Основные принципы ускорения раскрытия ладошки грудничка. Массаж для раскрытия ладошек


Как помочь ребенку раскрыть кулачки - лечебные упражнения - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Если трехмесячный, и даже двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках, педиатры и детские неврологи обычно назначают комплекс развивающих упражнений для кистей.

Конечно же, первым делом, малыш должен быть осмотрен этими специалистами, если вы обратили внимание, на то что его кулачки постоянно зажаты. У новорожденных зажатые кулачки - нормальное явление, которое наблюдается из-за физиологической флексорной гипертонии, о которой мы писали в отдельной статье. Связано оно с высоким тонусом мышц-сгибателей.

Однако начиная с 2-3 месяцев этот тонус должен компенсироваться тонусом разгибающих кулачок мышц, поэтому ладошка некоторое время (все большее и большее) должна оставаться открытой.

Для того чтобы привести тонус мышц кисти младенца в норму, наиболее эффективны следующие мероприятия:

  • Игры, задействующие ладошку (пальчиковые игры)
  • Лечебно-гимнастические упражнения, ускоряющие раскрытие ладошки
  • Массаж ладошки и пальцев (про массаж поговорим отдельно).

Для начала стоит сказать, что все упражнения по продолжительности должны составлять 40-45 минут в сутки, причем разбиваются они примерно на 8 блоков на протяжении дня. То есть продолжительность одного блока составляет около 5 минут. Самый главный принцип: упражнения проводятся в игровой форме, при утомлении малыша блок следует уменьшить по продолжительности. Эти упражнения-игры не должны быть для ребенка в тягость.

Теперь по порядку.

Подойдут широко известные игры, вроде сороки-белобоки, белки на тележке и т.д.

Сорока-белобока. Аккуратно раскрываем ладошку малыша, придерживая ее своей левой рукой. Указательным пальцем водим по кругу по ладошке ребенка:

“Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, деток кормила.”

Дальше поочередно распрямляем пальчики ребенка, массажируя их:

“Этому дала на тарелочке,

Этому дала на блюдечке,

Этому дала в чашечке,

Этому дала в ложечке,

А этому ничего не дала -

Он дров не носил, печь не топил,

Кашу не варил, есть не заслужил” (или “набила-набила и прогнала”, кому как нравится).

Белка на тележке. Принцип такой же - массируем по кругу указательным пальцем ладошку, затем поглаживающими движениями распрямляем пальчики.

“Сидит белка на тележке,

 продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку”.

Более взрослых деток полезно учить игре в ладушки.

Кроме игры в ладушки полезны похлопывания раскрытой ладошкой ребенка по разным поверхностям: мячик, фитбол, мягкая игрушка. Можно сочетать похлопывания с катанием ладошкой небольшого мячика. Многим малышам нравится «плюхать» ручками по воде во время купания, этот элемент также неплохо стимулирует раскрытие ладошки.

Прикладывайте раскрытую ладошку ребенка к своему лицу, во время кормления можно прикладывать к груди или бутылочке.

В упражнениях очень эффективно использование гимнастического мяча (фитбола), хотя можно обойтись и другими подручными средствами (большие резиновые мячи, крупные мягкие игрушки и т.д.). Не забывайте про технику безопасности, держите ребенка надежно, проводите упражнения над мягкими, нетравмоопасными поверхностями. Упражнения повторяют по несколько раз, не доводя ребенка до усталости. Упражнения можно разбить на несколько частей, не обязательно выполнять сразу все.

1. Ребенка положить грудью, животиком на свою левую руку, правой фиксировать за ножки. Малыша располагают над фитболом (игрушкой), после чего слегка подкидывают вверх левой рукой, ребенок инстинктивно вытягивает ручки вперед и раскрывает ладошки, опираясь на фитбол.

2. Исходное положение то же. Подносят ребенка к поверхности (кровати), так чтобы кисти малыша коснулись ее. После этого ребенка смещают к себе (параллельно кровати в направлении ног малыша), при этом пальчики раскрываются.

3. Ребенка положить на мяч животиком, ручки вытянуть вперед, сам ребенок придерживается за ножки правой рукой, левой страхуется спинка. Мяч медленно наклоняется вперед, при этом ребенок тянет ладошки к приближающейся поверхности.

4. В таком же положении ребенок размещается животиком на фитболе, при наклоне вперед малыш упирается ручками о фитбол.

5. Взрослый сидит в кресле (на кровати), малыш располагается на животике на коленях, ножками ко взрослому. Удерживая ребенка за ножки, аккуратно и медленно спускают его со своих ног к полу, при этом ребенок вытягивает перед собой ручки, а затем опирается на них.

Кроме описанных упражнений следует использовать естественные положения ребенка. 

1. Детей первых месяцев на некоторое непродолжительное время перед кормлением следует выкладывать на животик, это будет стимулировать стремление опираться о поверхность руками, и кроме этого является профилактикой кишечной колики.

2. Малышам, которые еще не умеют ползать, но лежат на животе с упором на ручки, можно стимулировать опору на кисть, слегка отводя плечики ребенка назад, добиваясь хорошего выпрямления ручек.

3. Когда ребенок умеет стоять на четвереньках, можно проводить упражнение с аккуратным подъемом головы, при этом также ручки выпрямляются, а пальчики разгибаются.

4. У детей с отточенными навыками ползания можно использовать упражнение «тачка» - при этом ребенка держат одной рукой за ножки и страхуют другой рукой под грудь, а он передвигается с упором на ладошки.

5. Следует помнить, что само по себе ползание – очень хорошая тренировка, повышающая опорность рук и обеспечивающая раскрытие ладошки, поэтому следует стараться стимулировать и поощрять этот процесс.

Стимулируют раскрытие ладошек самые разнообразные манипуляции ручками с предметами. Особенное внимание этому надо уделить с 4 до 6 месяцев, когда ребенок активно развивает мелкую моторику кисти.

Для начала подойдут предметы цилиндрической формы, не слишком объемные, чтобы удобно помещались  в ладошку (ручки погремушек, баночки от витаминов и т.д.). Сначала ребенок не обхватывает предмет большим пальцем – это нормально, такой навык оттачивается во втором полугодии жизни. Но все же, следует вкладывать игрушку правильно, чтобы большой пальчик противопоставлялся. Погремушка удобна тем, что ребенок может ее трясти, стимулируя органы слуха и зрения. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал держать предмет, дело в том, что иногда из-за повышенного тонуса мышц сгибателей ему не так-то просто выпустить предмет из ручки.

Позже ребенку даются кубики, из которых можно учиться строить башню, простые пирамидки из небольшого количества колец (сначала малыш будет учиться ее разбирать). 

В настоящее время в продаже имеется множество «развивающих» игрушек, имеющих разнообразные по свойствам поверхности, которые малыш может ощупывать, шелестеть, щелкать ими и т.д. Они неплохо развивают осязание. Дайте ребенку понажимать кнопочки (на пульте, телефоне и т.д.), только следите, чтобы он их не отгрыз и не проглотил, если есть возможность – достаньте диск от старого телефона.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru

masha-timoshka - запись пользователя Светлана (detkimamochki) в сообществе Раннее развитие в категории Пальчиковые игры

Для развития речи ребенка, маме необходимо развивать его мелкую моторику. Движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, воздействуют на речевой центр. Иными словами, речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев. Кроме того, высокий уровень развития мелкой моторики влечет за собой развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти, координации в пространстве. И, конечно же, занятия с пальчиками - прекрасная возможность весело провести время с малышом!

  Пока малыш не способен повторять движения за мамой, пальчиковая гимнастика проводится как пассивная, когда мама аккуратно массажирует и двигает пальчиками ребенка.Замечательная особенность пальчиковых игр в том, что заниматься ими можно в любое время: нет необходимости ждать 40-60 минут после кормления, как, например, перед общим массажем или гимнастикой, и в любом месте: на прогулке, в транспорте, в очереди к врачу, в гостях.

Я хочу привести несколько упражнений для занятий с малышами от рождения до шести месяцев, которые мы выполняем со Славочкой практически каждый день. Весь комплекс занимает около 10 минут. Каждое упражнение можно сопровождать потешкой или стишком, что очень веселит малыша.

Упражнение 1. Сделайте поглаживающие круговые движения от кончика пальца к запястью, слегка надавливая. Таким образом массажируйте все пальчики. При этом можно приговаривать следующую потешку:

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик резать стал, Этот пальчик грибы съел,Оттого и потолстел.

Упражнение 2. Слегка потяните пальчик, затем сделайте круговые движения в одну и в другую сторону, и так с каждым пальчиком. Ваши действия можно сопровождать словами:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – … (имя вашего ребенка).

Упражнение 3. Аккуратно покачайте каждый пальчик из стороны в сторону под потешку:

Стала Маша гостей созывать:И Иван приди, и Степан приди, И Сергей приди, И Матвей приди.А Никитушка – ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:И Ивану блин, и Степану блин,И Сергею блин, и Матвею блин, А Никитушке – мятный пряничек.

Упражнение 4. Для того чтобы малыш раскрывал кисть и держал пальчики расправленными, необходимо делать массаж ладошек. Возьмите ручку ребенка в свою руку, второй рукой водите указательным пальцем по ладошке, слегка надавливая и двигаясь по спирали. При этом можно проговаривать «Ладушки»:

- Ладушки, ладушки!Где были?- У бабушки!- Что ели?- Кашку!- Что пили?- Бражку!Кашка масленькая,Бражка сладенькая, Бабушка добренькая, Попили, поели,Домой полетели, На головку сели,Ладушки запели.

Для раскрытия кулачка ребенка хлопайте его ладошками по своим ладоням, по воде во время купания, по разным поверхностям (по столу, полу и т.д.). Также можно делать следующее упражнение: при выкладывании ребенка на животик раскройте кисти ребенка и, накрыв их своими руками, удерживайте кисть прижатой к поверхности какое-то время.

Упражнение 5. Все знают потешку «Сорока-ворона» в ее различных вариациях, однако не все знают, что это не просто набор слов с целью позабавить ребенка: «этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала» с самого рождения обучают малыша правильному захвату, когда четыре пальчика оказываются согнутыми, а большой палец - поверх кулачка, а не зажатым в него. Привожу наш любимый вариант потешки «Сорока-ворона».

- Сорока-сорока! (начинайте водить указательным пальцем по ладошке ребенка по часовой стрелке, начиная от мизинца)Где была?- Далёко!Печку топила,Кашу варила,На порог скакала – Гостей созывала.

Гости прилетели,На крылечко сели.Этому дала, (согните мизинец)Этому дала, (согните безымянный палец)Этому дала, (согните средний палец)Этому дала, (согните указательный палец)А этому не дала: (согните и разогните большой палец)

Он по воду не ходил, (разогните указательный палец)Дрова не рубил, (разогните средний палец)Печку не топил, (разогните безымянный палец) Кашку не варил... (разогните мизинец)

Когда ваш малыш берет игрушки, погремушки, обращайте внимание на то, чтобы большой пальчик всегда оказывался поверх кулачка. Если ваш ребенок неправильно захватывает вещь, то аккуратно выправляйте пальчик. Для формирования правильного захвата лучше использовать погремушки с длинной округлой ручкой.

Упражнение 6. Проговаривая слова, сопровождайте их следующими действиями.

Это улей, (сожмите ручку ребенка в кулачок, так чтобы большой палец оказался поверх кулачка)Это пчелы, (проведите вашим большим пальцем по согнутым пальчикам ребенка)Вот они показались из улья:Раз, два, три, четыре, пять. (разгибайте пальчики по одному, начиная с мизинца)

Упражнение 7. Сожмите ручку ребенка в кулачок, затем разгибайте пальчики со словами:

Ивану-большаку - дрова рубить,Ваське-указке – воду носить,Мишке- середке – печку топить,Тришке-сиротке – кашу варить, А крошке Тимошке – песенки петь, Песни петь и плясать,Родных братьев потешать.

Упражнение 8. Смыкайте большой пальчик малыша поочередно со всеми пальчиками, образуя колечки, сопровождая ваши действия следующей потешкой:

- Мальчик-пальчик, Где ты был? - С этим братцем – В лес ходил.С этим братцем – Щи варил.С этим братцем – Кашу ел. С этим братцем – Песни пел.

Упражнение 9. Возьмите кулачки ребенка в свои руки, разверните их к себе тыльной стороной и постукивайте друг о друга стороной, противоположной большому пальцу, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вить.Колотушки колотить,Приколачивать.

Упражнение 10. Возьмите кулачок ребенка в свою руку, разожмите указательный и средний палец, сопровождая свои действия словами следующей потешки:

Улита, улита,Высуни рога!Дам тебе, улита, Пи-ро-га!

www.babyblog.ru

Развиваем пальчики малыша

Все родители знают, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. Но ведь твой кроха заговорит еще нескоро. Казалось бы, зачем тогда развивать моторику рук совсем маленьким деткам? Оказывается, движения пальчиками и ладонями активизируют развитие не только речи, но и зрительно-моторной координации, мышления, внимания. Поэтому заниматься с малышом лучше начинать как можно раньше.

Не нужно каких-то сложных комплексов упражнений, специальных пособий. Ребёнок, как правило, сам, на уровне инстинкта, пытается освоить движения руками и пальчиками. Задача взрослого – поддерживать и направлять усилия малыша так, чтобы они приносили пользу. Занятия станут взаимной радостью для мамы и ребёнка!

Если твой малыш недавно родился, то его ручки ещё, скорее всего, сжаты в кулачки. Это врождённый повышенный тонус, который пройдёт к 2-3 месяцам. Как заниматься с такой крохой? Нужно сначала легонько потрясти его ручки, постучать кулачком по своей ладони, чтобы его ладошка раскрылась. Вот и первое упражнение. Если ты будешь при этом повторять какую-то потешку или ритмичное детское стихотворение, занятие пройдет ещё веселее! Когда у малыша раскроется кулачок и раздвинутся пальчики, можно сделать небольшой массаж: погладить, размять каждый пальчик, повторяя «Сороку-белобоку» или любое другое подходящее стихотворение – например, такое:

Этот пальчик – дедушка

(потряхиваем большой пальчик),

Этот пальчик бабушка

(указательный),

Этот пальчик – папочка

(средний),

Этот пальчик – мамочка

(безымянный),

Ну а этот пальчик – я!

(мизинец)

Вот и вся моя семья!

(сжимаем ладошку в кулачок)

В 3-4 месяца можно начать побуждать малыша к каким-то действиям руками. Например, подвесить над кроваткой погремушки, просто яркие вещички, к которым ребёнок будет тянуться. Для мелкой моторики очень полезно, если эти предметы будут разной фактуры и формы – шероховатые и гладкие, из ткани и из дерева. Можно надеть яркий браслет на ручку ребёнка, чтобы он пробовал ухватиться одной рукой за другую. Ещё одно упражнение: «знакомство» малыша со своим лицом. Возьми ладошки ребёнка в свои руки и легонько похлопай ими по щёчкам, по ушкам.А теперьзучим так же мамино лицо.

В 5-6 месяцев попытайся вовлечь в игру обе ручки ребёнка – побудить его перекладывать игрушку из одной руки в другую, брать одной рукой, а играть другой, отдавать взрослому. Используй предметы, разные по объему: тогда в одном случае малышу придётся обхватывать игрушку всей ладонью, в другом – брать несколькими пальчиками. В этом возрасте по-прежнему очень важен массаж кистей ребёнка: поглаживай их (с небольшим нажимом)в направлении от кончиков пальцев к запястью.Другой вариант: «рисуй» на раскрытой ладошке малыша спираль, начиная от центра и до основания пальцев. Не забывай при этом проговаривать стихи или потешки! Например:

Солнышко-вёдрышко

Всем нам улыбается!

День погожий на дворе –

Вёдро называется.

<?XML:NAMESPACE PREFIX = O />

В 7-8 месяцев ребёнок начинает активно манипулировать предметами: греметь погремушкой, стучать кубиками друг о друга. Он уже не просто берёт игрушку в руку – он её ощупывает. Проводи пальчиком ребёнка по разным поверхностям: гладкому альбомному листу, бархатной бумаге, махровому полотенцу, зубчикам расчески. Пусть перебирает-пересыпает фасоль, горох, песочек (только под твоим присмотром, и если твой малыш тянет все в рот – это упражнение придется отложить).

В 9-10 месяцев ребёнку нравится вываливать предметы из ёмкостей, http://gorodmam.ru/advices/pedia/chapter/training/psychical/article/16279 и разбирать игрушки. Не надо его ругать, лучше постарайся обеспечить интересным материалом для занятий: всякими коробочками, которые можно открывать и закрывать, разными игрушками с двигающимися частями, которые нужно крутить, дёргать, нажимать… Ребёнок учится раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группировать пальцы, чтобы выполнять необходимые действия.

Теперь массаж кистей и пальчиков можно немного усложнить. Вот один из вариантов:

Цветочек на клумбе растёт и цветёт,

На солнышке греясь, гостей к себе ждёт

(делаем круговые движения пальцем по раскрытой ладошке малыша).

К нему прибежал покачаться жучок

(пальцами «бежим» от локтя до ладошки),

Решил рассмотреть наш прекрасный цветок

(легонько царапаем ладошку).

За мёдом к цветку прилетела пчела

(перебираем в воздухе пальцами руки и опускаем их на ладошку),

Чуть-чуть осмотрелась и мёд собрала

(гладим пальцем ладошку).

В возрасте http://gorodmam.ru/advices/pedia/chapter/fun/play/article/7920 можно будет приступить к более сложным и интересным упражнениям для развития тонкой моторики рук.

Анна Делюкина

www.baby.ru

Ребенок сжимает кулачки: нормально ли это? - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Проанализировав запросы, которые приводят посетителей на наш сайт, мы заметили, что многих мам интересует вопрос, нормально ли, что двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках. Давайте развеем все сомнения.

Итак, прежде всего немножко обратимся к детской физиологии.

Вы обратили внимание на то, что ребенок постоянно сжимает руки в кулачках, но обратите внимание и на другие его части тела: у новорожденных ручки согнуты в локтях, приведены к туловищу, ножки поджаты, спинка согнута. Такая поза близка к “позе эмбриона” в которой малыш находится в утробе матери.

Сохраняется эта поза не просто так. К моменту рождения развитие нервной системы младенца далеко не закончено, особенностью является преобладание тонуса мышц, сгибающих конечности и туловище, над тонусом разгибающих мышц. Более сильное сокращение сгибателей и вызывает эту характерную позу и сжатие ручек в кулачки.

Постепенно, к 3 месяцам происходит снижение тонуса сгибателей и нарастание тонуса мышц-разгибателей, а в 3-6 мес в некоторых мышечных группах возникает и преобладание тонуса разгибателей. Этот процесс проявляется в том, что ребенок может раскрывать ладошку и правильно захватывать предметы.

По латыни сгибатель - flexor, поэтому неврологи и педиатры называют повышенный тонус мышц-сгибателей у маленьких детей физиологической (т.е. наблюдающейся в норме) флексорной гипертонией.

Давайте, последовательно рассмотрим развитие мелкой моторики кисти младенца в зависимости от возраста.

Новорожденный - 1 месяц. Тонус сгибателей очень выражен. Помимо характерной позы эмбриона отмечается постоянное сжатие ручек в кулачки. Если попытаться разогнуть пальчики в раскрытую ладошку, ощущается мышечное сопротивление. Сгибание пальцев сочетается со сгибанием рук в локтевых суставах. Кроме этого у новорожденного малыша выражен хватательный рефлекс - если вложить малышу в кулачок какой-либо предмет (например, свой палец), ребенок сожмет его.

В 2 месяца ребенок постепенно учится раскрывать ладошку. Но все равно большую часть времени руки сжаты в кулачки. Кисти слегка приоткрыты, в кисть двухмесячного малыша можно вложить погремушку, которую он будет пытаться удерживать. Надолго оставлять предмет в ручке двухмесячного ребенка не стоит, так как в некоторых случаях малыш может уставать держать игрушку, не имея возможности активно разогнуть кисть, чтобы игрушка выпала.

В 3 месяца тонус мышц разгибания и сгибания начинает выравниваться, малыш может раскрывать ладошку. При этом рука сжата в кулачок меньшую часть времени. Трехмесячный ребенок удерживает вложенный в кисть предмет. Если к 3 месяцам ребенок продолжает держать ручки сжатыми в кулачки, надо уделить внимание упражнениям и массажу для раскрытия ладошки.

В 4 месяца тонус сгибателей и разгибателей выравнивается, что позволяет ребенку более активно манипулировать своей кистью. Физиологическая гипертония постепенно сменяется нормотонией (нормальным тонусом). Теперь ладошка большую часть времени раскрыта, ребенок активно ощупывает интересующие поверхности, одной ручкой - другую, придерживает бутылочку, грудь матери. 

В 5 месяцев ощупывание сменяется активным захватом интересующего предмета. Характерно то, что захватывание еще плохо координировано, сопровождается дополнительными избыточными движениями, в том числе и других частей тела (второй ручки, лица, ножек). При захвате не используется противопоставление большого пальца (см. на рисунке), то есть предмет охватывается всеми пальцами с одной стороны.

В 6-9 месяцев функция захвата совершенствуется и оттачивается, уменьшается количество “лишних” движений. Предмет захватывается всей поверхностью ладони. Кроме этого руки и плечевой пояс задействованы в ползании. Малыш захватывает интересующую игрушку, скидывает ее с кроватки, наблюдает, как она падает и ударяется о пол, требует у взрослого поднять ее, а затем снова скидывает. Эта своеобразная игра для ребенка очень важна, таким образом тренируется синхронная работа анализаторов (зрения, слуха, мышечная память и моторика), кроме этого, это форма общения и игры со взрослым.

В 10 месяцев захват предметов несколько модифицируется - пинцетообразный захват с противопоставлением большого пальца, при этом большой палец охватывает предмет с противоположной стороны, пальцы выпрямлены.

К 11 месяцам - клещевой захват, отличие в том, что большой и указательный палец не прямые, как раньше, а согнутые.

В 12 месяцев ребенок активно вкладывает захваченный предмет в руку взрослого или какую-либо емкость.

Подводя итог вышесказанному, следует успокоить мам, у которых двухмесячный ребенок держит руки в кулачках. Однако, следует обратить внимание на ребенка, если кулачки постоянно сжаты в три месяца - к этому возрасту тонус должен выравниваться и ладошка часть времени уже должна быть раскрыта.

Окончательное выравнивание тонуса сгибателей и разгибателей завершается от 3 до 6 месяцев. Следовательно, к 6 месяцам ладошка малыша должна быть хорошо раскрыта.

Если вы заметили, что в промежутке 3-6 месяцев нету никаких изменений в тонусе мышц, и кулачки по прежнему сжаты, следует обратиться к врачу. Обычно сначала ребенок осматривается педиатром, а после этого консультируется детским неврологом.

Наиболее эффективным средством ускорения раскрытия ладошки и выравнивания тонуса мышц являются пальчиковые упражнения, лечебная физкультура и массаж ручек. Этому мы посвятили отдельную статью: как помочь ребенку раскрыть ладошку.

Противоположной стороной медали является ненормально низкий тонус. Если новорожденный ребенок спокойно раскрывает ладошку и без всякого сопротивления дает разгибать руку, также следует проконсультироваться с врачом. Нередко пониженный тонус выявляется у недоношенных детей.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru

Материнский массаж для новорожденного с потешками и пестушками

Материнский массаж – это прежде всего общение, контакт мамы с малышом. Научиться делать своему малышу массаж может любая мама, независимо от своих вокальных и других данных. Будьте уверены, спокойны и внимательны к своему малышу, а что делать и говорить во время массажа – научит наша статья.

С новорожденным начинаем с поглаживаний и рефлекторных упражнений, постепенно расширяя комплекс до полного объема. Главное - хорошее настроение. Можно делать перерывы на краткое кормление и высаживание. До момента начала ползания выполняем весь комплекс целиком утром. С ползающим ребенком, более вероятным будет фрагментарное выполнение в течение дня.

Массаж проводится в теплой комнате, теплыми руками без применения кремов и масел. Во время массажа приговариваем потешки и пестушки. Это замечательно развивает и развлекает ребенка, помогает наладить контакт с ним, формирует тесную эмоциональную связь.

В учебном фильме «Развивающий уход за младенцем» можно посмотреть подробно видео массажа с двухмесячным Ванечкой и дополнительные упражнения, которые вводятся после 3 месяцев.

Здесь - описания приемов массажа, иллюстрированные кадрами из фильма. Скачать текст потешек и общую схему массажа можно внизу страницы.

Материнский массаж с пестушками – описание приемов

Начинаем массаж, ласково разговаривая с ребенком, настраивая его и себя на общение.

Поглаживание

  • по телу и ножкам вниз

  • гладим грудку

  • вложить в ладони ребенка свои пальцы

  • потопать стопами по столу

  • погладить лицо и вокруг ушек

  • погладить волосы.

Поглаживая, приговариваем, касаясь называемой части тела.

Потягунюшки, порастунюшки, вдоль долгунюшки, поперек толстунюшки,

В ручки- хватунюшки, в ножки- ходунюшки,

В роток- говорок, а в головку - разумок.

Массаж груди

Обходя сосковую область, к надключичным и подмышечным лимфатическим узлам. Для самых маленьких - только поглаживание.  После 2х месяцев можно добавить растирание подушечками пальцев.

  • гладим грудку тылом кисти к надключичной области, ладонью к подмышке (обходим соски)

  • растираем грудку (после 2-3х мес.)

  • разминаем грудку (после 2-3х мес)

  • 2мя пальцами массируем грудину снизу вверх (после 2-3х мес)

  • вибрация (после 3х мес)

Напеваем, на мотив «Русского»:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Повторяем потешку 2 раза и больше, по необходимости.

Массаж живота

Поглаживание - большой круг по часовой стрелке по ходу кишечника. Более сильный нажим внизу слева. На печень не давим.

Подковообразный массаж.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночек,

Гуркуй, гуркуй мой сыночек,

Будешь гурку гурковать, буду кашечкой питать

(Повторить 4 раза и больше по необходимости).

Массаж косых мышц живота

Ведем по краю реберной дуги и косо вниз. Массаж большими пальцами по реберным дугам от середины к бокам, затем четырьмя пальцами по косым мышцам снизу к центру с хлопком. Затем ладонь мамы на животик ребенка и слегка покачать.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночка,

Гуркуй, гуркуй моя дочка,

Будешь гурку гурковать, буду кашечкой питать 

Массаж прямых мышц живота

Поглаживаем справа тылом мягко вверх, слева ладонью с нажимом вниз.

С 2х месяцев добавляем растирание подушечками пальцев по кругу и вокруг пупочного кольца.

Все растирания вводятся ближе к 2 месяцам, до этого только поглаживания. Ждем, пока жирком обрастет, и кожа менее ранимая будет.

Вокруг пупка 1 палец, 2, 3, ладошка.

Массируем среднюю линию живота двумя пальцами от пупка вверх и обратно.

Гребнеобразное растирание с укреплением пупочного кольца.

Разминанием путем накатывания. Вибрация – пощипывание.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночек, Гуркуй, гуркуй мой сыночек,

Будешь гурку гурковать, буду кашечкой питать

(Повторить 4 раза и больше по необходимости).

Массаж рук

Расслабляющий массаж рук по ходу лимфооттока. Стараемся, чтобы малыш расслабил и выпрямил ручку.

В ладони ребенка вкладываем мамин палец (не прикасаемся к кисти с тыла, держим за запястье). Правую ручку поглаживаем к плечу четырьмя пальцами по наружной и большим пальцем по внутренней поверхности то одной рукой, то другой.

Напеваем:

Трушки-потрушки, пекла баба ватрушки,

Ватрушечки, калабушечки (2 раза).

Потом можно положить ручку на стол, погладить нисходящим поглаживанием и провести растирание подушечками пальцев. Растираем разгибатели по наружной поверхности, обходя суставы.

Более простое растирание - кольцеобразное, ребром ладони. Разминание обхватами. Затем снова поглаживание.

Напеваем:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше, чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Тоже со второй рукой.

Гимнастика для рук

Пассивные движения делаем только в том объеме, в котором позволяет ребенок.

Разводим малышу ручки в стороны, затем сводим их, как бы обхватывая ими ребенка.

Напеваем - приговариваем:

Тяни холсты, потягивай,

В коробочку, покладывай,

На рубашечку, на столешничек.

«Лунь плывет»

Руки совершают круговые движения в плечевом суставе, вверх и через стороны вниз. Лунь – это птица, которая неторопливо парит в воздухе – плывет (а линь – рыба).

Приговариваем -

Лунь плывет, лунь плывет (скользим руками по столу сверху вниз - плывем)

Сова летит (машем ручками).

Повторяем три раза.

Лунь плывет, лунь плывет,

Сова летит, сова летит, сова летит.

Гимнастика для пресса и передних мышц шеи

Выполняется на основе хватательного рефлекса уже с первого месяца жизни. Вкладываем свои большие пальцы в ладошки ребенка, чтобы он мог за них схватиться, и слегка потянем малыша на себя. Внимательно следим, не откидывает ли ребенок голову. Малыш должен группироваться и пытаться сам подтягиваться. Своими руками мы лишь задаем направление, не тянем сильно.

Страхуем ручки ребенка за предплечья.

Напеваем - приговариваем:

Тоню – тяну, рыбу ловлю, В кошель кладу, домой несу,

Щучки в кучки, плотвички в полички, Один ершок да и тот в горшок,

Щей наварю, и Ванюшу накормлю, Ешьте-ка ребята и не чухкайте ( = не чихайте).

Есть и другой вариант пестушки, вводящий новорожденного в систему семейной иерархии. Называем по очереди всех членов семьи, притягивая малыша на каждом слове «поклон». Например:

Дедушке – поклон, бабушке – поклон, папе – поклон, маме – поклон, сестренке Маше – поклон (и далее, если есть еще старшие дети). И тебе, малыш (назвать по имени) – рост большой!

Если у малыша слабо выраженный хватательный рефлекс, и он не удерживает голову, можно присаживать его с поддержкой под голову и покатать «колобочком». Этот вариант подходит, если ребенок откидывает голову при выполнении предыдущего упражнения.

После 3-4х месяцев добавляется присаживание за пальцы с переходом в положение стоя и присаживание через поворот за одну ручку. Такие упражнения готовят ребенка к сидению и ползанию.

Массаж пальчиков и игры с ладошкой

Начинаем пальчиковые игры! Они хороши для раскрытия кулачка и выведения большого пальца. Пальчиковые игры помогают проще раскрыть ладонь и вывести большой палец наружу. Чем скорее это произойдет, тем лучше у малыша будет мелкая моторика, центр которой расположен в мозгу рядом с центром речи. Кроме того, «Ладушки» и «Сорока-ворона» – это замечательные игры, которые помогут вам в любом месте отвлечь закапризничавшего малыша.

Хлопаем в ладошки, приговаривая:

Ладушки, ладушки, Где были у бабушки, что ели кашку,

Пили простоквашку, Кашка сладенька, бабушка добренька,

Попили, поели, покатились, Полетели, полетели,

На головку сели, на маковку.

Массируем ладошку и основание большого пальца.

Перебираем пальчики, массируя их:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим пальцем воду пил,

С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем кашу ел,

С этим пальцем песни пел.

Песни пел да плясал,

Родных братцев потешал.

Сорока-ворона кашу варила,

На порог скакала, гостей созывала:

Не придут ли гости? Не съедят ли кашу?

Гости долго не бывали. Детки кашку расхватали. (растираем ладошку, раскрывая ее)

Этому дала — на ложке, этому дала— на поварешке,

Этому дала— на лопате, этому дала — на ухвате, (перебираем пальчики, массируя каждый, потягивая их и прикасаясь каждым к середине ладошки)

Мальчику-пальчику — нет ничего.(растираем, разминаем большой палец, отводя его в сторону)

Он ходит-бродит, воду носит, баню топит. (растираем-разминаем основание большого пальца)

Тут — холодная вода, (легонько щекочем запястье с тыльной стороны)

Тут — горячая вода, (щекочем внутри сгиб локтя).

А тут — кипяток, кипяток

на Ванюшку — щекоток. (щекочем подмышку и затем всего ребенка)

Бокс. По очереди сгибаем-разгибаем руки вперед.

Массаж ног

Массируем по ходу лимфотока. Фиксируем стопу своей одноименной рукой в правильном положении (То есть правую ножку держим своей правой рукой, а массируем левой). Для самых маленьких - только поглаживание по задней и наружной поверхности.

Приговариваем:

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

А маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ

С 2х месяцев добавляем растирание. Растирание подушечками пальцев. Приговариваем:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Все перемежаем поглаживанием.

Кольцеобразное растирание ребром ладони. Обходим суставы и внутреннюю поверхность.

Все перемежаем поглаживанием. Добавляем разминание в виде обхватов.

То же со второй ногой.

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

А маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ

Стучим стопой о стопу. И по столу. Это упражнение особенно нравится деткам. Повторите столько раз, сколько потребуется.

    

Массаж стопы

Растираем стопу, зафиксировав ее в правильном положении и проводим линию опорности вокруг пятки, по наружному краю стопы, под пальцами и выводим на большой палец.

Приговариваем:

Три-та-тушки, три-та-та, три котушки, три кота,

Три-та-тушки, три-та-ты, где котушки, где коты?

Поглаживаем. Формируем свод стопы и укрепляем мышцы благодаря подошвенному хватательному рефлексу. Нажимаем под пальцами, малыш сгибает пальцы, проводим по наружному краю вверх - разводит в стороны. Тренируются мышцы стопы, это хорошая профилактика плоскостопия.

Слегка стучим по стопе. Вибрация стимулирует рост костей в длину. Стопу при этом фиксируем перпендикулярно к голени.

То же со второй стопой. Приговариваем:

Три-та-тушки, три-та-та, три котушки, три кота,

Три-та-тушки, три-та-ты, где котушки, где коты?

«Бег» по столу - быстро топаем ножками ребенка по столу. Это расслабляет малыша и успокаивает его. Затем выполняем пассивные сгибания и разгибания ножек. Скользящие шаги-лыжи.

Поворот за ножки на живот

Поворачиваем малыша, используя блоковый рефлекс. Это полезное упражнение можно повторять при каждом переодевании, оно укрепляет мышцы спины и учит ребенка самостоятельно переворачиваться со спины на живот.

Приговариваем:

Ай качи-качи-качи, глянь, баранки- калачи…

Массаж спины

Поглаживание и растирание подушечками пальцев.

Идет бай по спине, несет лапти на спине,

Всем дитенкам по избенкам дарит по лаптенкам (2 раза).

Под ручки ребенку можно подложить валик из скрученной пеленки. Валик выводит ручки вверх, не дает им прижиматься к туловищу, обеспечивая опору и стимулируя ребенка удерживать голову.

        

Растирание подушечками пальцев, затем поглаживание.

Приговариваем: 

Рита-та, Рита-та, рыба лучше чем вода

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

С 3х месяцев добавляем растирание подушечками пальцев, разминание с помощью накатов и вибрацию – пощипывание.

   

Массаж ягодиц

Гребнеобразное растирание, фиксируя одну ягодицу.

Напеваем:

Уж как я мою коровушку люблю, уж как я ль то ей крапивушку нажну,

Кушай вволюшку, коровушка моя, ешь ты досыта, буренушка моя…

То же с другой стороны.

Уж как я ль мою коровушку люблю, сытно пойло я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек буренушка дала

Пощипывание, затем поглаживание по ходу лимфотока, руками как бы выписывая букву Х (икс) - от бедер к межьягодичной складке и вверх по пояснице к паховым лимфатическим узлам.

Массаж спинки

Похлопываем легко по спине сверху рукой, сложив ее ковшиком. Щадим область проекции почек. В конце - поглаживаем по всей спине и ножкам.

Приговариваем:

Что в горбу - денежки,

Кто наклал - дедушка,

Чем наклал – ковшечком

Каким?(пауза) Позолоченным, сверху медью околоченным.

Упражнение для тазобедренных суставов

Разводим колени в стороны, прижимаем стопы вместе поближе к ягодицам. Нажимаем на крестец, стараясь прижать животик малыша к столу.

Приговариваем:

Ай, качи-качи-качи, глянь, баранки - калачи,

Глянь, баранки - калачи с пылу, с жару из печи,

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи,

Прилетели тут грачи, подхватили калачи,

Нам осталися бараночки. 

Можно выполнять это упражнение на мяче. При этом ножки будут лучше и легче разводиться в стороны, благодаря покатости мяча и покачиванию.

Очень полезное упражнение при дисплазии тазобедренных суставов.

После трех месяцев можно выполнять это упражнение, сидя верхом на мячике.

Рефлекторная ходьба

При наклоне вперед малыш выпрямляется и начинает идти вперед. Вес ребенка должен приходится на ваши руки, не нужно ставить ребенка на ножки, достаточно коснуться его стопами опоры. Иногда этот рефлекс выражен не явно или вообще отсутствует. Тогда это упражнение выполнить не получается.

Приговариваем:

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Рефлекторное ползание

Для развития ребенка первого года жизни научиться ползать очень важно. Используем врожденный рефлекс для тренировки мышц и подготовки к настоящему ползанию. Упражнение можно выполнять с первых дней жизни новорожденного.

Сгибаем ножки, прижимаем пятки к ягодицам и к кровати. Выводим ручки вперед. Малыш отталкивается и ползет вперед. В начале можно использовать слегка наклонную гладкую поверхность, чтобы облегчить малышу первые попытки.

Приговариваем:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота,

Кот ходит по лавочке, водит кошку за лапочки,

Топа-топа по лавочке,

Цапа-цапа за лапочки.

С 2 месяцев может начать получаться перекрестное ползание. Когда малыш сможет ползти, отталкиваясь одной ногой и помогая себе противоположной рукой. Это более трудное упражнение. Для этого мы сгибаем одну ножку и фиксируем противоположную ручку.

Тачка

Идем руками малыша по столу, придерживая его под живот и ноги. Можно  постучать ладошками по столу, раскрывая кулачки. Это упражнение начинаем выполнять с 3-4х месяцев.

Учим стоять на четвереньках и ползать

Обучение положению на четвереньках  можно делать на столе и на мягком мячике или валике, который можно подложить под живот. Упражнения выполняем с 3-4х месяцев.

Обучение ходьбе на коленях в положении на четвереньках.  Хорошо положить перед малышом новую интересную игрушку, чтобы побудить его добраться до нее.

         

Прыжки на пружинном матрасе, надувной подушке или на мяче - фитболе с полным сгибанием и разгибанием ног.

Приговариваем:

Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг –скок,

Уродился он неплох, прыг-скок, прыг-скок,

Баба шла, шла, шла, пирожок нашла,

Села, поела, опять пошла,

Баба стала на носок, а потом на пятку,

Стала русского плясать, а потом в присядку.

Парение на спине

Упражнение укрепляет передние мышцы туловища.  А парение на животе  укрепляет мышцы спины.

После упражнений высаживаем малыша над тазиком. Во время комплекса массажа и гимнастики обычно также бывает несколько высаживаний.

       

Когда начинать материнский массаж

Мы вам очень советуем выучить приемы материнского массажа еще во время беременности, тренируя выполнения на кукле или мягкой игрушке.  Вы можете распечатать себе текст потешек, скачав файл внизу страницы. Напевая-приговаривая потешки, вы знакомите с ними малыша еще до его рождения. После родов ему будет приятно услышать знакомые ритмичные звуки, вы будете удивлены его реакцией.

Начиная материнский массаж с новорожденным, используйте сперва легкое поглаживание ножек и животика, приговаривая потешки. Постепенно добавляйте новые приемы, следите за настроением и  самочувствием малыша. Весь комплекс массажа вводится уже  к концу первого месяца. Некоторые упражнения, подготавливающие к ползанию и сидению, добавляем только после 3х месяцев, когда ребенок подрастет.

Кроме того, вы можете приятно провести время и улучшить свое самочувствие, воспользовавшись технологией «Развивающий массаж для беременных». Эта новая методика авторов программы, объединившая пестование младенцев с приемами самомассажа для беременных. Регулярно практикуя оздоровительный самомассаж во время беременности, вы не только запомните все приемы массажа для новорожденных и потешки к ним, но и принесете себе существенную пользу. Посмотрите это видео прямо сейчас на нашем сайте.

Скачать массаж:    

proroditelstvo.ru

Массаж пальчиков младенца

Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка)

1 Массаж

Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.

Упражнения пальчикового массажа

Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.

Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.

Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.

Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.

Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

2 Упражнения с предметами

Сборка/разборка пирамидки.

Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.

Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).

Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.

Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.

Проталкивание монеток разного размера в копилку.

Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.

Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).

Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.

Завязывание бантов, шнуровка обуви.

Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.

Рисование пальчиками, мелками.

Лепка из пластилина, теста, глины.

Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

3 Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)

А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)

На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)

И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)

Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)

В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)

Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)

В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)

Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)

Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)

Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)

И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)

Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)

Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)

И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)

Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)

Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

www.baby.ru

Массаж рук: для чего его делать и как

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.

Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.

К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность,  связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется за счет крупных мышц тела: прыжки, бег, ходьба, наклоны.

К мелкой моторике  - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Крупная  и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу. Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.

Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.

Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук. Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:

-карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,-пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью-бигудей-липучек разного диаметра.

Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.

Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:

1. Массаж пальцев.Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем  мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.2. Массаж кисти.Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.3. Массаж всей руки.Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.

Это общие рекомендации педиатров.

Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша. Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).

2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).

3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).

4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужнос двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.

5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.

6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).

И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.Такие игры можно проводить уже с одного года.

ИГРА «КАРАНДАШ»Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.ИГРАЕМ:Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение  «назад-вперед».Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

ИГРА «ШАРИКИ»Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.ИГРАЕМ:Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.

ИГРА «КОЛЮЧКИ»Нам понадобиться: бигуди-липучки разного диаметра.ИГРАЕМ:Покажите ребенку бигуди и дайте потрогать. Какие они на ощупь? Гладкие, колючие, шершавые? Предложите малышу покатать бигудюшки сначала по столу, а потом уже между ладошками, нажимая на них с разной силой. Ладони при катании должны быть напряженными и прямыми.

Скачать карточки-подсказки с массажем и играми можно ниже.

Если Вашему малышу от 0 до 1,5 лет Вам будет интересна книжка “Потешки”, в которой Вы найдете 20 игр с различными предметами.

Данный материал авторский! Поэтому, если вы хотите поделиться им, дайте ссылку друзьям на этот пост.Использование материала, на других сайтах и форумах, возможно только с моего согласия! Использование материала в коммерческих целях запрещено!

poznaemmir.com


Смотрите также