь

При головокружении, головной боли, напряжении затылочных мышц, гипертензии, расстройстве нервной системы, частых судорогах у детей Во впадине между ахилловым сухожилием и задним краем латеральной лодыжки на уровне ее центра

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

16

Тянь-ту

При бронхиальной астме, одышке, потере голоса, ларингоспазме, расстройствах речи Примерно на 0,5 см выше середины верх него края яремной вырезки грудины

17

Ди-хэ

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов На середине наиболее выступающей части подбородка

18

Чэн-цзянь

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов (широкий спектр речевых расстройств) В центре подборо-

дочно-губной

складки

19

Жэнь-чжун

При обмороке, судорогах у детей, тиках и спазме мимических мышц рта, парезе круговой мышцы, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов Одиночная точка под носом, в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

20

Инь-тан

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов Одиночная точка над переносицей, в углублении на середине линии, соединяющей внутренние концы бровей

21

Бай-хуэй

При потере сознания, судорогах, апатии, ухудшении памяти, головной боли, ночных страхах у детей, неврозах, энурезе, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов (общеукрепляющее) Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» — там, где его пересекает линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин

22

Да-чжуй

При вегетососудистой дистонии, мышечно-дистонических расстройствах, писчем спазме, гипертонусе, неврозах, судорогах у детей, астенических состояниях, эпиформных приступах (широкий спектр) Одиночная точка между седьмым, последним шейным и первым грудным позвонками (находят точку сидя, наклонив голову; седьмой шейный позвонок в этом положении заметно выдается вперед)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

23

Тоу-вэй

При головной боли сосудистого генеза, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов В пологом углублении на виске, под волосами, в месте соединения лобной и теменной костей (примерно в 1,5 см от угла, где сходятся горизонтальная линия волос на лбу и вертикальная на виске)

24

Ся-гуань

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов, нарушении вестибулярного аппарата Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем слуховой кости и вырезкой нижней челюсти

25

Цянь-чжэн

При проблемах с VII парой черепно-мозговых нервов, проблемах в полости рта Под точкой Ся-гуань, на уровне нижнего края прикрепления мочки уха

26

Цзя-чэ

При расстройствах речи, спастической кривошее, охриплости голоса, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов (широкий спектр) У угла нижней челюсти, на один палец вперед и вверх (углубление проще нащупать, открыв рот)

Продолжение таблицы 2
Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

27

Да-ин

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии

28

Инь-сян

При парезе лицевого нерва, птозе века, опущении угла рта, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов, бронхиальной астме В боковой борозде крыла носа, перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза

29

Хэ-ляо

При парезах, тиках мимических мышц, проблемах с V парой черепно-мозго-

вых нервов

На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см

30

Сань-сяо

При парезах, тиках мимических мышц Посередине носогубной складки, кнаружи от точки Хэ-ляо

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

31

Ди-цан

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов, речевых расстройствах (особенно при проблемах с круговой мышцей рта) Кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка

32 Цзя-чэн-цзянь При проблемах с V парой черепно-мозговых нервов, расстройствах речи На нижней челюсти, в пересечении линий, проведенных через точки Ди-цан и Чэн-цзянь

33

Я-мэнь

При головной боли сосудистого генеза, спастической кривошее, патологии слуха, речевых расстройствах Между I и II шейными позвонками, примерно на 0,5 поперечного пальца выше задней границы роста волос

34

Тянь-чжу

При головокружении, головной боли, нарушении сна, неврастении, ригидности мышц затылка, вегетативных расстройствах Выше задней границы роста волос примерно на 0,5 поперечного пальца и на 1,5 поперечных пальца в сторону от средней линии головы

Продолжение таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

35

Фэн-фу

При головной боли, гемиплегии, эпи-формных припадках Между затылочной костью и I шейным позвонком

36 Фэн-чи При головной боли, головокружении, гипертензии, неврастении, эмоциональной неуравновешенности (широкий спектр) Под затылком, в костной ямке позади уха, под волосами, на уровне наружного слухового прохода, у наружного края трапециевидной мышцы

37

Лянь-цюань

При логоневрозах, расстройствах фонации, проблемах с дыханием, дизартрии На средней линии шеи, выше ее складки на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща

38

Шан-

лянь-цю-

ань

При патологии дыхательных путей, расстройствах фонации, логонев-

розах, дизартриях, афазиях

На средней линии шеи, посередине верхнего края подъязычной кости, на 1 поперечный палец выше точки Лянь-цюань (при запрокинутой назад голове)

Окончание таблицы 2

Номер п/п Название точки Основное

использование

Местонахождение

39

Вай-цзинь-цзинь-

юй-е

При проблемах в полости рта, слюнотечении, расстройствах речи На 1 см в стороны

отточки

Шан-лянь-цюань

40

Шуй-ту

При головной боли, речевых расстройствах Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы

В таблице с 1 по 15 номер представлены точки общего действия, а с 16 по 40 — локального.

Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек. Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми.

В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1-2 точки общего действия.

Данный метод называется рецептурным, так как точки для сеанса логопед выбирает произвольно, без акупунктурной диагностики. (Акупунктурная диагностика обязательно должна проводиться врачом-рефлексотерапевтом.)

В рецептурной методике позволяется произвольный выбор точек, так как любая из вышеописанных имеет прямое или опосредованное влияние на речевую функцию. Рецептура может меняться в зависимости от действенности сочетания данных точек и состояния ребенка, но нельзя брать одну и ту же точку более пяти раз за один курс.

Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести речевой патологии у ребенка. Возможно проведение 10, 12, 15 и 20 сеансов в одном курсе массажа. Количество используемых в сеансе точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшаться (табл. 3).

Таблица 3

Примерный комплекс точечного массажа на один курс,

состоящий из десяти сеансов1

сеанса

Точки

1 О О О
2 О О Л
3 О О Л Л
4 О О Л Л Л Л
5 О О Л Л Л Л Л Л
6 О О Л Л Л Л Л Л
7 О О Л Л Л Л
8 О О Л Л
9 О О Л
10 О О О

О — точка общего действия.

Л — точка локального действия.

перейти в каталог файлов

referad.ru


Смотрите также