Восстановление речи (логопедические приемы) в постинсультном периоде. Логопедический массаж при афазии


Когда нужен массаж логопеда | Логопед по Скайпу

Статья-консультация для родителей

«Когда нужен массаж логопеда»

учителя-логопеда

ГБУСО «Центр социальной помощи семье

и детям Трубчевского района»

Канаевой Елены Григорьевны

Когда нужен массаж логопеда?

Логопедический массаж – это очень популярная в последние годы логопедическая технология. Традиционными методами работы не всегда можно устранить речевые нарушения у детей, с которыми обращаются к нам родители.

Логомассаж позволяет нам, логопедам, справляться с более тяжёлыми формами речевой патологии, которых сейчас появилось очень много. Применение логопедического массажа значительно сокращает  время коррекционной работы при формировании у детей звукопроизносительной стороны речи. И именно логопедический массаж, являясь частью общей комплексной системы коррекционной работы, является абсолютно незаменимым средством в борьбе с нарушенным тонусом.

Когда же нужен массаж логопеда?

Логопедический массаж показан в тех случаях, когда есть нарушение мышечного тонуса. Это чаще всего бывает при дизартрии. Дизартрия, это такое сложное речевое нарушение, при котором нарушено не только звукопроизношение, но может быть грубо нарушена просодическая сторона речи, присутствовать разные уровни Общего речевого недоразвития, нарушение фонематического слуха. При помощи логопедического массажа, мы получаем эффект, в плане именно коррекции звукопроизношения.

Также логопедический массаж показан при заикании, особенно при возникновении заикания, когда оно возникает остро, в инициальной стадии. В таких случаях массаж хорошо снижает мышечный тонус.

Обязательно показан массаж при ринолалии, особенно в послеоперационный период.

При афазии у взрослых очень эффективен логопедический массаж.

При задержках речевого развития неясного генеза. У ребёнка вроде бы нет никаких противопоказаний для появления речи, у него правильно говорят родители, у него нормальное строение артикуляционного аппарата, слух проверен, а речи нет и нет. Такие случаи тоже не редкость. И вот вместе с другими логопедическими мероприятиями, чтобы запуск речи произошёл как можно быстрее, мы назначаем такому ребёнку курс логопедического массажа, речь появляется на много быстрей.

Ещё логопедический массаж эффективен в тех случаях, когда звуки у ребёнка уже вызваны, но очень долго не входят в речь. Иногда проходит месяц, два, три, а звуки у ребёнка автоматизируются только в условиях логопедического занятия. В таких случаях можно простимулировать артикуляционный аппарат ребёнка активирующим массажем и дела пойдут быстрее.

При инфантильном типе глотания очень показан логопедический массаж. Несколько слов о том, что это такое.

К 2,5 – 3 годам ребёнок должен научиться проглатывать пищу, поднимая язычок к верхнему нёбу. Но если ребёнку не предлагали твёрдую пищу, а продолжали его кормить протёртой пищей с баночек, с блендера, то у него так и не формируется правильный тип глотания. Язычок не поднимается, и тип глотания остаётся инфантильным. Это может повлечь за собой всевозможные ортодонтические проблемы, когда ребёнок будет вынужден обратиться к врачу-ортодонту.

В этом случае логопедический массаж позволит ребёнку научиться правильно поднимать язычок, вовремя глотать, и будет правильно сформирован свод твёрдого нёба. Правильное формирование свода твёрдого нёба абсолютно необходимое условие для нормальной физиологии и речевого развития ребёнка.

Логопедический массаж показан ребёнку с моторной алалией. Малышу с моторной алалией очень трудно найти произвольную позу для языка, у него, так называемая, апраксия. Он может в произвольном плане чмокнуть губками, легко может вытянуть губки, облизнуть варенье, но совершенно не может выполнить эти движения произвольно. В этих случаях логопедический массаж будет хорошим подспорьем для борьбы с апраксией.

Логопедический массаж показан при нарушении голоса. Но в этих случаях свои  действия  обязательно нужно согласовать с фониатором или лор-врачом, потому что органические поражения голосовых связок могут быть противопоказанием для логопедического массажа.

Чтобы массаж был эффективным проводить его нужно регулярно. Курс логопедического массажа – 10 дней. С интервалом – один раз в полугодие, при необходимости – один раз в квартал.

Существует  ряд противопоказаний для логопедического массажа.

  • Прежде всего, это все заразные заболевания (дерматиты, стоматиты, коньюктевиты), гнойничковые и грибковые заболевания, кариес.
  • Противопоказанием является повышение температуры у ребёнка или увеличение лимфатических узлов. Перед началом массажа всегда необходимо проверять, не увеличены ли лимфатические узлы у малыша. Их увеличение может говорить о том, что малыш заболевает, или этот процесс уже идёт. И если мы начинаем делать массаж заболевающему ребёнку, то процесс болезни может быть бурным, ребёнок может переболеть, гораздо тяжелей, его иммунная система может не справиться со своими задачами.
  • Логопедический массаж нельзя делать ребёнку, у которого на лице ссадины, царапины, высыпания.
  • Противопоказаниями являются фурункулёз, болезни крови и сосудов.
  • Полным противопоказанием к логопедическому массажу и массажу вообще является эписиндром (симптоматическая эпилепсия) в анамнезе.         

Чтобы не брать на себя лишнюю ответственность, логопедический массаж следует проводить по назначению врача. Обязательно нужно обратиться к врачу неврологу или детскому педиатру и получить разрешение на проведение логомассажа.

Список используемой литературы:

 

1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 2-е издание. АКАДЕМА ,2002.

2.Архипова  Е.В. Логопедический массаж.

3.Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М.:Советский спорт, 1991.

4.Васичкин В.И Справочник по массажу.Л.: Медицина, 1991.

5.Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Реабилитация афазий | Логомаг

Представьте себе, что вы вдруг попали в чужую страну, ваш интеллект при этом абсолютно сохранен, и вы обладаете ясным осознанием того, что хотите сказать, но не можете, потому что не знаете языка этой страны. Даже если вы будете стараться подражать словам, которые слышите, вас, вряд ли поймут, потому что вы не сможете составить фразы и фонетически правильно оформить ее. Так же дело обстоит и с пониманием вами устной и письменной речи народа этого государства: вам будет казаться, что звуки и буквы не несут никакого смысла, возможно, вы даже не сможете выделить из звукового ряда отдельного слова. Примерно так же обстоит дело с восприятием и продукцией речи у человека с афазией.

Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха. Афазия подразделяется на моторную, сенсорную, амнестическую. Чаще всего острое развитие афазии наблюдается при нарушении мозгового кровообращения, несколько реже при ушибах мозга, эпи-и субдуральных гематомах, очаговом менингоэнцефалите, опухолях мозга. Афазия может носить стойкий или преходящий характер. Преходящие нарушения речи обусловлены прежде всего транзиторными нарушениями мозгового кровообращения, возникающими в результате стеноза левой средней мозговой либо левой сонной артерии. Транзиторные нарушения речи могут наблюдаться также при ассоциированной мигрени. Стойкая (хроническая) афазия возникает при необратимых нарушениях структур головного мозга.

Многие люди с хронической афазией получают реабилитационную помощь, которая в какой-то мере помогает восстановить утраченные компоненты речевой деятельности, но, к сожалению, в большинстве случаев, восстановить речь до прежнего уровня не удается, поэтому наряду с восстановительными программами, курсами медикаментозного лечения, им необходимо умение приспособится к жизни с афазией как в микро-, так и в макро- социуме, сформировать новый образ жизни.

«Самый важный инструмент в моей жизни – это слово, слово, использование которого стало для меня труднейшей задачей. Мой голос слаб и нем, он в плену у инсульта, который отнял у меня язык», – заявил один больной, страдающей афазией. Примерно каждый пятый случай инсульта влечет за собой осложнения в виде афазии. Афазия делает человека беспомощным в повседневной жизни, порой лишая его возможности совершить самый простой акт коммуникации. Человек лишается шансов получить высшее образование и достойную работу, вместо чего приобретает ощущение обреченности, безнадежности, отсутствия перспектив на будущее.Уже больше столетия ученые знают о том, что у большинства людей речь контролируется левым полушарием. В 1836 году никому не известный французский врач Марк Дакс прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех без исключения обнаруживались признаки повреждения левого полушария. Сообщение Дакса, несмотря на всю значительность представленных в нем данных, прошло незамеченным — быть может, потому, что оно исходило от безвестного практикующего врача, работавшего за пределами Парижа. Тридцать лет спустя Поль Брока представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но мог тем не менее нормально читать и писать, а также понимать все, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения речи было поражение в лобной доле левого полушария. Этот особый участок, прилегающий к двигательной зоне коры и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией Брока. Вот пример речи человека, страдающего ей: «Да … э-э … Понедельник … отец и я …, и отец … э-э больница … и э-э… среда … среда 9 часов … и э-э … Четверг … 10 часов, врач … два … врача … и э-э … зубы …» (человек пытался говорить о приеме у зубного врача).

Жертвы афазии другого типа произносят хорошо артикулированные звуки, из которых они строят грамматически правильные, но совершенно бессмысленные фразы: "Хорошо. Это — …. мать, она решает ее работу, чтобы сделать ее лучше, но когда она смотрит, эти два мальчика, смотрящие в другую сторону. Одно их маленькое ведро а в это время здесь. Она работает в другое время, потому что она пропадает». Здесь больной пытался описать предложенную ему картинку. Этот вид афазии — афазия Вернике — возникает при повреждении верхне-заднего участка левой височной доли, названного зоной Вернике по имени локализовавшего ее в 1874 году Карла Вернике.

Таким образом, осветив основные аспекты данной проблемы, возникает необходимость рассмотреть методы реабилитации и восстановления речевых функций, а так же некоторые исследования, проводимые в рамках этой проблематики, которые могли бы значительно улучшить качество жизни людей, страдающих нарушением функции языка. 

1. Восстановительные резервы мозгаУченые выяснили, как «резервные» области мозга активизируются в случае травмы и обеспечивают компенсацию нарушенных функций. Их открытие предполагает новый взгляд на то, как работа мозга, перенесшего вредные воздействия, может быть быстро реорганизована и положено начало восстановлению утраченного.В своих экспериментах Jacinta O’Shea и ее коллеги сосредоточились на исследовании дорсальной премоторной коры мозга, которая, как известно, управляет выбором действий. Дорсальная премоторная кора представлена в обоих полушариях, и левое полушарие является доминирующим в этой функции управления. Ученые знали, что после того, как неблагоприятный фактор поражает одну сторону мозга и парализует ту или иную функцию, активность неповрежденного полушария возрастает. Но они не знали, означало ли такое возрастание активности специфическую компенсаторную функцию мозга. В экспериментах ученые применяли безвредные способы угнетения активности левой дорсальной премоторной коры на добровольцах. Исследовалась способность испытуемых выбирать действия в комплексе заданий с нажиманием на кнопку, в процессе выполнения задания, они сканировали их мозг, что бы обнаружить изменения в мозговой деятельности.Ученые установили, что угнетение исследуемой области мозга кратковременно нарушило выполнение задач, но работа быстро возобновилась: в это время, как показывали сканеры мозга, повысилась активность противоположной коры, которая обеспечила компенсацию, причем это было не просто повышение активности всего головного мозга, а именно функционально-специфических отделов, ответственных за выполняемую деятельность.

Когда возрастание активности правой дорсальной премоторной коры вызвало восстановление нарушенной функции, стали угнетать ее, а воздействие на левую прекратили, обследуемые вновь испытали трудности в решении задач, но через некоторое время вновь стали справляться с заданиями.

Ученые заключили, что на начальной стадии адаптивной компенсации после неблагоприятного воздействия на мозг, когда ключевому узлу в круговороте обработки информации нанесен ущерб, здоровые корковые структуры могут гибко повторно формировать новые связи, которые позволяют сохранить нарушенную функцию. [7]Michael S. Vitevitch – профессор психологии Университета Канзаса, предпринял попытку объяснить, как восстанавливается функция речи после черепно-мозговой травмы или инсульта, взглянув на эту проблему с точки зрения математики и информационных технологий. Как когнитивный психолог, Vitevitch длительное время исследовал индивидуальный словарный запас человека, процессы запоминания слов и их извлечения из памяти. Если в словаре слова упорядочены по алфавиту, то в мозгу имеет место принципиально иная организация: в нем создаются ассоциативные связи по звучанию, смыслу или комбинации звуков и значений слов.Заинтересованный новой областью знаний, названной наукой сетей, Vitevitch обратился к работе ученых в других дисциплинах, которые используют теорию сетей, и проанализировал, как такие сложные системы работают. «Теория сетей – математический взгляд на вещи, будь то экосистема, расписание рейсов самолетов, Интернет или общество. Некоторые системы беспорядочно собраны, другие – очень структурированы, подобно атомам в кристалле», – сказал он.

Используя анализ сетей и специальные компьютерные программы, он создал базу данных, состоящую приблизительно из 20000 английских слов, что составляет среднестатистический словарный запас человека, для которого английский язык является родным. Далее он создал трехмерную модель, в которой каждое слово (узел сети) получило фонологических и семантических «соседей». Ученый обнаружил такую закономерность, что некоторые узлы имели много связей, но большинство – мало. «Это неравенство – неплохая вещь, – сказал он, – короткие отрезки служат для связи узлов в разных концах системы». Такая способность обходить главные центры – узлы системы с множеством связей, обеспечивает системе стабильность и жизнеспособность при повреждении центров. [4] Действительно, его наблюдение вполне соотносимо с организацией мозга, в котором образуются ассоциативные сети, поэтому в реабилитации больных важно использовать сохранные структуры, которые можно использовать в обход травмированным.

2. Поиск и разработка методов восстановления речиМногие факторы могут влиять на восстановление языка после травмы или болезни. Неврологические, поведенческие, познавательные, лингвистические, психологические, социальные аспекты были в поле зрения исследователей в течение многих десятилетий. Chris Code предпринял попытку проанализировать их взаимосвязи и отметил такую закономерность, что эмоциональные и психологические факторы могут влиять на способность восстановления языка на ранних этапах терапии.

Это положение подтверждается так же исследователями из Японии, которые установили корреляционные взаимосвязи между языковой функцией и настроением у больных с афазией. Они применяли препараты, которые являются ингибиторами обратного захвата серотонина, который, как известно, является «гормоном счастья». Пациенты, которые получали его, обнаружили большие успехи в восстановительном обучении. У пациентов же, у которых блокировали его выработку так же с помощью медикаментов, фон настроения был постоянно снижет и успехи в обучении оказались гораздо скромнее. [9]Учитывая этот факт, эффективной реабилитационной программой будет такая, в которой сначала проводится психотерапия и работа с эмоциями, а после этого социализация человека и его обучение жизни с приобретенным речевым дефектом, т.к. изначально важно сформировать положительный эмоциональный фон. Доктор факультета психологии Хельсинского Университета Teppo Sarkamo исследовал влияние музыки на эффективность реабилитационного процесса. Больные с нарушением речи после инсульта были разделены на три группы. Первая по нескольку часов в день слушала фолк, джаз, популярную или классическую музыку, вторая – аудиокниги, а третья, контрольная группа, не слушала ничего из этого. Помимо музыкального воздействия, во всех группах проводились и другие мероприятия по коррекции нарушенных функций. Результаты показали улучшение во всех трех группах, но характер улучшений в двух экспериментальных и контрольной были различны.

К эксперименту были привлечены 60 больных после кровоизлияния средней мозговой артерии, которые ранее не имели психиатрических и неврологических заболеваний. Они были разделены на 3 группы методом рандомизации. До экспериментального воздействия были проведены исследования памяти, внимания, личности, эмоционального фона и достоверных различий между членами групп не выявилось. Экспериментальным группам необходимо было слушать музыку или аудиокниги как минимум час в день. Через три месяца был проведен новый срез, по результатам которого обнаружилось, что у первой группы (музыка) память улучшилась приблизительно на 25 пунктов по 124-х бальной шкале, у второй (аудиокниги) прогресс составил около 15 пунктов, а в контрольной группе всего 10. Исследование внимания выявило улучшение у первой группы на 12 пунктов по 90-бальной шкале и незначительные изменения во второй и контрольной группах. В исследовании эмоциональной сферы достоверные различия были выявлены лишь в сравнении фона настроения: у первой группы он был выше, чем в двух других.Таким образом, был выявлен положительный терапевтических эффект в процессе реабилитации афазий с помощью музыки. В ранний постинсультный период музыкотерапия помогает улучшить когнитивные функции, необходимые при восстановительном обучении и создать повышенный фон настроения, на основе которого формируется более сильная мотивация к обучению. [5]

3. Нетрадиционные способы восстановления речиТрадиционные способы реабилитации афазий иногда показывают довольно скромные результаты, поэтому исследователи имеют широкое поле деятельности по поиску более эффективных методов восстановления нарушенных функций. Приведем некоторые из них. Pulvermuller [1] и его коллеги используют метод терапии принуждения («Constraint-Induced (CI) Therapy»), что бы исследовать нарушения речи в рамках хронической афазии. Первоначально этот подход был применен в реабилитации различных нозологий параличей и состоял в интенсивных упражнениях парализованной конечности и ограничении деятельности здоровой. У пациентов с афазией применяется тот же самый принцип: терапия принуждения требует, чтобы пациент участвовал в интенсивной практике нарушенной функции речи, например, говорении вслух, при ограничении использования альтернативных методов, например, жестикуляции. Используя эту технику, ее авторы получили хорошие результаты по развитию устной речи у пациентов с хронической афазией.

Laura Murray [2] и ее коллеги предположили, что значимым в процессе восстановления речи являются не только неврологические, физиологические, психотерапевтические, лингвистические, педагогические аспекты, но и психологические. Они использовали релаксационную терапию на ряду с традиционными методами, что бы улучшить устную речь у больных с эфферентными афазиями. Они применяли обучение расслаблению, визуализации. В конечном итоге результат был более успешен. Такой подход иллюстрирует точку зрения, что процесс реабилитации речи – это многофакторный процесс, и чем большему количеству факторов уделено внимания, тем больше вероятность повышения его эффективности. Осознание и принятие на практике этой многофакторности обычно ускользает от ученых, работающих в рамках традиционных подходов, чем о объясняется их меньшая эффективность. [3]

Еще одним методом, достойным быть рассмотренным в рамках этой главы является метод стрессовой терапии. Отличие этого вида терапии состоит в том, что здесь пытаются восстановить не речь, как высшую психическую функцию, а возможности человека участвовать в жизнедеятельности общества. Нарушение речи – главный фактор, который снижает качество социальной жизни людей с афазией. Они нуждаются в постоянной поддержке со стороны родственников, что бы выполнять даже элементарные социальные роли (пассажир, покупатель и т.п.). Если их прежняя работа была связана с общением, то они теряют трудоспособность и, как следствие, материальную независимость от общества.

Человек сталкивается с 14 основными ситуациями общения: просьбой, выражением потребности, приветствием, ответом, отнесением к какой-либо категории чего-либо, описанием, утверждением, привлечением внимания, опросом, предупреждением, возражением, извинением, приказом и повторением. Главная цель этого метода состоит в том, что бы на основе наглядно продемонстрированных речевых поведенческих стратегий в каждой ситуации включить в терапию элементы обучения поведению в коммуникативно-стрессовых ситуациях. Здесь оцениваются степень фрустрации пациента и его речевые реакции на стрессоры в разных ситуациях. «Нас интересовал прежде всего психосоциальный аспект общения или взаимосвязь стрессов и эффективности коммуникации», – говорит Therese Marie Abesamis, одна из авторов этого метода. – Основываясь на этой связи, мы разработали практические методы, которые помогают пациентам в бытовых ситуациях общения вне стен реабилитационного центра, поощряют их активное участие в таких ситуациях и обеспечивают поддержку в общении в социальном окружении».

В рамках этого метода вводится понятие лингвистическая нагрузка, которое означает языковые требования, предъявляемые к человеку в каждой из ситуаций, для того, что бы акт коммуникации оказался эффективным. Эти требования состоят в синтаксических особенностях фразы, в необходимости (или ее отсутствии) устанавливать причинно-следственные и другие логические связи и т.п. Соответственно, чем больше таких требований предъявляется к ситуации коммуникации, и чем более высокого они уровня, тем больше лингвистическая нагрузка. Чем выше лингвистическая нагрузка в той или иной ситуации, тем сильнее ситуация фрустрирует больного с афазией. Таким образом, в рамках этого подхода к реабилитации больных с афазией анализируются кроме фрустрационных реакций пациентов вышеперечисленные требования к ситуационному речевому акту и в целом лингвистическая нагрузка. В ситуации привлечения внимания лингвистическая нагрузка минимальна: этот речевой акт можно осуществить одним словом, например, «Смотри!» или кратко описать объект и назвать признаки, по которым он выделяется из окружения и достоин внимания. Но ситуация описания тоже достаточно простая: она требует перечисления внешних признаков и не предполагает раскрытия внутренних характеристик объекта, рассуждений, постановки гипотез и т.п.

Более сложная с этой точки зрения ситуация выражения жалобы: человек должен сформулировать ее во внутреннем плане и найти языковые средства, что бы ее выразить. Так же большее напряжение вызывает ситуация возражения, когда необходимо обосновать свое отклонение от предложенной точки зрения. Здесь необходимо приводить аргументы, логически связывать одни объекты или явления с другими. Очевидно, подобные стрессовые ситуации влекут за собой негативные эмоциональные реакции. Их необходимо анализировать в процессе реабилитации и учить пациентов управлять ими, то есть терапевтическое воздействие направлено здесь не только на обучение речевому поведению в каждой ситуации, но и на коррекцию восприятия и реакции на стрессовые факторы. [6]Член Национальной Ассоциации больных афазией США доктор Hinckley поставила перед собой вопрос о том, как использовать познавательные способности и физиологические процессы мозга, чтобы достигнуть положительных изменений в ходе реабилитации. Она полагает, что оценка различных аспектов познавательных функций – главная основа терапии. Она выделяет 5 таких аспектов: внимание, память, визуально-пространственные навыки, язык и произвольность. Произвольность является наиболее сложной, потому что она включает в себя этапы мотивации, планирования, исполнения и коррекции. В осуществление этих процессов включены и память, и внимание, и язык. В своей практике реабилитации она использовала обучение пациентов стратегиям поведения, которые, [8]

 ЗаключениеАфазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическим процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой» зоны, и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора. В одних случаях афазия протекает как грубое нарушение устной – экспрессивной и импрессивной речи, в других – как нарушение импрессивной речи из-за дефектов понимания логико-грамматических конструкций речи. Во многих случаях афазия сопровождается аграфией и алексией, т. е. нарушениями письма и чтения. При афазии нарушаются практически все три вида речи – устная (экспрессивная и импрессивная), письменная (чтение и письмо) и внутренняя речь. Все эти виды речи и их разные формы нарушаются по-разному при разных формах афазии и степень тяжести говорения, понимания речи, умение писать и читать так же разная: от самой грубой степени нарушения до легкой. При афазии грубо нарушается предметная отнесенность слова: больные не могут по слову найти предмет, изобразить его, понять значение слова.Стойкое нарушение способности говорить приводит к инвалидизации: человек теряет возможность выполнять многие социальны функции и остро нуждается в реабилитации. Рассмотренные методы восстановления направлены на разнообразные аспекты проблемы и их комплексное применение помогает человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством. 

Ссылки1. Pulvermuller, F, Neininger, B., Elbert, T., Mohr, B., Rockstroh, B., Koebbel, P., and Taub, E. (2001). Constraint-induced therapy of chronic aphasia after stroke. Stroke, 32, 1621-1626.2. Murray, L. L. (1999). Attention and aphasia: theory, research and clinical implications. Aphasiology, 13, 91-111.3. http://www.aphasia.org/news_and_events/aphasia_therapy_in_the_new_millenium.html4. http://www.health.am/ab/more/stroke-patients-recover-language-skills/5. http://www.medicalnewstoday.com/articles/98607.php6. http://speech-language-pathology-audiology.advanceweb.com/Editorial/Search/AViewer.aspx?AN=SP_07nov19_spp6.html&AD=11-19-20077. http://www.medicalnewstoday.com/articles/69750.php8. http://www.aphasiahope.org/research_resource.jsp?id=939. http://www.aphasiahope.org/research_resource.jsp?id=85

logomag.ru

Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

Аннотация: В работе дается подробная характеристика основного контингента больных, с которыми проводятся логопедические занятия в условиях поликлиники, дается анализ речевых нарушений при локальных поражениях передних отделов левого полушария головного мозга и методов восстановительного обучения с точки зрения нейролингвистики, что достаточно редко освещается в специальной литературе.  Логопед, имея опыт работы с больными с патологией ВПФ в течение 39 лет, обобщает приемы и методы обучения у больных  с грубой формой преимущественно моторной афазии, предлагает интересные модификации этих методик на начальных этапах восстановительной работы, описывает собственные оригинальные приемы и приводит примеры дидактического материала для работы по восстановлению чувства языка в отношении его грамматических норм.

Наиболее частыми нарушениями речи, с которыми приходится работать логопеду в поликлинике, является афазия.

Афазия, по определению Л. С. Цветковой «это особенное нарушение речи, возникающее при органических поражениях мозга, охватывающее разные уровни организации и реализации речи, обнаруживающие связь с дефектами других психических функций, приводящие к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющиеся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи». Причем среди афазий преобладают нарушения речи, возникающие в результате локальных поражений передних речевых зон левого полушария головного мозга. По нейропсихологической классификации сюда относятся:

  • динамическая,
  • эфферентная моторная,
  • комплексная моторная афазия
  • и случаи смешанных афазий с преобладанием моторной.

За годы работы собран большой материал по особенностям восстановления речи у больных с различными формами афазии, особенно моторной.

Виды и формы нарушений речи

Р. Якобсон предложил различать два вида нарушения речи.

  1. В одном из них ведущее место занимают дефекты парадигматических операций, иначе говоря, усвоение тех кодов языка, которые включают в свой состав взаимоподготавливающие отношения.
  2. В другом виде нарушений ведущее место занимают дефекты синтагматических процессов, то есть единицы плавного контекстного высказывания.

При поражении передних речевых зон левого полушария ведущее место занимают дефекты синтагматических связей.

Дефекты речи у этих больных проявляются по-разному: у одних экспрессивная речь становится вообще невозможной, у других она теряет свой активный характер и больной, правильно повторяющий слова и предложения, оказывается не в состоянии самостоятельно сформулировать развернутое высказывание, у третьих дефект принимает форму «телеграфного стиля», при котором из речи больного выпадают все предикаты и связки, в то время как коммуникативные компоненты остаются сохранными. Общим для этих больных является грубое нарушение связной, интонационно выразительной речи.

При динамической афазии очаги поражения располагаются в передних отделах речевой зоны левого полушария и наблюдаются нарушения, носящие специфически речевой характер. Центральным симптомом для этой группы больных является выраженное нарушение спонтанной развернутой речи, вплоть до практического её отсутствия. Речевые нарушения здесь задевают те глубинные уровни организации речевых процессов, которые относятся к образованию внутренней речи и распространяются на уровни семантической записи и глубинно-синтаксических структур. Речевые нарушения у этих больных не сопровождаются грубым аграмматизмом, но отмечается тенденция к редукции сложных синтаксических структур к более элементарным конструкциям. Вероятно, основное нарушение в правильном формировании самостоятельного высказывания располагается у этих больных на уровне формирования смысловой схемы высказывания и относится к недостаткам внутренней речи.

Существенно иными чертами отличается другая форма речевых расстройств, при которых нарушается не столько общее программирование высказывания, сколько его грамматическая структура. У этой группы больных нет выраженного дефекта смысловой схемы сообщения. Вы ступающие здесь трудности перемещаются значительно ближе к поверхностно-синтаксической структуре высказывания, и кодирование речевого сообщения начинает отчётливо страдать в самых основных синтаксических звеньях. Предикативная часть предложения либо опускается, либо просто снижается количество глагольных форм, вырастает удельный вес существительных, преимущественно в именительном падеже, опускаются союзы, предлоги. Этот факт указывает на грубый распад поверхностно- синтаксических структур, как на основной дефект речи больного.

Не всегда, однако, нарушения кодирования активного высказывания носят такой специфический характер. Гораздо чаще в практике встречаются случаи, когда нарушение высказываний носят более грубый и комплексный характер и когда общая инактивность и инертность нервных процессов комбинируется со специально речевыми расстройствами кодирования сообщений. В этих случаях мы наблюдаем картину с преобладанием грубой моторной афазии, приводящей к комплексному распаду речевой деятельности. Особенно часто это отмечается на начальных этапах восстановительного обучения.

Надо отметить, что у больных с поражением передних отделов головного мозга наряду с дефектами экспрессивной речи нарушается и понимание речи. Кроме сужения значений слова и нарушения понимания слов-глаголов, у больных этой группы отмечается нарушение понимания предложений, так как больной игнорирует грамматические показатели. Больные правильно понимают содержание предложений с прямым порядком слов (мальчик нарисовал дом), но отмечаются значительные затруднения в понимании предложений с обратным порядком слов (дом нарисован мальчиком), а также предложений, где для понимания имеет значение именно грамматический фактор (например, больного затрудняет задание «показать карандашом ручку» — больные поочерёдно показывают карандаш и ручку).

Кроме того, больные с поражением передних отделов головного мозга не всегда замечают ошибки в неправильных синтаксических конструкциях. Предложения «Кошка сидит под столом» и «Кошка сидит под столу (столе)» для них звучат одинаково. В понимании речи они опираются на значение слов, а не на грамматический фактор.

Надо указать на такое явление при поражениях передних отделов речевой зоны головного мозга, как нарушение чувства языка, что выражается в отсутствии или нарушении функции контроля, оценки правильности языкового явления, соответствия формы высказывания его содержанию. Так, при оценке правильности предложения часто приходится слышать от больных: «не знаю, не чувствую, так или не так».

Видимо, нарушение грамматического оформления речи у больных с афазией связано с дефектами чувства языка вследствие разрушения динамических стереотипов, лежащих в основе процесса грамматического оформления высказывания. Дезавтоматизированность речевых процессов является одним из основных свойств афазии.

Выключение какого-либо из речевых механизмов ведёт к распаду всего динамического стереотипа, управляющего данным видом речи. Наиболее грубо эти нарушения проявляются при эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия — задания

Приемы восстановления речи.

На основе учёта ряда особенностей афатических расстройств развиваются и приёмы восстановления речи.

На основании преобладания в картине речевого расстройства нейродинамических или же органических нарушений был выдвинут этапный принцип организации восстановительного обучения больных с афазией. Но на начальных этапах восстановительного обучения принцип дифференцированности методических приёмов в зависимости от формы афазии имеет меньшее значение, чем на последующих.

Так, работу по оживлению чувства языка можно начинать уже на ранних этапах восстановительного обучения, когда у больного фразовая речь ещё фактически отсутствует, но присутствуют различные нейродинамические нарушения в виде снижения психической активности, критики к своему состоянию, истощаемости внимания, имеются двигательные нарушения такие как правосторонние гемипарезы, вплоть до плегии, что усугубляет трудности восстановительной работы.

Особенностью работы на ранних этапах является то, что при известных модификациях некоторые методические приёмы могут служить и целям профилактики. Благодаря этому часто удаётся предупредить возникновение и фиксацию аграмматизма при афазии.

Так, ещё в стадии выраженных нейродинамических и речевых расстройств у больных с преобладанием моторной афазии, когда одной из основных задач является восстановление понимания ситуативной и бытовой речи, больным предлагаются для показа картинки, изображающие действия (сидит, стоит, бежит и т.п.) или картинные изображения предметов с предложением показать их по действиям (чем копают землю, чем пишут, чем забивают гвозди). Учитывая снижение психической активности, истощаемости внимания больному дается ограниченное количество картинок (в начале работы 2-3), постепенно увеличивая их количество. Здесь же можно использовать не только показ, но и по возможности называние действия, при необходимости использовать повторную и сопряженную речь, как наиболее сохранные виды речи у больных с передними поражениями речевой зоны головного мозга. Тот же приём можно использовать и при раскладывании подписей под картинками.

Для того, чтобы перейти к составлению предложений, больному сначала предлагается разделить предложение на слова (например: «сегодняхорошаяпогода»). Это лучше сделать не написав это предложение, а сначала выложить его из букв разрезной азбуки, чтобы у больного были варианты выполнения задания, т.к. буквы можно свободно передвигать, не боясь сделать ошибку.

Когда больной начинает правильно выделять отдельные слова, то ему даётся задание составить предложения определённой модели и для начала слова пишутся на отдельных карточках для более свободного комбинирования этих слов и даётся образец. Сначала даются совсем простые предложения (девочка читает книгу; студенты сдают экзамены; корова даёт молоко). Затем предложения усложняются, вводятся предлоги; даётся задание составить по 2 предложения из одних и тех же слов (прямой и обратный порядок слов) для преодоления персевераций, например:

  1. Самолёт летит над морем.
  2. Над морем летит самолёт.

Это задание уже представляет некоторые трудности для больных с поражением передних отделов речевых зон из-за снижения активности и инертности.

По мере оживления чувства языка и восстановления грамматического строя больным предлагается составить из отдельных слов более длинные и сложные предложения. Но сначала даются предложения определённой конструкции с предъявлением образца и письмом слов на отдельных карточках, например:

  • Ребята выпустили птичку из клетки.
  • Мы купили билеты в театр.
  • Я люблю блины со сметаной.

Затем даются предложения с несколькими предлогами, например:

  • Дети гуляли с бабушкой в парке.
  • Мы катались на лодке по озеру.
  • Хозяйка идёт в магазин за продуктами.

Часто больных затрудняет составление предложений типа:

  • Ворона сидит на ветке дерева.
  • Ребята загорают на берегу реки.
  • Мы подошли к остановке троллейбуса.

Здесь также помогает система карточек.

При дальнейшем восстановлении больным даются более длинные предложения различных моделей без образца, а также задание составить предложения из отдельных слов в целом рассказе. Например, составить предложения в рассказе «Кто на чём писал?»:

Бумаги, было, в, не, времена, далёкие. Рукописи, табличках, на, первые, глиняных, первые, появились. На, писали, металле, потом. Бумагу, кость, на, слоновая, востоке, заменяла. Письма, использовали, животных, для, кожу, часто. Книг, много, сохранилось, таких. Руси, в, на, коре, древней, берёзовой, писали.

Пока у больного отсутствует фразовая речь и присутствуют различные нейродинамические расстройства, больным лучше давать готовые формы, то есть не давать заполнять пропущенные окончания, а вставлять в короткие предложения часто используемых моделей одно и то же слово с различными окончаниями:

  • Это … .
  • У меня нет … .
  • Дай мне … .
  • Я пью чай из … .
  • Я любуюсь красивой … .
  • Чашку, чашка, чашкой, чашки.

Для наглядности можно сопроводить это упражнение рисунком предмета, а также написать эти слова на карточках, чтобы больной мог вставить то одно, то другое слово. Логопед при этом прочитывает составленное предложение вслух, то есть больной оценивает правильность конструкции, предъявленной со слуха и в письменном виде.

Также можно работать и с другими частями речи, особенно актуальна при моторной и динамической афазии работа с глаголами.

Сначала даются глаголы только в единственном или множественном числе или в различных числах одного лица для того, чтобы было меньше вариантов выбора, что особенно актуально для больных с выраженными нейродинамическими нарушениями.

Например:

Он … песню. Ты … песню. Я … песню. Она … песню. Поёт, пою, поёшь. Вы … песню. Они … песню. Мы … песню. Поют, поёте, поём.

Затем даётся глагол, например «читать», в различных числах и лицах:

- Вы … эту книгу? — Нет, мы все … этот журнал, а я … газету. — Ты … учебник? — Да, я … учебник.

Девочка … книгу. Мальчик … журнал.

Читаю, читаем, читают, читает, читаешь, читаете.

Можно дать больному задание на заполнение пропущенных окончаний, предлогов, сначала не более 2-3.

Например, вставить пропущенные окончания существительных «е» или «у»:

Мы учимся в институт. . Задержка произошла в аэропорт. . Хорошо отдыхать на мор. . Рабочий работает на завод. . На снег. видны следы. На пол. постелен ковёр. На стен. висит картина.

Вставить пропущенные предлоги: в, на, по.

… лесу много грибов. Мы гуляли … лесу. Мы шли … красивой тропинке. Мы остановились прямо … тропинке. Белка живёт … дупле. Белка прыгает … веткам. Белка сидит … ветке. Кошка бежит … двору. Дети играют … песочнице. Бабушки сидят … скамейке.

Эти приёмы можно использовать и при восстановительном обучении с больными с сенсорной и акустико-мнестической афазией.

Этапы логопедической работы

На начальных этапах восстановления речи предлагается более частотный словарь, чем на более поздних, но здесь необходим индивидуальный подход. В работе высокого преморбидного уровня может быть использована и менее частотная лексика на раннем этапе работы. Индивидуальный подход необходим и на более поздних этапах восстановительного обучения, особенно при восстановлении развернутого высказывания.

На более поздних этапах, когда степень выраженности нейродинамического компонента значительно уменьшается и на первый план выходят собственно речевые нарушения, упражнения по восстановлению чувства языка, фразовой речи дифференцируются в зависимости от формы афазии.

Так, при динамической афазии основная работа проводится по составлению предложений различной сложности по схеме от самых простых до развёрнутых предложений с постепенным уменьшением количества внешних опор.

Что же касается больных с моторной афазией, то здесь на первый план выступают упражнения, направленные на преодоление аграмматизма, особенно глагольного.

Широко используются упражнения на заполнение пропущенных окончаний глаголов, существительных, прилагательных; пропущенных предлогов.

На заключительном этапе проводится работа по составлению сложной развёрнутой фразы. Особую трудность представляет составление и использование в собственной речи сложноподчинённых предложений. Больному даётся задание по восполнению пропущенного союза, главной или подчинённой части предложения. Дидактическим материалом для выполнения этой работы служат различные художественные произведения, газетные статьи, пособия для занятий по русскому языку и обучению иностранцев русскому языку.

На всех этапах восстановительного обучения необходима последовательность, постепенность и градуированность в организации восстановительного обучения как по содержанию, так и по числу используемых в работе с больными приёмов и упражнений. Вредно как застревание на одном и том же, так и слишком поспешный переход к последующим пунктам программы восстановительной работы.

Даже используя множество упражнений для восстановления какой-либо стороны нарушенной речевой функции, далеко не всегда можно достичь автоматизации этого процесса. Но у больного часто наступает улучшение речевой функции, не связанное с теми сторонами речи, над которыми велась работа. Прогресс нередко носит характер общего развития речи, а не специфического, то есть связанного с прямой направленностью восстановительного приёма. Этот интеграционный эффект является особенно ценным. Он, видимо, связан с системным взаимодействием сторон речи в процессе восстановления. Значение такого обобщённого эффекта по сравнению с чисто специфическим (когда больной начинает различать и использовать только то, над чем с ним работали) значительно больше. В этой возможности интеграции и заключается основное значение организованного, направленного восстановления.

Реабилитационная помощь больным в условиях поликлиники и проведения восстановительного обучения на дому не даёт развиться тенденции к быстрому распаду личности, потери навыков самообслуживания, двигательной активности, свойственной больным, оставшимся без своевременного восстановительного речевого обучения, позволяет достигнуть положительной динамики даже у больных с грубыми речевыми и нейродинамическими нарушениями.

Шипарёва Галина Ивановна,логопед окружного неврологического отделенияГБУЗ г. Москвы «Городская поликлиника № 107Департамента здравоохранения города Москвы»

 Loading ...

logoportal.ru

Восстановление речи после инсульта мозга: логопедические упражнения

Как мы уже не раз говорили, обширность зоны мозгового поражения практически напрямую способна влиять на степень тяжести речевых расстройств, возникающих после инсульта. Подобные расстройства, как правило, оказывают наиболее негативное воздействие на пострадавших от мозгового удара, так как вместе с функцией речи пациенты теряют функции социальной коммуникабельности, что способствует полной дезадаптации больных после инсульта.

Афазия после мозгового удара

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия», где проводится реабилитация после перенесенного инсульта, травм позвоночника и хронических болей.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Что такое афазия и каковы ее основные формы?

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

ВНИМАНИЕ! Читатели рекомендуют

Для восстановления организма после перенесенного инсульта, а также для профилактики повторных ИНСУЛЬТОВ наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании 16 лекарственных трав и натуральных компонентов — Сбор Отца Георгия. Сбор Отца Георгия помогает улучшить глотательный рефлекс, восстанавливает пораженные клетки в головном мозге, речь и память. А также проводит профилактику рецидивов инсульта.

Читать о новой методике Малышевой ...

Вид нарушения речи Характеристика вида Моторная афазия Сенсорная афазия Смысловая афазия Тотальная афазия
Состояние представляет собой патологию, при которой у пострадавшего сохраняется способность к пониманию чужой речи, но возникают реальные трудности с произношением звуков или же слов. К сожалению, самые тяжелые формы моторной афазии могут характеризоваться даже полным отсутствием речи, а также крайне сложным ее восстановлением либо не полным восстановлением
Такое патологическое состояние, для которого характерны явные нарушения в понимании чужой речи при полном сохранении слуха либо способностей к обычному самостоятельному разговору. Такие пациенты часто могут выражать свои мысли невероятно многословно, при том, что речь этих больных оказывается насыщенной бессмысленностями
Данное состояние после инсульта чаще встречается одновременно с амнестическими проблемами, когда больные попросту забывают значение слов, качества отдельных предметов и пр
Патология, которая может быть охарактеризована полным отсутствием как физиологически нормального звукопроизношения, так и всякого понимания происходящего

Как логопед может помочь пострадавшим с афазией?

Сразу следует заметить, что по мнению профессиональных специалистов (врач логопед), первые полгода (ну или максимум один год) после развития афазии, связанной с состоянием инсульта могут считаться наиболее плодотворными в смысле восстановления речи. Но, это вовсе не означает, что в этот период речь восстанавливается самостоятельно, как правило, для восстановления речи пациентам приходится прилагать существенные усилия. Речь идет, прежде всего:

  • Занятия с логопедом

    О необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач-логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.

  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом. К примеру, логопед может вызываться на дом к пострадавшему от инсульт-патологии, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Также бывают случаи, когда медики рекомендуют, чтобы логопед в реабилитационном периоде регулярно вызывался к постинсультному больному на дом для коррекции выполняемых упражнений.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом, когда логопед регулярно приходит в дом пострадавшего.  Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Конкретные упражнения, которые используют специалисты для возвращения речи

Поскольку вопросы относительно того, как восстановить речевую функцию у пострадавших от инсульта имеют достаточно специфические ответы, (когда ответ зависит от степени тяжести конкретного пациента, формы и обширности его недуга), мы посчитали возможным привести далее лишь обобщенные рекомендации относительно конкретных логопедических упражнений, которые могут подойти абсолютно всем.

Если рассматривать описываемую проблему детально, можно выделить целый комплекс логопедических упражнений, выполнение которых заключается в многократном (практически доводимом до автоматизма) произношении с пациентом простейших звуков либо звуков.

Желая, как можно скорее восстановить речевые функции, приглашая различных специалистов на дом, важно понимать, что и форсировать события, в случае с пострадавшими от инсульт-патологии, категорически недопустимо.

Реабилитация в данном случае, должна вестись от наиболее легких задач, постепенно передвигаясь, к более трудным. К примеру, в начале речевая реабилитация должна заключаться лишь в первичном растормаживании речевой функции на основе ранее сложившихся речевых стереотипов. Ведь весь процесс восстановления должен проходить таким образом, чтобы это не стесняло самого пострадавшего от инсульт-патологии и не затрудняло, тем самым, его восстановление.

Мы рекомендуем!

Для профилактики и восстановление после ИНСУЛЬТА наши читатели успешно используют метод от ЕЛЕНЫ МАЛЫШЕВОЙ. Внимательно изучив этот метод мы решили предложить его и Вашему вниманию.

Читать подробнее...

Упражнения для возвращения общения

И еще один важным момент, желательно чтобы тренировки с логопедом, приглашенным на дом, осуществлялись с применением тех или иных элементов музыкотерапии, поскольку именно эта методика обычно дает наиболее стойкие позитивные результаты у самых ранимых больных, перенесших инсульт. К примеру, если пациенту затруднительно закончить некое предложение, начатое врачом, можно предложить такому больному прослушать его либо просто спеть (первично промычать) любимые песни.

Среди подходящих абсолютно всем больным, перенесшим любую форму инсульт-патологии, назначают комплекс универсальных логопедических упражнений, которые стандартно рекомендуется выполнять не менее, чем по десять раз, принято называть следующие:

  • Упражнение «Лошадка», когда пострадавшему от инсульт-патологии предлагается активно цокать языком, изображая цоканье копыт лошади.
  • Упражнение «Змеиное жало», когда больной должен стараться до предела высунуть язык, произнося шипящие звуки.
  • Упражнение «Забор», когда пациенту предлагается показать передние зубы, как бы немного оскаливаясь.
  • Упражнения «Широкая улыбка и смех» – считается заданием, не требующим пояснений и прекрасно поднимающим настроение.
  • Упражнение «Трубочка», когда больной должен постараться свернуть кончик своего языка в трубочку и даже немного подуть в нее.
  • Упражнение «Поцелуй», когда занимающемуся рекомендуется стараться чмокать максимально громко, насколько это получается.

Несомненно, это далеко не все упражнения, которые больному сможет назначить специалист и подобные занятия могут быть существенно расширены в зависимости от состояния конкретного пострадавшего. В любом случае, подобные универсальные упражнения можно выполнять как можно больше в течение дня и чередовать практически в любой из последовательностей.

Вы все еще думаете что восстановиться от ИНСУЛЬТА и сердечно-сосудистых патологий невозможно!?

Вы когда-нибудь пытались восстановить работу сердца, мозга или других органов после перенесенных патологий и травм? Судя по тому, что вы читаете эту статью - вы не по наслышке знаете что такое:

  • часто возникающие неприятные ощущения в области головы (боль, головокружение)?
  • внезапное чувство слабости и усталости...
  • постоянно ощущается повышенное давление...
  • об одышке после малейшего физического напряжения и нечего говорить…

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве ВСЕ ЭТИ СИМПТОМЫ можно терпеть? А сколько времени вы уже "слили" на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно СИТУАЦИЯ УСУГУБИТЬСЯ.

Правильно - пора начинать кончать с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику от Елены Малышевой, в которой она раскрыла секрет лечения и профилактики ИНСУЛЬТОВ, и сердечно-сосудистых заболеваний. Читать дальше...

Рекомендуем прочитать:

загрузка...

proinsultmozga.ru

Афазия при инсульте: логопедический материал для занятий

Афазия при инсульте – это нарушение, вызванное повреждением мозговых центров, осуществляющих как восприятие чужой речи, так и собственную артикуляцию. Возможна частичная, либо полная потеря способности говорить. Существует несколько типов нарушений: динамическая афазия, моторная, сенсорная, семантическая, акустико-мнестическая, акустико-гностическая. Лечение афазии включает как медикаментозную терапию для предотвращения осложнений инсульта, так и восстановление речевых навыков с помощью упражнений.

Причины и виды афазии

Причины афазии заключаются в повреждении областей коры, ответственных за интеграцию процессов речи, а также за ее восприятие, произношение, запоминание. Поражение нервных клеток и проводящих путей возможно при геморрагическом и ишемическом инсультах, травмах головного мозга. В зависимости от локализации кровоизлияния в мозг, страдают соответствующие центры восприятия речи, ее произведения, а также интеграции:

  • Акустико-гностическая афазия после инсульта – нарушение, при котором у больного человека нарушается как восприятие, так и собственная речь. Пациент перестает понимать значение слов. Нарушается и речь самого человека – одни звуки или слова заменяются другими, отсутствует правильное согласование в предложениях. Такое случается при поражении височных долей головного мозга.
  • Акустико-мнестическая афазия это нарушение, которое характеризуется нарушением запоминания длинных предложений и словосочетаний. Причина – поражение височных центров речи. При акустико-мнестической афазии пациенты могут также заменяют слова.
  • Моторная афазия, возникающая после поражения центра Брока при кровоизлиянии, бывает двух видов: афферентная и эфферентная. При афферентной афазии больной после инсульта не может произнести звуков, т.к. забывает позицию языка и губ для их осуществления. Пациент может заменять звуки в словах, но видит свои ошибки. Такая патология развивается при инсульте в нижне-теменных областях. Эфферентная афазия проявляется в неправильной постановке фраз. В письменной речи наблюдаются перестановки букв в слове, может быть и полная потеря навыков письма. Человек осознает, что говорит неправильно и допускает грамматические ошибки. Повторяет фразы, устойчивые выражения, порой и нецензурные. Возможно торможение речи, однако первое предложение помогает развернуть следующие мысли. При этом поражаются заднелобные и премоторные корковые отделы.
  • Динамическая афазия – это отсутствие у больного инициативности в произнесении фраз и слов для общения с другими людьми. Однако при этом пациент способен повторять за другим человеком, писать под диктовку, читать вслух.
  • Семантическая афазия возникает при инсульте в нижне-теменной области. У пациента появляются трудности в восприятии значений речевых оборотов, идиоматических выражений, наречий, означающих место. Фразы короткие, как в диалогах.
  • Сенсорная афазия – нарушение восприятия звуков, неразличение похожих фонем.

Узнайте о последствиях разрыва аневризмы сосудов головного мозга. Возможные последствия операции.

Все об ишемии сосудов головного мозга читайте здесь.

 

Лечение афазии

Лечение афазии после инсульта включает в себя занятия с логопедом, а также медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию. Необходимая тщательная реабилитация при помощи родственников.

Для восстановления когнитивной функции головного мозга назначают ноотропные препараты, а также медикаменты, улучшающие кровообращение мозга и повышающие его устойчивость к гипоксии. Используют Кавинтон, Цитофлавин, Церебролизин. Необходимы также витамины группы В.

Показана иглорефлексотерапия для релаксации и улучшения мозгового кровообращения. Иногда прибегают к трансплантации стволовых клеток для восстановления когнитивных функций. Основной стратегией лечения при афазии является тренировка и восстановление утерянных при кровоизлиянии навыков письменной и устной речи.

Необходимо начать занятия с логопедом как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов. Длительность уроков по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность репетиций можно увеличивать. Следует также следить за тем, чтобы при проведении занятий не возникало посторонних звуковых раздражителей. Это очень отвлекает человека с афазией при инсульте, логопедический материал для занятий представлен ниже.

Первые занятия лучше проводить под присмотром врача в условиях стационара. Важно поддерживать пациента морально, укреплять его энтузиазм и веру в собственные силы. Просмотр телевизора не должен занимать более двух часов в день. Причем передачи должны настраивать больного на позитивный лад.

Знаете ли вы как проявляются моторные нарушения речи у детей? Основные проявления патологии.

Все о причинах и последствиях геморрагического инсульта читайте здесь.

Что такое ишемическая болезнь головного мозга вы узнаете из этой статьи http://golmozg.ru/zabolevanie/ishemicheskaya-bolezn-golovnogo-mozga.html. Лечение и профилактика патологии.

 

 

Упражнения

Задачей для больных после инсульта является разработка мышц, участвующих в речи. Упражнения для мышц языка и губ:

  • Вытянуть губы в виде трубочки, потом расслабить их. Повторить раза четыре. Время между отдыхом и упражнением – около 5 секунд.
  • Облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губы.
  • Касаться языком верхних зубов.
  • Попытаться сложить язык трубочкой, поставить его на бок.
  • Раздувать щеки.

Рекомендация! Так как человек чаще всего помнит название окружающих его предметов быта. То лучше начинать с них. При сенсорной афазии, когда пациент путает похожие звуки, необходимо использовать картинки. Пусть человек покажет изображение названного репетитором предмета. Например, можно произнести слово «бочка», и попросить показать на картинке почку и бочку на выбор.

Для восстановления письменной речи можно начать тренировку с вставления пропущенной буквы. Упражнение должно быть предельно простым. После тренировки с произнесением слов можно приступать к словосочетаниям и простым предложениям. Наиболее важными частями речи являются местоимения и существительные.

При лечении динамической афазии для разработки коммуникативных навыков необходимо подсказывать больному слово или фразу-затравку, с которого он сможет начать общение. Необходимо также чтение вслух, письмо под диктовку. Основа лечения афазии – занятия с логопедом. Лучше начать их как можно раньше для более легкой корректировки недочетов речи.

Загрузка...

.

golmozg.ru

Афазия | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР

Афазия — это полная или частичная утрата уже имевшейся речи, обусловленная органическим поражением тех отделов головного мозга, которые имеют отношение к осуществлению речевой функции. В буквальном переводе на русский язык слово «афазия» означает отсутствие речи (фазис — речь). Причинами возникновения афазий могут быть разного рода травматические повреждения и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и пр. Чаще всего афазии, в особенности сосудистого происхождения, наблюдаются у лиц пожилого возраста. Однако в последние десятилетия этот вид речевой патологии, к сожалению, существенно «помолодел» и нередко встречается у людей среднего и молодого возраста и даже у детей. У последних об афазии можно говорить лишь тогда, когда до наступления речевого расстройства речь у них была уже достаточно сформирована, то есть не ранее трѐхлетнего возраста.

Это случаи так называемой «ранней детской афазии». Сам характер развития афазии может быть различным. Так, в случаях травматического повреждения головного мозга или острых нарушений мозгового кровообращения речевое расстройство наступает сразу и проявляется резко. Переход от нормальной речи к еѐ полной утрате или грубому расстройству здесь вполне очевиден и для самого больного, и для окружающих его людей. Иное наблюдается в случаях постепенного роста опухоли или при не резко выраженных, вяло текущих нарушениях мозгового кровообращения. Здесь симптоматика афазии нарастает постепенно, по мере охвата болезненным процессом всѐ более обширных мозговых зон. К тому же по мере роста опухоли и ухудшения в связи с этим речевой функции одновременно вступают в действие и процессы компенсации, как бы скрадывающие симптомы расстройства речи. В этих случаях афазия развивается постепенно и сравнительно незаметно для окружающих и самого больного. При вяло текущих нарушениях мозгового кровообращения симптомы речевых расстройств могут то проявляться более резко, то почти полностью исчезать, что на ранних стадиях развития болезненного процесса также не позволяет провести чѐткую грань между нормальной и нарушенной речью. Афазия, так же как и алалия, представляет собой системное нарушение речи, при котором речь страдает не каким-то «частным» образом, не в отдельно взятом звене, а именно как система, то есть сразу во всех своих звеньях. Так, при афазии обычно нарушаются и понимание речи, и все основные стороны собственной речи больного (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй), и речевая память, и письменная речь (как чтение, так и письмо). Другое дело, что при разных формах афазии на первый план может выступать преимущественное нарушение тех или иных компонентов речи, тогда как другие остаются относительно более сохранными, но так или иначе всѐ равно страдает вся речь в целом. Во всех случаях афазии речь страдает не на элементарном уровне, а как сложнейшая психическая функция. Это типично языковое расстройство, при котором человек утрачивает способность использовать при построении (или восприятии и последующей расшифровке) речевых высказываний те знаки, которые приняты в языке для обозначения определѐнных звуков, слов и для выражения их связи между собой. В этом отношении афазия имеет много общего с алалией, только при алалии эта неспособность к языковому выражению мыслей не формируется изначально, а при афазии она утрачивается уже после сформирования. Напомним для сравнения, что, например, при дизартрии, механической дислалии, ринолалии человек не может нормально произносить звуки речи ввиду отсутствия необходимых для этого «материальных» условий — нет достаточной подвижности языка или имеются дефекты в строении артикуляторного аппарата. При алалии и афазии же «внешняя» возможность для нормального произношения звуков и слов имеется, но человек не знает, как этой возможностью правильно воспользоваться, что и приводит к неуместному употреблению им в речи даже правильно произносимых звуков, к не усвоению (при алалии) или потере (при афазии) их смыслоразличительной роли. То же самое относится и к употреблению слов или выражению их грамматической связи между собой. В зависимости от локализации (то есть конкретного места) поражения головного мозга характер нарушения речи при афазии будет различным. Это объясняется тем, что, несмотря на целостность работы головного мозга, разные его отделы вносят различный «вклад» в осуществление речевой функции. Например, лобные отделы отвечают за построение общей программы высказывания, височные — за восприятие и понимание речи и т. д. С учѐтом этого обстоятельства и строится классификация афазии, которая здесь не рассматривается. Симптоматика афазии, как правило, не ограничивается наличием речевых симптомов, о которых выше уже упоминалось. Наряду с ними наблюдаются также неврологические и психические симптомы. Неврологические симптомы при некоторых формах афазии чаще всего выражаются в нарушении двигательных функций (параличи и парезы конечностей и артикуляторных мышц, а также явления апраксии — нарушения произвольных целенаправленных движений и действий, приобретѐнных в индивидуальном опыте жизни, при отсутствии явлений паралича или пареза: человек как бы «разучается» выполнять эти действия, не может «найти» составляющих их элементов, в том числе и тех элементов, из которых состоит артикулирование отдельных речевых звуков). Психические симптомы выражаются в расстройствах памяти, внимания, мыслительных процессов, в нарушениях со стороны эмоционально-волевой сферы и пр. В случаях острого наступления афазии (например, при травмах, сосудистых катастрофах) она обычно проявляется как «тотальная», то есть у больного утрачивается и собственная речь и понимание речи окружающих. Как правило, вначале общая картина нарушения представляется гораздо более тяжѐлой, чем это обусловлено самим поражением головного мозга (сказываются проявления общего торможения мозговой деятельности, наличие отеков в соседних с пораженным участком отделах и т. п.). В дальнейшем даже без всякой коррекционной работы не пострадавшие непосредственно участки коры головного мозга постепенно начинают функционировать, в результате чего проясняется как подлинная степень, так и сам характер нарушения речевой функции. В частности, становится понятным, что именно преимущественно пострадало — собственная речь больного или понимание им речи окружающих. Знание этой особенности первоначального проявления афазии позволит родственникам больного не впадать сразу в панику, а буквально с первых минут и часов стать верными союзниками и ближайшими помощниками специалистов. При афазии речь обычно не утрачивается полностью — даже в самых тяжѐлых случаях остаются какие-то еѐ «осколки», хотя они уже и не выполняют функции общения. Таким речевым осколком нередко оказывается так называемый эмбол. Это отдельное слово, звуко- или словосочетание, оставшееся у больного взамен всей речи, которым он чисто рефлекторно реагирует на все случаи речевой коммуникации. В качестве таких эмболов могут выступать, например, звукосочетания типа «а-та-та» или сочетания слов типа «так-так-так» и др. Если с таким больным поздороваться, то он ответит: «ТАК-ТАК-ТАК». На вопрос о здоровье, о погоде и на любой другой заданный вопрос он ответит точно так же. И если он сам захочет о чѐм-либо спросить, то будет неоднократно и упорно, с разными интонациями повторять то же самое звуко- или словосочетание в надежде на то, что его всѐ-таки, наконец, поймут. В некоторых случаях эмбол может играть роль «пускового механизма» — он предшествует остальным высказываниям. Сам факт существования таких эмболов объясняется инертностью нервных процессов, застойными явлениями в определѐнных участках коры, в силу чего этот симптом относится не к положительным, а к негативным явлениям. По этой причине восстановительную работу обычно приходится начинать с затормаживания эмбола, препятствующего восстановлению нормальной речи. К другим часто встречающимся при афазии речевым симптомам относятся персеверации и парафазии. Персеверации — это навязчивые повторения отдельных слов или фраз (нередко и действий), в основе которых лежит инертность нервных процессов — запаздывает поступление сигнала о прекращении действия, в том числе и речевого. (Persevero в переводе с латинского означает «упорствую»). По своим внешним проявлениям персеверации иногда напоминают клоническое заикание, выражающееся в многократном повторении отдельных звуков или слогов, например: МА-МА-МА- МАШИНА. Парафазии — это неправильное, неуместное употребление звуков или слов, их замены неподходящими словами или звуками (para — греч. — возле, около). При замене отдельных звуков, обычно характеризующейся большой неустойчивостью (СКОЛ или СМОЛ вместо СТОЛ) говорят о литеральной парафазии, а при заменах одних слов другими, чаще близкими по звуковому составу (СЛОН вместо СТОЛ) или по смыслу (ЧАЙНИК вместо ЧАШКА) — о вербальной. Однотипные нарушения могут наблюдаться также при чтении (паралексии) и при письме (параграфии). Сам факт наличия парафазии свидетельствует о нарушении у больного дифференцированности значений отдельных звуков и слов. При разных видах афазии характер парафазии различен, что нередко может иметь диагностическое значение. В разделе Книги по логопедии вы сможете найти книги по работе с этим речевым нарушением: Безрукова О. А.: Слова родного языка - книга может быть рекомендована для восстанавливающих занятий больных с афазией, в ней в доступной занимательной форме представлен хорошо иллюстрированный лингвистический материал, позволяющий детям среднего и старшего дошкольного возраста расширить, обогатить и систематизировать свой словарный запас, а также может служить прекрасным материалом для обследования словарного запаса детей и взрослых с афазией Кошелева Н. В.: Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазей - методическое пособие предназначено для восстановительного обучения больных с разными формами афазии. Пособие включает авторские задания и упражнения, направленные на устранение расстройств грамматического структурирования, речевого программирования, понимания ситуативной и бытовой речи, активизацию пассивного и активного словаря Амосова Н. Н., Каплина Н. И.: Практические упражнения для восстановления у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга - учебно-методическое пособие предназначено для преодоления речевых расстройств у больных с различными формами афазии после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. Пособие состоит из трех разделов, включающих практические задания и упражнения, направленные на преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи, восстановление фонематического слуха, коррекцию произносительной стороны речи, накопление пассивного и активного словаря Шаховская С Н., Шохор-Троицкая (Бурлакова) М. К.: Системные нарушения речи. Алалия. Афазия - материалы учебного пособия полезны для понимания сложных речевых нарушений(механизмов, симптоматики), их наиболее ранней диагностики и коррекции. Пособие предназначено студентам дефектологических факультетов и логопедам

www.logopedmaster.ru

Сенсомоторная афазия после инсульта

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина - основные способы восстановления речевой функции.Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» - ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» - активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» - комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» - препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором. Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность. При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат. Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.

Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

fb.ru


Смотрите также