Логопедический массаж для детей — решение проблем с речью. Логопедический массаж


Логопедический массаж языка для детей в домашних условиях

Логопедический массаж относится к одной из логопедических методик и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата.

логопедический массажлогопедический массаж

При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.

Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Логопедический массаж для детей

Положение ребенка при проведении сеанса

Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:

  1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
  2. Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
  3. Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
  4. Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.

Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

Методика массажа

  1. Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
  2. Поглаживание верхней границы глазниц.
  3. Поглаживания от крыльев носа к ушам.
  4. Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
  5. Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
  6. Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
  7. Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
  8. Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
  9. Обработка носогубной складки.
  10. Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).

У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • Продольное и поперечное поглаживание лба
  • Поглаживание области глазниц.
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
  • Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
  • Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
  • Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
  • Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление мышц губ:

  • Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
  • Каждая губа обрабатывается отдельно.
  • Поглаживания верхней губы сверху вниз.
  • Поглаживание снизу вверх нижней губы.
  • Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
  • Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
  • Поколачивание кончиками пальцев губ.
  • Дифференциальный массаж

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.

логопедический массажлогопедический массаж

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.

Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Логопедический массаж видео

Загрузка...

vash-massazh.ru

Логопедический массаж для детей - значимость и польза

Некоторые родители не задумываются о своевременном развитии артикуляционного аппарата ребенка. И зря, ведь если поставлен такой диагноз, как ДЦП, развитие речи является важнейшим физиологическим достижением. Когда речевой аппарат ребенка развит хорошо, он постоянно пытается изображать новые звуки.

Если же после полугода у ребенка не появился лепет, звуки произносятся с большим трудом и неловкостью, а непослушные губки произносят нечеткие, смазанные звуки, можно и даже нужно начинать упражнения логопедического массажа, которые являются эффективным средством борьбы против слабости речевоспроизводящего аппарата. Нарушение периферического звена, языка, мягкого неба и щек, а также нарушения тонуса артикуляционных мышц являются основными показаниями к лечению.

Что такое логопедический массаж, его значимость и основная польза

Логопедический массаж для детей с детским церебральным параличом имеет немаловажное значение. Будучи активным методом механического воздействия, он направлен на изменение состояние мышц и тканей, нервов и кровеносных сосудов, задействованных в речевом аппарате, благодаря чему нормализуются не только произносительные звуки, но и эмоциональное состояние лиц с нарушениями артикуляции. Именно поэтому логопедический массаж активно применяется при всевозможных нарушениях тонуса мышц, таких как дизартрия, заикание и нарушения голоса. К числу положительных результатов специального массажа лица можно отнести:

  • улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что влечет за собой улучшение питания и повышение метаболизма;
  • кислородную терапию тканей – увеличение газообмена между кровью и тканями;
  • облегчение продвижения крови по артериям, ускорение оттока венозной крови;
  • рефлекторное воздействие на лимфатическую систему, улучшение функций лимфатических сосудов;
  • изменение состояния мышечной системы – повышение эластичности волокон, увеличение объема и силы их сократительной функции, улучшение общей работоспособности мышц и более эффективное их восстановление после нагрузок;
  • положительное влияние на физиологию организма в целом, благоприятные изменения в мышечной и нервной системах.

звукопроизношение

Технологическая составляющая и классификация

На сегодняшний день существует несколько видов логопедического массажа для детей:

  1. Классический ручной, применяемый без учета рефлекторного воздействия. Он проводится в непосредственной близости с пораженным участком тела или прямо на нем.
  2. Точечный массаж, при котором происходит локальное воздействие на биологически активные зоны, соответствующие специфике определенных заболеваний.
  3. Аппаратный, соответственно, проводится специальными приборами.
  4. Сегментарно-рефлекторный, основанный на принципах строения тела по сегментам: шея, воротниковая зона, волосистая часть головы, лицо;
  5. Зондовый массаж на основе методики Новиковой для языка и щек, губ и скул, а также мягкого неба. Его основная направленность – нормализация спастического состояния мышц.
  6. Самомассаж – определение говорит само за себя. При этом ребенок может не только совершать манипуляции с лицом руками, но и воспроизводить массаж языка с помощью зубов.

Современная логопедия непрестанно находится в поиске путей совершенствования речевого развития, адаптированных под деток с особыми образовательными потребностями. Логопедический массаж для детей включает в себя:

  • технологии коррекции звукопроизношения, в том числе постановка разных звуков;
  • формирование речевого дыхание при разнообразных нарушениях произношения;
  • коррекция голоса и развитие интонационной стороны;
  • формирование навыков речевой саморегуляции.

Учитывая то, что после курса коррекции и развития речи у малышей имеются некоторые трудности с актуализацией речевого высказывания, логопедические приемы направлены и на такие цели, как обогащение и улучшение словарного запаса. Делается это с помощью дидактического синквейна, который, не нарушая систему воздействия на речевую патология, обеспечивает ее логическую завершенность, не только развивает речь, но и память, внимание, мышление.

Логопедический массаж для детей с ДЦП

В связи с тем, что ребенок с ДЦП с первых дней жизни находится под влиянием патологических установок верхних и нижних конечностей, туловища и головы, положение тела для проведения процедур подбирается индивидуально. Большое значение при этом имеет выбор позы, называемой «позицией, запрещающей рефлекс». Положения могут быть следующими:

  • поза эмбриона, на спине или на боку;
  • лежание на животе, с использованием валика под грудью;
  • на спине с валиком под шею или по бокам головы и с согнутыми или полностью выпрямленными нижними конечностями.

Основная цель проведения логопедического массажа при детском церебральном параличе – расслабление мускулатуры лица и шеи, релаксация языковых мышц, ослабление гиперкинезов. Самым распространенным комплексом движений является поглаживание подушечками пальцев носа, движения от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от верхней губы к мочкам уха. Основной принцип – многократное повторение от трех до пяти раз.

Усиливает эффект логопедического массажа пассивные и активные гимнастические процедуры, проведение специальных дыхательных упражнений, направленных на становление ритмичности движений. Немаловажным аспектом успеха, дорогие мамочки, является формирование у деток положительного отношения к занятиям, а также активизация голосовой деятельности.

Безусловно, логопедический массаж должен проводить специалист. А для того что бы процесс формирования речевого аппарата был беспрерывным, логопед покажет вам некоторые массажные приемы и упражнения, которые вы будете проводить самостоятельно в домашних условиях.

Помните, что только благоприятный эмоциональный фон станет отличной мотивацией заливчатого детского лепета. Привлекайте внимание ребенка к безгранично прекрасному окружающему миру, учитесь вместе познавать окружающих людей и угадывать эмоции друг друга по мимике лица. И, конечно, не забывайте подписываться на наши обновления.

 

dcpmama.ru

Логопедический массаж | Массаж.ру

Логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. О.Е. Гревцева , И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективно используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. А чаще всего в группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и логопункты зачисляются дети именно с дизартрией.

Массаж способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ и ,в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Логопедический массаж может осуществлять учитель- логопед, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.

Следует учесть, что логопедический массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. По нашему мнению он должен входить в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в сущности, предполагает использование разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции звуков и воспроизведение её по подражанию; опора на сохранные звуки, артикуляционная гимнастика; механическое воздействие на органы артикуляции; развитие фонематического анализа и синтеза.

Основные задачи логопедического массажа.

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).

2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Уменьшение гиперсаливации.

6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.

Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя.

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме ребенка. Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Массажные движения проводятся от периферии к центру.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

В результате проведения коррекционных мер по преодолению дизартрии с применением логопедического массажа, можно наблюдать значительные улучшения в работе мышц артикуляционного аппарата, ускоренный темп постановки звуков у детей с дизартрией, преодоление гиперсаливации.

www.massage.ru

Логопедический массаж для детей - Здоровье вашего малыша

В настоящее время детям для улучшения речи очень часто назначают логопедический массаж. Что он собой представляет и чем полезен? На самом деле это очень действенный способ помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. При помощи логопедического детского массажа можно нормализовать мышечный тонус органов, отвечающих за произношение звуков. Кроме того, он оказывает положительное воздействие на весь организм.

Как может помочь массаж в развитии функций речи?

Логопедический массаж, как и любой другой вид массажа, – это механическое воздействие на определенные участки тела. Он применяется для постановки звуков и развития артикуляционного аппарата ребенка, особенно если есть нарушения мышечного тонуса. Ведь для того, чтобы произнести любой звук, мы задействуем массу мышц. И очень часто проблемы с произношением звуков связаны именно с нарушениями мышечного тонуса, как раз для его нормализации и применяют массаж.

Логопедический массаж делают в области верхнего плечевого пояса, лица и шеи, не стоит забывать и про пальцы рук. Особое внимание во время сеанса массажа нужно уделить органам речи. В первую очередь это мышцы языка, мягкого неба, щек и губ.

С какого возраста можно применять логопедический массаж?

Логопеды рекомендуют делать массаж с 4-5 лет, в таком возрасте ребенок может уже вполне осознанно повторять необходимые движения. Можно начинать применять логопедический массаж и в более раннем возрасте. Но малышу должно быть не менее девяти месяцев.

С раннего возраста его можно и нужно делать, если вы заметили:

– Если ребенку исполнилось 6-7 месяцев, а он не лепечет;– Вы заметили, что ребенку сложно произносить звуки, язык и губы его не слушаются;– Звуки получаются нечеткими;– Ребенок не понимает, как уложить губы и язычок для того, чтоб правильно произнести звук.

Но при этом очень важно соблюдать одно условие: у ребенка на сеансе массажа не должно возникать отрицательных эмоций.

Противопоказания

Есть некоторые противопоказания для проведения массажа. Его нельзя делать, если есть какие-либо воспалительные заболевания. Причем его не рекомендуется проводить как при общих воспалительных заболеваниях, например, ОРЗ, так и если у ребенка есть стоматит, конъюнктивит или какие-либо воспалительные заболевания кожи. Прежде чем начать сеансы массажа, стоит проконсультироваться с неврологом, особенно если у ребенка бывают судороги. А если во время сеанса у ребенка началась истерика, он кричит и у него посинел носогубной треугольник или наблюдается тремор подбородка, нужно прервать сеанс и успокоить ребенка.

Виды логопедического массажа

Есть несколько основных видов логопедического массажа:

– Классический. В течение сеанса используются все приемы классического ручного массажа. Начинают и заканчивают сеанс поглаживающими движениями. В процессе разминают, растирают и вибрируют необходимые зоны;

– Зондовый. Массаж по авторской методике известного логопеда Е. В. Новиковой с применением специальных зондов;

– Массаж по биологически активным точкам. Во время такого массажа происходит воздействие на определенные биологически активные точки.

Прежде чем применять логопедический массаж, нужно провести тщательное обследование, которое поможет выявить особенности строения органов речи вашего ребенка. На основании обследования специалист подберет нужный метод массажа. Своевременно пройденный курс логопедического массажа поможет избежать множества проблем, связанных с правильным произношением звуков в дальнейшем.

www.detskydoctor.ru

Логопедический массаж и гимнастика, эффективные методы коррекционной работы

Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу. Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.

Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему. Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария. Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.

Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве. Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.

Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.

Т.к. невозможно в одном выступлении рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы, я решила остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды. В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание. В журналах «Логопед», «Начальная школа», в газетах «Первое сентября» и «Комсомольская правда» появляются статьи с выразительными заголовками: «Коррекционные возможности массажа», «Чем больше умеют руки, тем лучше подвешен язык», «От двоек поможет... массаж», «Массаж для гениев».

Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не буду тратить время на их перечисление. Напомню основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.

Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.

Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ. Швейцарский детский психолог профессор Фритц Р. Ауглин отмечает: « Наши исследования и тесты показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребёнка возможности абстрактного мышления, вызывает двукратное улучшение памяти и способности мозга сопоставлять факты, что и называется интеллектом».

В лаборатории доктора Ауглина в Люцерне 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет в течение 8 месяцев каждый день делали себе логопедический массаж ушей, надбровий и носа под наблюдением учёных. Уже после 3-х недель таких упражнений у 98% детей повысилась активность мозга.

Участвовавший в эксперименте 11 -летний мальчик рассказал корреспондентам, что выполнение этих упражнений в течение 10 минут перед завтраком вошло у него в привычку. Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10. 3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми. Затем в течение 1 минуты мальчик массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.

Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз. После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей. Повторяется 20 раз. Последнее упражнение - движения челюстями: мальчик открывает рот и нижней челюстью делает энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот. Всего 10 раз.

Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.



Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме. Думаю, часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.

Комплекс логопедических упражнений для рук.

Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.

Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.

Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.

Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.

Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.

Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.

Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.

Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.

Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.

Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).

Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми. Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.

Материалы по теме: "Логопедический массаж"

logoped18.ru