Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты. Краузе логопедический массаж и артикуляционная гимнастика


Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Методическое пособие для начинающих логопедов.docx, Pravilno_pishem_i_proiznosim_G_-_K_-_Kh_L_-_J_B_-_M_S_Z_-_Sh_Zh., Pravilno_pishem_i_proiznosim_Glasnye.pdf, Golikova_E_O_Formirovanie_navyka_pisma_u_shkolnikov_s_armyanskim, Раб тетр Учусь не путать звуки Ч 1.doc, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_5.pdf, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_4.pdf, упражнения 104-228.doc и ещё 83 файл(а).Показать все связанные файлы  1   2   3   4   5   6 Е. Н. Краузе

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

и

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Санкт-Петербург

КОРОНА принт

2004

Практическое пособиеББК 51.1(2)4

К78

Краузе Е. Н.

К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.

ISBN 5-7931-0265-5

Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз­личного рода речевые дефекты.

От автора

После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.

Позднее была практика в специализированном логопедичес­ком кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.).

Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индиви­дуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюде­ния специалиста. Очевидно, что детям со значительными рече­выми расстройствами для коррекции звукопроизношения недо­статочно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, ав­тор составила схему логопедического массажа для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений.

ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004

Логопедический массаж

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес­печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не­доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт­рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис­тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ­лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет­ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо­ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-

Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал.Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда­ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ­ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

Сложная дислалия

(в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития)

Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовы­вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа одно­родных по артикуляции (произношению) звуков (напри­мер, свистящие с, з, ц).

6 Логопедический массаж

Логопедический массаж 7Если нарушено произношение звуков разных групп (на­пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо­развитие речи и задержку психического развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про­цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор­мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло­вообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педа­гогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, име­ют потенциально сохранные возможности интеллектуально­го развития, но испытывают при обучении значительные труд­ности и этим отличаются от нормально развивающихся свер­стников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.

При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.

Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар­тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

Алалия

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен­ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле­вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут­риутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение вос­приятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.8 Логопедический массаж

Логопедический массаж 9

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры­той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

Заикание

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

По типу судорог, возникающих в различных отделах пе­риферического речевого аппарата, различают три вида заи­кания: клоническое, тоническое и смешанное.

При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву­ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли­тельные остановки в начале или середине слова.

Смешанная форма заикания подразумевает наличие су­дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де­фекта необходимо снизить проявление судорог.

Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

Нарушения голоса

Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существуют два основных термина для обозначения па­тологии голоса:

  • афония — полное отсутствие голоса;
  • дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.Нарушения голоса подразделяются на органические и
функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными из­менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболева­ния и т. д.)

Органические нарушения — это патология голоса, возни­кающая вследствие анатомических изменений или хрони­ческих воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применя­ется логопедический массаж.

10 Логопедический массаж

Логопедический массаж 11

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают моз­говые структуры, ответственные за произвольные дви­жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы­ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да­валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди­зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре­чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда­ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо­го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос­вещаются методы логопедического массажа, применяе­мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар­шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;
  • точечный;
  • аппаратный.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

Логопедический массаж 12

Логопедический массаж 13При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по­лученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после­операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

*Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.

  1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы  1   2   3   4   5   6 Е. Н. Краузе

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

и

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Санкт-Петербург

КОРОНА принт

2004

Практическое пособиеББК 51.1(2)4

К78

Краузе Е. Н.

К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.

ISBN 5-7931-0265-5

Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз­личного рода речевые дефекты.

От автора

После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.

Позднее была практика в специализированном логопедичес­ком кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.).

Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индиви­дуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюде­ния специалиста. Очевидно, что детям со значительными рече­выми расстройствами для коррекции звукопроизношения недо­статочно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, ав­тор составила схему логопедического массажа для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений.

ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004

Логопедический массаж

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес­печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не­доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт­рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис­тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ­лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет­ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо­ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-

Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал.Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда­ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ­ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

Сложная дислалия

(в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития)

Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовы­вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа одно­родных по артикуляции (произношению) звуков (напри­мер, свистящие с, з, ц).

6 Логопедический массаж

Логопедический массаж 7Если нарушено произношение звуков разных групп (на­пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо­развитие речи и задержку психического развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про­цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор­мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло­вообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педа­гогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, име­ют потенциально сохранные возможности интеллектуально­го развития, но испытывают при обучении значительные труд­ности и этим отличаются от нормально развивающихся свер­стников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.

При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.

Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар­тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

Алалия

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен­ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле­вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут­риутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение вос­приятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.8 Логопедический массаж

Логопедический массаж 9

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры­той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

Заикание

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

По типу судорог, возникающих в различных отделах пе­риферического речевого аппарата, различают три вида заи­кания: клоническое, тоническое и смешанное.

При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву­ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли­тельные остановки в начале или середине слова.

Смешанная форма заикания подразумевает наличие су­дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де­фекта необходимо снизить проявление судорог.

Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

Нарушения голоса

Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существуют два основных термина для обозначения па­тологии голоса:

  • афония — полное отсутствие голоса;
  • дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.Нарушения голоса подразделяются на органические и
функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными из­менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболева­ния и т. д.)

Органические нарушения — это патология голоса, возни­кающая вследствие анатомических изменений или хрони­ческих воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применя­ется логопедический массаж.

10 Логопедический массаж

Логопедический массаж 11

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают моз­говые структуры, ответственные за произвольные дви­жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы­ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да­валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди­зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре­чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда­ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо­го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос­вещаются методы логопедического массажа, применяе­мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар­шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;
  • точечный;
  • аппаратный.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

Логопедический массаж 12

Логопедический массаж 13При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по­лученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после­операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

* Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.

  1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

referad.ru

5. Качели - Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Методическое пособие для начинающих логопедов.docx, Pravilno_pishem_i_proiznosim_G_-_K_-_Kh_L_-_J_B_-_M_S_Z_-_Sh_Zh., Pravilno_pishem_i_proiznosim_Glasnye.pdf, Golikova_E_O_Formirovanie_navyka_pisma_u_shkolnikov_s_armyanskim, Раб тетр Учусь не путать звуки Ч 1.doc, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_5.pdf, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_4.pdf, упражнения 104-228.doc и ещё 83 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 5. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.

6. Пароход

7. Индюк

8. Маляр

Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел!

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк!

Б. Заходер

См. упражнение 8 на с. 54.Артикуляционная гимнастика 61

60 Артикуляционная гимнастика9. Чистим верхние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. Посчитай зубки

См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

11. Поймаем звук Л

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ

2. Маляр

1. Качели

См. упражнение 12 на с. 47. См. упражнение 8 на с. 54.3. Чистим верхние зубки4. Посчитай верхние зубки

См. упражнение 9 на с. 60. См. упражнение 9 на с. 51.5. Лошалка6. Грибок

См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54.

62 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 63

7. Гармошка

8. Барабан

См. упражнение 11 на с. 55.

Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

10. Моторчик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3 (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.

К. Чуковский

Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или про­сто прямым указательным пальцем само­го ребенка производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас — мотор! Заводи его, шофер!

64 Артикуляционная гимнастикаКомплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки

Массаж кистей рук

1. Маляр

2. Барабан

См. упражнение 8 на с. 62. 4. ГрибокСм. упражнение 8 на с. 54.

3. Лошадка

См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54

5. Гармошка

См. упражнение 11 на с. 55.6. Дотянись до носа

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка под­нять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения пальцев рук как бы под­готавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных орга­нов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы масса­жа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию (см. Схе­мы логопедического массажа на с. 22—29).

Советы логопедам и родителям

и Поза массируемого — сидя. Массируемая рука сво­бодно лежит на плоской поверхности стола.

  • Массажист располагается напротив ребенка или не­сколько сбоку.
  • Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фик­сируют массируемую конечность.
  • Массажные движения производятся в направлении откончиков пальцев к предплечью.
  • Продолжительность массажа 3—5 минут.
  • Проводить массаж можно ежедневно или через день10—12 сеансов за курс. При необходимости курс можноповторить через 10—30 дней.
  • Во время массажа можно слушать приятную, класси­ческую музыку.
  • Для большей эффективности массажа можно сочетатьего с пассивными и активными движениями кистей рук.
66 Массаж кистей рук

Массаж кистей рук 67

/. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью). Часть кисти: тыльная сторона кисти. Лвшравление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.

3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолиней­ное растирание. Часть кисти: пальцы. Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.

2. Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколь­кими пальцами).

Часть кисти: каждый палец отдельно.

Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.

  1. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.Направление движения: от основания пальцев до запястья.
  2. Повторное поглаживание (см. выше).
68 Массаж кистей рук

Массаж кистей рук 69

6. Тип движения: вибрация;пунктирование с помощью вибромассажера.

Часть кисти: тыльная и ла­донная поверхности кис­ти и пальцев.

Направление движения: от кончиков пальцев к запя­стью.

7. Повторное поглаживание(см. выше).

Завершается массаж пассивными или активными движе­ниями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика много­кратно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.

Начинать же лучше с пассивных упражнений.

Пассивные упражнения

■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, дру­гой рукой приподнимает вверх до максимального положе­ния поочередно каждый палец.

■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придер­живая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

70 Массаж кистей рук

Несколько слов в заключение 71

■ Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опи­рается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым так­же в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Несколько слов в заключение

Эффективность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения бесспорна и очевидна. Вышеописан­ная схема массажа была апробирована автором в группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) специализиро­ванного детского сада. Вот несколько примеров.

Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР.

Ребенок от второй осложненной беременности. Роды досрочные — «кесарево сечение» по показаниям (миопия). В 4 года установлено, что в анамнезе имеется ПЭП (не лечили).

Наблюдается низкий тонус в мышцах рук и органах ар­тикуляции, значительное отклонение языка вправо, затруд­нено выполнение артикуляционных упражнений, подъязыч­ная уздечка укорочена, значительная саливация (повышен­ное слюноотделение).

Нарушено произношение свистящих (межзубных) и ши­пящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует.

Шесть месяцев (с октября по февраль) с ребенком про­водились занятия по вышеописанным схемам массажа.

В результате занятий уже к середине октября был вве­ден звук РЬ, вызван звук С, к январю — вызван звук Ш. В период с февраля по май проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков. В старшей группе детско­го сада звукопроизношение и уровень развития речи пол­ностью соответствовали норме, нормализовалась мелкая моторика.

Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй беременности, осложненной токси­козом и угрозой выкидыша, роды стремительные.

72 Несколько слов в заключение

Несколько слов в заключение 73

Первые слова появились к 1 году и 6 месяцам, фразы — к 2,5 годам. Укорочена подъязычная уздечка, язык в гипер­тонусе. Наблюдается боковое произношение всех свистя­щих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ.

Занятия проводились с октября по май. Мама девочки игнорировала задания логопеда, но несмотря на это норма­лизовалось произношение свистящих звуков и звуков РиЛ к концу данного периода. В старшей группе скорректиро­ваны остальные дефектные звуки. В 5 лет звукопроизно-шение девочки соответствовало норме, ОНР III уровня.

Борис Л., 5 лет, дизартрия

Поступил в старшую группу для детей с ОНР.

Мальчик от двойни, беременность третья с угрозой вы­кидыша. Роды с осложнениями, асфиксия. Некоторое вре­мя новорожденный находился в реанимации.

Подвижность органов артикуляции слегка ограничена, язык значительно отклоняется вправо, уздечка укорочена, прикус неправильный (нижняя челюсть несколько выдает­ся вперед), низкий общий мышечный тонус.

Наблюдается боковое межзубное произношение всех сви­стящих и шипящих звуков, Ри РЬ — увулярные (горловые).

Занятия проводились в течение полугода. Нормализовалось произношение свистящих звуков, вызван и автоматизируется звук Р, значительно улучшилось состояние мелкой моторики. Этих результатов удалось добиться, хотя ребенок очень часто болел и нерегулярно посещал логопедическую группу.

Эти примеры позволяют сделать следующие выводы:

  • очевидна результативность логопедического массажа длякоррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нару­шениями речи;
  • массаж не только улучшает произношение, но и поло­жительно влияет на развитие фонематического слуха и об­щее развитие речи:
■ сочетание логомассажа с массажем кистей рук благо­творно сказывается на развитии речи и мелкой моторики.

Резюмируя все описанное в данной книге, можно реко­мендовать родителям и логопедам, заинтересовавшимся дан­ной схемой массажа:

  • получить необходимые дополнительные знания на кур­сах по массажу и из литературы, посвященной этой проблеме;
  • провести тщательное обследование артикуляционныхорганов ребенка, чтобы выяснить картину патологии;
  • составить индивидуальную схему массажа для ребенкас учетом результатов обследования;
  • начать массаж с легких поглаживающих движений (не­зависимо от области воздействия).
74 Несколько слов в заключение

Литература 75

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru

Советы по проведению логопедических занятий

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Методическое пособие для начинающих логопедов.docx, Pravilno_pishem_i_proiznosim_G_-_K_-_Kh_L_-_J_B_-_M_S_Z_-_Sh_Zh., Pravilno_pishem_i_proiznosim_Glasnye.pdf, Golikova_E_O_Formirovanie_navyka_pisma_u_shkolnikov_s_armyanskim, Раб тетр Учусь не путать звуки Ч 1.doc, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_5.pdf, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_4.pdf, упражнения 104-228.doc и ещё 83 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 Советы по проведению логопедических занятий
  • Воздействия не должны вызывать у ребенка негатив­ных эмоций, интенсивность массажных приемов (сила на­давливания, количество повторов и т. д.) должна наращи­ваться постепенно в зависимости от состояния ребенка иего отношения к данным занятиям.
  • К приемам, вызывающим легкие болевые ощущения,переходите только тогда, когда достигнете полного довери­тельного отношения ребенка к вам.
  • Если ребенок перенес какое-либо заболевание, чтоповлекло за собой перерыв в ваших занятиях, временноснизьте интенсивность массажных приемов.
  • Для коррекции звукопроизношения необходимо соче­тать сеансы массажа с комплексами артикуляционной идыхательной гимнастики, упражнения для которых подби­раются индивидуально для каждого ребенка в соответствиис характером нарушения звукопроизношения.
  • Схему массажа и комплекс упражнений артикуляци­онной гимнастики необходимо корректировать в соответ­ствии с изменениями, происходящими в органах артикуля­ции.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать се­годня! Терпения вам и успехов!

Литература

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­ральным параличом. М.: Просвещение, 1989.

Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. М.: Совет­ский спорт, 1991.

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2000.

Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991.

Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопе­дия: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.

Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопеди­ческий массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999.

Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: ACADEMA, 2003.

Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с деть­ми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых на­рушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001.

Новикова Е. В. Зондовый массаж: Коррекция звукопро­изношения. М.: ГНОМ и Д, 2000.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения. М.: Просвещение, 1989.

Содержание

От автора 3

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Показания к проведению логопедического массажа 4

Дизартрия и ее стертые формы 4

Сложная дислалия (в том числе с общим недоразвитием речи и

задержкой психического развития) 5

Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой . 6

Алания 7

Ринолалия 8

Заикание 8

Нарушения голоса 9

Виды и приемы логопедического массажа . . 10

Условия проведения логопедического массажа 14

Обследование артикуляционного аппарата 16

Обследование артикуляционной моторики 17

Обследование звукопроизношения 19

Противопоказания к назначению логопедического массажа . . 20 Оборудование помещения для проведения логопедического

массажа 21

Схемы логопедического массажа 22

Гимнастика для мышц шеи 29

Логопедический массаж язычной мускулатуры 29

Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии(послеоперационный период) 33

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов . 34 Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов (для детей старшего дошкольного и школьного возраста) .... 39АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика 40

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при

стертой дизартрии 44

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ 49

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч 52

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х 56

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ 58

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ 61

Комплекс артикуляционной гимнастики

для развития подъязычной уздечки 64

МАССАЖ КИСТЕЙ РУК

Несколько слов в заключение 71

Советы по проведению логопедических занятий 74

Литература 75

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Sbornik_igr_po_avtomatizatsii_zvukov.pdf, Padezhnye_okonchania_uchimsya_upotreblyat_pravilno.pdf, Grigorenko_Glasnye_zvuki_i_bukvy.pdf, Graficheskie_diktanty-rabochaya_tetrad.pdf, Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьни, Литвак А.Г.ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.doc, Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими, Kak_vernut_RECh.pdf и ещё 61 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 Советы по проведению логопедических занятий
  • Воздействия не должны вызывать у ребенка негатив­ных эмоций, интенсивность массажных приемов (сила на­давливания, количество повторов и т. д.) должна наращи­ваться постепенно в зависимости от состояния ребенка иего отношения к данным занятиям.
  • К приемам, вызывающим легкие болевые ощущения,переходите только тогда, когда достигнете полного довери­тельного отношения ребенка к вам.
  • Если ребенок перенес какое-либо заболевание, чтоповлекло за собой перерыв в ваших занятиях, временноснизьте интенсивность массажных приемов.
  • Для коррекции звукопроизношения необходимо соче­тать сеансы массажа с комплексами артикуляционной идыхательной гимнастики, упражнения для которых подби­раются индивидуально для каждого ребенка в соответствиис характером нарушения звукопроизношения.
  • Схему массажа и комплекс упражнений артикуляци­онной гимнастики необходимо корректировать в соответ­ствии с изменениями, происходящими в органах артикуля­ции.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать се­годня! Терпения вам и успехов!

Литература

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­ральным параличом. М.: Просвещение, 1989.

Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. М.: Совет­ский спорт, 1991.

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2000.

Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991.

Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопе­дия: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.

Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопеди­ческий массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999.

Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: ACADEMA, 2003.

Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с деть­ми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых на­рушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001.

Новикова Е. В. Зондовый массаж: Коррекция звукопро­изношения. М.: ГНОМ и Д, 2000.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения. М.: Просвещение, 1989.

Содержание

От автора 3

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Показания к проведению логопедического массажа 4

Дизартрия и ее стертые формы 4

Сложная дислалия (в том числе с общим недоразвитием речи и

задержкой психического развития) 5

Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой . 6

Алания 7

Ринолалия 8

Заикание 8

Нарушения голоса 9

Виды и приемы логопедического массажа . . 10

Условия проведения логопедического массажа 14

Обследование артикуляционного аппарата 16

Обследование артикуляционной моторики 17

Обследование звукопроизношения 19

Противопоказания к назначению логопедического массажа . . 20 Оборудование помещения для проведения логопедического

массажа 21

Схемы логопедического массажа 22

Гимнастика для мышц шеи 29

Логопедический массаж язычной мускулатуры 29

Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии(послеоперационный период) 33

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов . 34 Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов (для детей старшего дошкольного и школьного возраста) .... 39АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика 40

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при

стертой дизартрии 44

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ 49

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч 52

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х 56

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ 58

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ 61

Комплекс артикуляционной гимнастики

для развития подъязычной уздечки 64

МАССАЖ КИСТЕЙ РУК

Несколько слов в заключение 71

Советы по проведению логопедических занятий 74

Литература 75

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

referad.ru

4. Лягушка — хоботок - Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Методическое пособие для начинающих логопедов.docx, Pravilno_pishem_i_proiznosim_G_-_K_-_Kh_L_-_J_B_-_M_S_Z_-_Sh_Zh., Pravilno_pishem_i_proiznosim_Glasnye.pdf, Golikova_E_O_Formirovanie_navyka_pisma_u_shkolnikov_s_armyanskim, Раб тетр Учусь не путать звуки Ч 1.doc, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_5.pdf, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_4.pdf, упражнения 104-228.doc и ещё 83 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 4. Лягушка — хоботок

5. Лопаточка

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.

2. Лягушка

3. Хоботок

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

6. Трубочка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.

*3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Лого­педическая гимнастика». 46 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 47

9. Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щекпопеременно (перегонка воздуха из од­ной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.

10. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.

11. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

48 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 49

Рекомендации логопедам и родителям
  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражне­ний к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в мед­ленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра­вильно выполнять движения.
  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколь­ко раз в день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3упражнения и выполнять их в течение занятия (если онопроводится специалистом) или в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если уребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­бенку поднять язык вверх.
  • После освоения ребенком начального комплекса гим­настики рекомендуется постепенно добавлять упражненияс учетом индивидуальных дефектов произношения.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ

2. Лопаточка

1. Лягушка — хоботок

См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок

4. Киска сердится

Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя».Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

50 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 51

5. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

См. упражнение 12 на с. 47.

6. Трубочка

См. упражнение 6 на с. 45.9. Посчитай нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.

7. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

52 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 53

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч

2. Лопаточка

1. Лягушка — хоботок

См. упражнения 4 и 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок

(с произнесением «пя-пя-пя»)

4. Чашечка

См. упражнение 3 на с. 49.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.

5. Бублик

6. Фокус

7. Лошадка

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

54 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 55

8. Маляр

11. Гармошка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

9. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

10. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

56 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 57

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х

1. Лягушка — хоботок

2. Лопаточка — иголочка

См. упражнение 4 на с. 45.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.

3. Киска сердится

4. Чистим нижние зубки

5. Посчитай нижние зубки

См. упражнение 9 на с. 51.

6. Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

7. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.

См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.

58 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 59

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

2. Лопаточка

1. Лягушка — хоботок

См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье

(с произнесением «пя-пя-пя»)

См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46.

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru


Смотрите также