Что такое БОБАТ ТЕРАПИЯ. Массаж бобат


Бобат-терапия

Бобат-терапия по праву занимает одну из ведущих позиций среди методов лечения детей с нарушениями работы ЦНС, включая органические поражения. Полная естественность всех действий терапевта и согласованность с физиологическими процессами в организме ребенка обеспечивает практически полное отсутствие противопоказаний — бобат-терапия может применяться во всех случаях, когда необходима физическая реабилитация.

Принципы Бобат-терапии

Бобат-терапия — это не отдельный метод лечения, а целая философия оздоровления, главной идеей которой является как восстановление функций отдельной части тела, так и всего организма. Поэтому основное внимание уделяется ключевому фактору, который несет ответственность за здоровье в целом: взаимодействию физической и психической составляющей.

Во время проведения курса лечения специалист занимается с детьми двигательными тренировками: приводит в движение определенную часть тела ребенка, контролируя при этом положение его головы, плеч и тазовой области. Это так называемые «опорные точки», которые определяют не только позицию тела, но и ее стабильность.

Собственно концепция бобат-терапии строится на том, что реабилитация должна проходить в той же последовательности, в которой происходит естественное развитие ребенка — удерживание головы, умение переворачиваться со спины на живот, способность использовать руки и плечевой пояс для упора, развитие моторики и пр.

Преимущества Бобат-терапии

Бобат-терапия при работе с детьми, диагностированными ДЦП и другими заболеваниями, при которых нарушается согласованность движений, сознательное управление ими или в целом разлажена работа ЦНС, использует несколько основных принципов:
  • Чередование динамических и статических нагрузок. Пассивная гимнастика, в процессе которой специалист управляет движениями тела ребенка, сменяется терапевтическими техниками, при которых проводится укладка тела в определенное положение, обеспечивающего приведение мышечного тонуса в норму.
  • Определение уровня физического развития, на котором находится ребенок на данный момент и применение нужных реабилитационных техник в соответствии с этим. Бобат-терапия не допускает нагрузок, которые являются для ребенка преждевременными или «задерживают» его на предыдущем этапе развития, не позволяя двигаться дальше.
Специалисты реабилитационного центра «Радость» готовы помочь вам и вашему ребенку, и привлекают для этого как самые последние разработки в области детской реабилитации, так и традиционные методы, уже зарекомендовавшие себя высокой эффективностью.

babymassage.ru

Бобат терапия

Бобат-терапия  получила свое название от имен ее создателей, профессора неврологии и психиатрии Карела Бобат и его супруги физиотерапевта Берты Бобат. Свое начало берет еще в 30-40 года XX века. По сути, является нейроразвивающей терапией и в настоящее время является одной из основных в реабилитационной работе с детьми, имеющими органические поражения центральной нервной системы.

Основная идея Берты Бобат — взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр — головной мозг.

Бобат-терапия может применяться в любом возрасте ребенка, от рождения и до 18 лет, не зависимо от степени поражения ЦНС, но лучшие результаты достигаются при более раннем  начале терапии.  Бобат-терапия применяется так же и в реабилитационном процессе взрослых.

Рождаясь, ребенок наделяется определенными врожденными рефлексами, которые помогают ему жить во внешней среде в первые месяцы жизни. Затем, по мере приобретения  жизненного опыта, врожденные рефлексы замещаются установочными. При поражении ЦНС мозг ребенка от общения с внешним миром получает искаженную информацию. Создаются условия для формирования приспособительных, компенсаторных стереотипов движений, которые являются патологическими и тормозят, делают невозможным нормальное развитие нервной системы.

Суть Бобат-терапии в использовании определенных поз, положений тела ребенка, подавляющих патологические рефлексы и развивающих правильные моторные навыки. Важно, что бы развитие моторных навыков совпадало с последовательностью физиологического  развития ЦНС: удержание головы – переворачивание – сидение – ползание – стояние — ходьба. Иными словами, необходимо в реабилитационном процессе пройти все физиологические этапы развития моторных навыков, восстановить потенциал ЦНС и развить правильные двигательные стереотипы.

Бобат-терапия эффективнее если ребенок является не пассивным объектом поз-положений, вынужденно находящийся в том или ином положении, а принимает необходимые позы в динамике, в результате спонтанной двигательной активности. Ваша задача, с помощью определенных поз, «лепить» правильные движения ребенка.  В идеале занятие Бобат-терапией должно напоминать игру.  Подумайте, какую игрушку и как вам нужно преподнести ребенку, что бы он занял нужную вам позу и не протестовал против нахождения в ней. Задача упрощается при работе с детьми старшего возраста, когда ребенок осознанно принимает участие в реабилитационном процессе.

Бобат-терапия должна носить непрерывный характер и стать образом жизни ребенка. Для неё не должно существовать периодов и временных интервалов. Применяйте её постоянно, круглосуточно и круглогодично. И терпения Вам!

bobat1

Бобат-терапия. Поза №1

Бобат-терапия. Поза №2

Бобат-терапия. Поза №2

bobat3

Бобат-терапия. Поза №3

bobat4

Бобат-терапия. Поза №4

bobat5

Бобат-терапия. Поза №5

bobat6

Бобат-терапия. Поза №6

bobat7

Бобат-терапия. Поза №7

bobat8

Бобат-терапия. Поза №8

bobat9

Бобат-терапия. Поза №9

bobat10

Бобат-терапия. Поза №10

bobat11

Бобат-терапия. Поза №11

bobat12

Бобат-терапия. Поза №12

bobat13

Бобат-терапия. Поза №13

bobat14

Бобат-терапия. Поза №14

bobat15

Бобат-терапия. Поза №15

 

 

dcpmama.ru

Бобат-терапия - Мой Массаж

Физиотерапевт Берта Бобат более 40 лет назад предложила на основе собственного опыта и интуиции совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями центральной нервной системы. Началось с удачных попыток выявления позиций, позволяющих затормозить патологические рефлексы. В свою очередь это способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуществимости управляемого движения.

 

Как происходит занятие?

     С самого начала  воздействия все движения управляются руками методиста-кинезиотерапевта (кинезио- переводится как движение,  т.е. кинезиотерапевт - специалист, лечащий движением), который руководствуется тремя сферами контроля движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс. При Бобат- терапии пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - в основном так называемые реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот). При умелом провоцировании рефлексов выпрямления удается провести ребенка через все естественные позиции - от лежания,  через положение на четвереньках, сидя, на корточках и до позиции  стоя и таким образом посредством многократного повторения научить ребенка всем необходимым движениям нормального  двигательного цикла развитого здорового ребенка. Все движения выполняются медленно с выжиданием активного сотрудничества пациента (иногда может пройти 5-10 минут до момента осуществления ребенком вызываемого движения). Важной группой рефлексов, используемых по методике Бобатов,  являются реакции равновесия. Реакция равновесия - автоматическое принятие положения с вертикальной установкой головы и горизонтальной установкой линии рта. При изменении этой позиции существует естественное стремление к ее восстановлению. Ребенок, восстанавливаемый таким способом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития. Поэтому методика Бобат-терапии подходит для детей, имеющих нарушения равновесия (астатическая форма ДЦП, органические повреждения ЦНС и др.)

     После многократного повторения по принципу становления временных связей, закрепляются рефлексы и навыки, приближенные к нормальным, а также приближенное к нормальному мышечное напряжение. Таким образом, ребенок учится двигательным навыкам и у него происходит снижение мышечного тонуса.

     Обязательно, с точки зрения авторов методики, упражнения должны выполняться индивидуально, в медленном темпе, причем методист (или мать) находится с ребенком один на один (условие внимания) при хорошей психической атмосфере. Упражнения следует совместить с игрой. Можно их и обогатить, соединив с обслуживанием ребенка и благодаря этому продлить на весь день.

 

Материал подготовлен ресурсом: http://zdetstvo.ru/bobat-terapiya/

mymassage.spb.ru

Бобат-терапия при спастике

Бобат-терапия при спастике

Бобат-терапия при спастике

Мышечная спастичность - это беспорядочное сокращение мышцы, которое является результатом неточной передачи сигнала между головным мозгом или нервной системой и мышцами. Дисфункция головного или спинного мозга может быть вызвана «ударом», корковым параличом, повреждением головного или спинного мозга, опухолями в головном или спинном мозге и различными нервно-мышечными заболеваниями, такими как множественный склероз или латеральный склероз. Некоторые больные с этими заболеваниями и повреждениями не становятся спастическими, но многие становятся. Больные не становятся спастическими сразу после повреждения или болезни. Мышечная спастичность обычно развивается 2-4 месяца спустя после несчастного случая или начала болезни. Неизвестно, как предотвратить мышечную спастичность, а также как предсказать, какой больной станет спастическим. Запущенная мышечная спастичность вызывает контрактуры, в результате которых возрастает потеря функциональности и болевые ощущения. Пассивные упражнения на амплитуду движения не предотвратят мышечную спастичность, но могут предупредить большинство контрактур.

Метод Бобата для снижения мышечной спастичности (для удобства Бобат) был разработан врачом и специалистом в Англии и представляет собой серию эффективных приемов обращения с мышечной спастичностыо. Для некоторых больных этот метод является «мгновенным волшебством», для других результаты видны не так быстро. Переходящий остаток положительного эффекта от одной лечебной процедуры к другой дает в конечном итоге совокупный результат.

Методические рекомендации
  1. Каждое движение повторяотся 3-5 раз во время каждого занятия;
  2. Больной может получать лечение по методу Бобата три раза в день или три раза в неделю;
  3. Чем чаще больной занимается по методике Бобат, тем скорее спастичность снизится, но это справедливо, если больной поддается лечению по этой методике;
  4. Очень важно, чтобы вся процедура осуществлялась медленно, без резких движений. Обстановка должна быть спокойной. Тихая музыка и приятный разговор могут помочь больному расслабиться.
  5. Члены семьи и те, кто ухаживает за больным, обучаются выполнению приемов, специфичных для данного больного. В дальнейшем, человека, выполняющего методику Бобат будем называть специалист.
  6. Как правило, сначала проводится лечение верхней(-них) конечности(-тей). Расслабление верхней(-них) конечности(-тей) часто способствует расслаблению нижних конечностей.
  7. Для понимания сути методики важно знать, что конечности придается такое положение, противоположное тому, которое она стремится принять вследствие гипертонуса.
  8. Различные ортезирования, шинирования и укладки в соответствии с предыдущим пунктом также являются частью методики Бобат и должны применяться в конце занятия или между занятиями. В некоторых случаях даже вместо занятий.
  9. При работе по системе Бобат недопустимы раздражающие воздействия на ладонные поверхности и поверхности свода стопы, а также на любые флексоры, т.к. это провоцирует спастику.

Замечание: когда больной энергично двигает другим суставом, из-за излишка спастичности спастичность возобновится в том месте, где благодаря использованию метода Бобата было достигнуто расслабление. Применения различных предметов, таких как мячи с иголками, аппликаторы, электромассажеры, биостимуляторы или другие, используемые только для восстановления чувствительности, при Бобат терапии применяются крайне осторожно, т.к. неправильное применение тактильного раздражения провоцирует спастику.

Примерная схема методики Бобат
Выбор исходного положения

Бобат для верхних конечностей можно делать, когда больной сидит на стуле с прямой ровной спинкой или лежит на кровати или кушетке. В остальных случаях Бобат обычно проводят в исходных положениях лежа.

Расслабление кисти

Специалист берет большой палец спастической кисти у тенара и плавным равномерным движением подвигает его кнаружи и от кисти. Движение происходит в месте, где наиболее толстая часть большого пальца сходится с запястьем. В зависимости от порога терпимости больного, это движение, возможно, придется делать очень медленно. Эта продедура не должна вызывать боли.

  • Специалист поддерживает это положение в течение 2-3 минут, давая спастическим мышцам кисти и руки время для релаксации.
  • Когда спастические мышцы начали расслабляться, специалист берет кончики четырех пальцев и начинает мягко разгибать пальцы, не дотрагиваясь до поверхности ладони. Движение медленное. Если больной дает попять, что ему больно, вытяжение пальцев ослабляется и возобновляется после того, как боль уменьшится.
  • Когда достигнуто максимальное вытяжение пальцев, сохраняется положение большого пальца и запястье приводится в положение сгибания, разгибания, радиального и локтевого отклонения.
Сгибание плеча

Держа за большой палец руки и поддерживая его в положении экстензии(разгибания) и абдукции(отведения), предплечье перемещается в медиальное положение между пронацией и супинацией. Затем, следуя за стороной большого пальца кисти, рука выводится вперед, сгибая плечо. Когда угол сгибания в плече достигает 90°, специалист кладет одну руку сзади верхней части руки больного чуть выше локтя и продолжает движение. Достигнув максимального сгибания, следует удерживать руку в этом положении для максимального расслабления.

Отведение плеча

Абдукция плеча по Бобату выполняется сохраняя положение экстензии и абдукции большого пальца. Предплечье приводится в супинацию настолько, насколько это возможно. Затем, следуя за той стороной кисти, на которой находится большой палец, производится отведение руки в сторону. Когда абдукция составляет 90°, специалист кладет одну руку сзади верхней части руки больного чуть выше локтя и продолжает движение. После того, как достигнута максимальная абдукция плеча, плечо сгибается под углом приблизительно 75°, затем всю руку мягко тянут вперед и в сторону от туловища для того, чтобы достичь растягивания лопатки.

Положение отдыха

Положение отдыха по Бобату используется тогда, когда достигнуто максимальное расслабление. Оно помогает сохранять релаксацию.

  • В случае, если больной лежит на кровати, его рука перемещается над грудью к противоположной стороне. Больному помогают взяться за локоть другой рукой, чтобы поддержать растягивание плеча. Это самое хорошее положение для больного, который начинает Бобат для нижних конечностей.
  • Если больной сидит, рука кладется на противоположное колено ладоныо вниз. Больному помогают положить сильную руку на ослабленную , держа ее на колене и сохраняя растягивание плеча.
Сгибание и разгибание ноги

Спастичность флексора и экстензора нижней конечности и смешанная спастичность по методу Бобата лечатся одинаково. Отличие состоит в исходном положении ноги больного и в различном положении рук специалиста по мере продвижения лечения. Специалист начинает с того, что захватывает большой палец стопы больного и медленно, но уверенно сгибает его вверх и сохраняет это положение 1-2 минуты, давая достаточно времени для расслабления ноги. Эта процедура аналогична процедуре с большим пальцем руки.

Расслабление согнутой ноги начинается тогда, когда она находится под углом, обычным для больного. Большой палец стопы сгибается вверх, как описано выше, и остается в этом положении.

  1. Больному, у которого спастичность флексора ноги, физиотерапевт постукивает сухожилие экстензора коленного сустава или поглаживает экстензор коленного сустава. Затем специалист спокойно, но решительно толкает верхнюю часть бедра больного прямо над коленом. Нажим осуществляется по направлению вниз, к стопе больного.
  2. Одновременно с толканием в месте прямо над коленом специалист мягко тянет стопу больного вниз и в сторону от туловища.

Расслабление выпрямленной ноги начинается с того, что нога больного, находится в выпрямленном положении. Большой палец стопы согнут и поддерживается в этом положении.

  1. Рука специалиста кладется за и над коленом больного. Боком кисти руки специалист поднимает колено больного. Если колено трудно согнуть, специалист постукивает по сухожилию сзади колена и продолжает поднимать его.
  2. Одновременно с поднятием колена специалист медленно, но уверенно тянет стопу больного назад, по направлению к ягодицам, сохраняя положение пальца стопы.

Специалист просит больного сказать ему, если процедура станет болезненной, и наблюдает за его лицом, чтобы вовремя заметить признаки боли. Если больному становится больно, специалист немного уменьшает нажим и возобновляет его, когда боль проходит.

Отведение ноги

Приемы Бобата для отведения ноги выполняются при максимальном выпрямлении нижней конечности. Больной должен находится в положении лежа на спине в кровати. Поддерживая одной рукой согнутое положение пальца стопы, специалист кладет другую руку на внутреннюю сторону колена больного. Специалист медленно, но уверенно тянет ногу кнаружи в сторону, оказывая значительное давление на колено. Необходимо контролировать ротацию, сохраняя согнутое положение пальца стопы, насколько это возможно.

Ротация бедра

При выполнении приемов Бобата для ротации бедра нога больного находится в согнутом положении. Поддерживая одной рукой палец стопы больного в согнутом положении, специалист кладет другую руку на согнутое колено больного. Рука специалиста находится с внешней стороны колена, когда колено наклоняется вовнутрь, с внутренней стороны, когда колено наклоняется наружу. Колено наклоняется в обоих направлениях так далеко, насколько это возможно. Специалист все время контролирует положение колена. Это упражнение следует выполнять медленно и ритмично. Предполагается, что нога больного будет поворачиваться с большей легкостью в одну из сторон. Специалист наблюдает за лицом пациента, чтобы вовремя заметить признаки боли. При появлении боли, специалист немного уменьшает нажим и возобновляет его, когда боль проходит.

Сгибание и разгибание голеностопного сустава

Сгибание и разгибание в голеностопном суставе необходимо производить медленно, после каждого движения делается пауза для достижения максимального расслабления. Боль не допускается.

При выполнении сгибания назад голеностопного сустава по Бобату одна рука специалиста кладется сверху спастичной ноги больного, а вторая сгибает большой палец. Специалист дает задание больному попытаться согнуть стопу на себя, помогая ему.

При выполнении подошвенного сгибания (плантарной флексии) голеностопного сустава по Бобату одна рука специалиста поддерживает спастичную ногу снизу, а вторая - на большом пальце. Специалист дaет задание больному попытаться согнуть ногу в голеностопном суставе (носок от себя), помогая ему.

altreabel.by

Бобат терапия для детей в Москве

Бобат-терапия — это один из наиболее эффективных и признанных профессионалами методов борьбы для детей с ДЦП и повреждениями опорно-двигательного аппарата.

История появления Данная методика стала известна благодаря английским врачам — Берты и Карлу Бобат. Супружеская пара имела богатый практический опыт работы с больными с поражениями мускулатуры и на основе изучения их поведения предложила лечить не каждый взятый в отдельности орган, а полностью весь организм, используя связь психики и тела пациента.

В чем заключается бобат-терапия В первую очередь бобат-терапия необходима для детей с ДЦП, которым помогает комплекс определенных упражнений. Посредством их выполнения ребенок постепенно переходит к осознанным движениям, параллельно у него уменьшается боль при выполнении базовых действий.

Специалист-кинезитерапевт внимательно контролирует все движения малыша и помогает ему осуществлять естественные манипуляции — сидеть, стоять, лежать, ползать, ходить. Упражнения, выполняемые в виде игры, помогают маленькому пациенту выработать механику выполнения физиологически правильных действий и исключить неестественные телодвижения.

В зависимости от формы ДЦП врач составляет для больного ребенка индивидуальный план лечения. Сначала доктор определяет, какие движения даются маленькому пациенту труднее всего, а с какими у него не возникает сложностей. После проведения первичного анализа подбирается набор упражнений, нужных для конкретного ребенка.

Несмотря на доказанную эффективность проведения процедуры врачом, родители должны понимать, что их участие в бобат-терапии необходимо. Они со временем в состоянии заменить специалистов и самостоятельно помогать любимым детям в борьбе с серьезным недугом.

Основные движения Перечислим наиболее универсальные движения, выполняемые в рамках проведения бобат-терапии:

  • разгибание конечностей в положении лежа на спине;
  • переворачивания туловища;
  • поднятие головы из положения лежа на животе;
  • ползание;
  • вставание из сидячего положения.
Преимущества методики
  • двигательные навыки, полученные в результате лечения, навсегда закрепляются у ребенка;
  • отсутствие риска получения травмы;
  • отсутствие побочных эффектов.
Показания
  • ДЦП;
  • сколиоз;
  • проблемы с развитием моторики и координации;
  • вывихи бедра.
Кроме того, бобат терапия практикуется для новорожденных при эпиактивности.

Бобат-терапия в Москве: куда обратиться Чтобы найти центр бобат-терапии в Москве с приемлемыми ценами, советуем прочитать отзывы родителей вылечившихся детей на соответствующих сайтах, форумах и в соцсетях. В том числе рекомендуем обратиться к нам — в Междисциплинарный центр реабилитации «Дети». У нас работают врачи, имеющие профильный опыт и желание помочь вашим детям.

Мы располагаемся вблизи станции метро «Белорусская» и работаем без выходных и перерывов на обед с 09:00 до 21:00. Для записи на прием к врачу центра заполните представленную форму обратной связи, указав в ней номер своего телефона. В течение получаса консультант свяжется с вами, и вы сможете задать ему все интересующие вас вопросы и подобрать удобное для себя время посещения.  

mcr-kids.ru

Что такое БОБАТ ТЕРАПИЯ

Откуда берет начало концепция Бобат и какое место занимает в современной иерархии методов медико-социальной реабилитации? Фундамент концепции нейроразвивающей терапии был заложен супругами Бобат в Чехии еще в 30–40-х годах ХХ века. Карел Бобат (1906–1991) в то время был профессором неврологии и психиатрии. Берта Бобат (1907–1991) работала физиотерапевтом в реабилитационном центре со взрослыми пациентами, которые перенесли инсульт или травмы центральной нервной системы. Замечая, как определенные действия вызывают положительные сдвиги у ее пациентов, Берта делилась наблюдениями с супругом, который впоследствии научно обосновал этот практический опыт с позиций тогдашних представлений о развитии и компенсаторных возможностях нервной системы.

В 1940-х годах в связи с событиями Второй мировой войны супруги переехали в Англию, где Берте пришлось работать в системе помощи детям с патологией нервной системы вместе с педагогами, логопедами, психологами, эрготерапевтами. Берта заметила, что ее подход, основанный на нейрофизиологии, у детей дает еще лучшие результаты, чем у взрослых, и что знания и навыки, полученные от реабилитологов разного профиля, существенно обогащают методику и расширяют ее возможности.

Первая в мире школа Бобат-терапии была открыта в Лондоне (Великобритания) основателями концепции. Сегодня кроме лондонского центра подготовка реабилитологов по системе Бобат проводится в Германии. В этих двух странах концепция получила наивысшее развитие и была интегрирована в работу большинства реабилитационных и специальных детских учреждений. Элементами Бобат-терапии владеют многие специалисты, которые принимают участие в реабилитационном процессе: неврологи, психологи, эрготерапевты, педагоги и др. В наше время Бобат-терапия признана медицинским сообществом как один из наиболее эффективных подходов к реабилитационной работе с детьми, которые имеют органические поражения, пороки развития ЦНС или неврологические последствия других заболеваний.

Концепция Бобат опирается на представления о генетически ­детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.

Чего мы только не предпринимали: обследовались и лечились в известных клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, молились Богу, ходили к народным целителям. Но все эти методы были малоэффективны. Алина к двум с половиной годам едва научилась сидеть, да и то с опорой, говорила всего несколько слогов. В садик ее не брали из-за тяжелой формы болезни, и она была обделена даже общением с другими детьми.

При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.

Суть Бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний(зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательное условие — применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.

В течение десятилетий концепция Бобат прошла определенную эволюцию. До 1970-х годов основой подхода было применение специальных положений тела, укладок и приемов, которые позволяют контролировать поток сенсорной информации к головному мозгу, уменьшать спастичность определенных групп мышц, угнетать патологические рефлексы. Ребенок был относительно пассивным субъектом лечения. В дальнейшем авторы концепции пересмотрели ее основные положения и пришли к выводу, что угнетение патологических рефлексов в вынужденных положениях тела является временным и не закрепляется при выполнении ребенком других движений, поэтому корректирующие сенсорные стимулы следует применять в динамике, во время спонтанной двигательной активности ребенка. Это дает возможность ребенку самостоятельно реализовать свой потенциал восстановления, сформировать правильные реакции удержания равновесия и двигательные модели.

Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте ребенка — от рождения до 18 лет, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве — до трехмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

Оборудование кабинета Бобат-терапии напоминает игровую комнату, да и сам процесс терапии для человека непосвященного выглядит как игра. Действительно, контакт с детьми младшего возраста достигается только в форме игры, но каждая игрушка в руках Бобат-терапевта несет «дозированные» стимулы, которые раскрывают генетический потенциал развития нервной системы и препятствуют формированию стойких патологических стереотипов. Терапевт четко знает, какие из спецсредств (игрушек) и каким образом предложить ребенку в тот или иной момент согласно поставленным реабилитационным целям и периодам развития нервной системы.

Процесс терапии начинается с первых минут пребывания ребенка в кабинете и переносится родителями в привычные для него домашние условия. Родители остаются главными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного ребенка. В нашем центре один из них, как правило, мать, обязательно присутствует на сеансах Бобат-терапии. Обучение родителей элементам нейроразвивающей терапии — нелегкое задание, которое требует от реабилитолога терпения и педагогических навыков. На повторных сеансах специалист оценивает результаты проделанной работы, корригирует элементы терапии или вводит новые по мере приобретения и закрепления ребенком навыков, необходимых для перехода на следующий уровень развития. Бобат-терапия — это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура.

Для достижения результата элементы терапии следует применять столько времени, на сколько это возможно и на сколько хватает терпения у родителей, в идеале — круглосуточно и круглый год. И здесь мы переходим к самому главному — проблеме взаимодействия Бобат-терапевт — семья — ребенок. Специалист Бобат-терапии в первую очередь должен быть психологом и педагогом. Практически у всех детей с патологией нервной системы присутствуют нарушения поведения, которые необходимо «обойти» для построения продуктивного контакта. Кроме того, необходимо преодолеть естественное сопротивление ребенка, вызванное необычной обстановкой и незнакомым человеком. Но все­таки, первая беседа проводится с родителями. Семьи с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, как правило, переполнены психологическими проблемами. При первичном контакте терапевту необходимо быстро определить степень заинтересованности родителей, их готовности к восприятию концепции нейроразвивающей терапии и длительной кропотливой работы, содержание которой очень часто противоречит ложным представлениям родителей о реабилитации.

Авторы статьи называют причины, по которым происходит патологическое развитие ребенка с ДЦП, а также рассказывают о применении научно-практических разработок на основе методик Бобат, Кастилло Моралес, сенсорной интеграции.

studfiles.net

Детский врач, невролог - Дмитрий Васильевич Сандаков: Стимулирующий, возрастной массаж детям первого года жизни. Основы Бобат-терапии, меридианного и точечного массажа

 16 часов. Стоимость выездного семинара определяется организатором

В современном мире, сформирован выраженный социальный запрос к формированию здорового, физически активного ребенка.

Многие из нас даже и не догадываются, что такие заболевания как остеохондроз, радикулит, артроз коленного и тазобедренного суставов, часто проявляются в подростковом и юношеском возрасте, а причина этих проявлений – неправильно сформированный мышечный тонус ребенка в раннем возрасте. Это может привести к смещению центра тяжести, что в свою очередь является причиной несимметричной нагрузки на суставы и связочный аппарат.

Знания процессов формирования мышечного тонуса и осанки, грамотное влияние на эти важнейшие факторы, позволяют не только влиять на привычные моторные навыки (переворот, ползание, навык сидеть, стоять и ходить), но и спасает малыша от ранних сколиотических нарушений, Х- и О-образной деформации ног, плоскостопия, косолапости.

На авторском семинаре детского врача-невролога Дмитрия Сандакова, в популярной форме будут даны основы неврологии детского возраста, принципы последовательного формирования установочных рефлексов и соответствующие им движения. Разьяснены основные неврологические диагнозы первого года жизни (ПЭП, ППЦНС, СМД, СДН, МФН, СПНРВ, с-мы Моро и Грефе, ВЧД, ГГС и др.). Будут продемонстрированы основы Бобат-терапии, приемы гимнастики и ЛФК. Продемонстрированы высокоэффективные методы профилактики двигательных нарушений и угрозы формирования ДЦП. Так же представлены основные приемы тибетской мануальной практики – меридианный и точечный массаж.

Семинар проводится для врачей, медсестер, родителей, заинтересованных лиц без специального образования и опыта.

Предоставляется большое количество видео и фотоматериалов на электронном носителе.

Выдается авторский сертификат.

nevronet.ru