Общие принципы детского массажа. Массаж комплекс


Общие принципы детского массажа

Массаж и гимнастика в течение первого года жизни ребенка являются важным моментом его физического развития. И здесь, наверное, следует сделать «важное открытие»: Человек - существо целое! И нет в нем ни органа, ни клеточки, которые работали бы сами по себе, не взаимодействуя между собой. Поэтому, развивая ребенка физически, тем самым вы воздействуете на его нервную систему и способствуете развитию психическому. В медицине так это и называется - психо-моторное развитие. Так развивая ребенкину ладошку, его пальчики (мелкую моторику) вы даете мощный стимул к развитию головного мозга.

Все способности (думать, обучаться, работать, участвовать в страусиных бегах и т.д.), все то множество отличительных черт, которыми обладает каждый из нас, базируется только на двух вещах – наследственности и особенностях окружающей среды.

Наследственность – это тот параметр, на который медицина только пока предпринимает попытки влиять, он, к сожалению, практически не зависит от наших стараний. А вот окружающая среда – это тот фактор, который может изменяться от наших желаний и дел.

И то, как мы организуем «быт» ребенка, какую обстановку создадим вокруг него, впоследствии позволит или нет развиться определенным природным задаткам.

Наверное, это звучит избито, и все же – на тот фундамент, который будет заложен в детстве, особенно на первом году, и будет опираться такое большое здание, как «Человек».

Наверное, пора перейти от «высоких слов» к делу. Начнем с того, что в деле физического развития ребенка первого года жизни ­ минимум две составляющих: массаж и гимнастика.

А нужен ли вообще ребенку массаж?

Массаж улучшает функциональное состояние нервной системы, например, при повышенном внутричерепном давлении применяются приемы, направленные на его «выравнивание».

Массаж и гимнастика способствуют развитию головного мозга, а это позволяет лучше осваивать новые умения (переворачиваться, садиться, ползать, лепетать и т.д.).

Массаж помогает нормализовать тонус мышц, подготовить их к нагрузке, что, в свою очередь, позволяет не просто раньше осваивать те или иные двигательные навыки, но, прежде всего, делать это правильно, что в конечном итоге помогает сформировать правильную осанку, правильную установку стоп и т.д.

Специальные массажные приемы и упражнения для дыхательной системы, развивают мышцы, принимающие участие в акте дыхания, легкие, сердце, что способствует насыщению крови кислородом, улучшая газообмен в органах и тканях. Массаж влияет и на пищеварительную систему: адекватная физическая нагрузка для малыша способствует улучшению его аппетита, а специальные массажные приемы помогают отхождению «газиков» и дефекации при запорах и вздутии живота.

Как проводится массаж?

Здоровым деткам на первом году жизни, в идеале, рекомендуется 5 комплексов массажа и гимнастики. Каждый комплекс имеет свои цели и задачи, свои нюансы выполнения. Малышам с особенностями здоровья, специалистами может быть составлен индивидуальный график массажа.  

Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Вопрос времени начала первого комплекса массажа остается открытым. По канонам классического массажа первый комплекс начинают в возрасте одного месяца. Однако, существует мнение, что начинать курс, при отсутствии противопоказаний, можно и раньше, практически с первых дней жизни.

На наш взгляд, в первые недели жизни новорожденного идет период адаптации к окружающему миру, взаимное привыкание родителей и ребенка (особенно, если малыш - первенец в семье). В этот период необходимо, прежде всего, наладить кормление, «пупочек», «работу кишечника», купание, режим. Одним словом задач масса, не говоря уже о переживаниях. Поэтому лучшими для младенца в течение первого месяца будут нежные поглаживания мамы.

Основной целью первого комплекса массажа для ребенка в возрасте одного месяца является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, «релаксирование» нервной системы, улучшение работы внутренних органов (прежде всего желудочно-кишечного тракта) и уравновешивание общего эмоционального фона.

Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев

Основной моторный навык в этот период жизни - это опора на верхние конечности. Поэтому помимо продолжающейся из первого комплекса работы с тонусом и «балансом» нервной системы, применяются методики, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса, развитие «опорности». Начиная со второго комплекса, в каждом комплексе проводится активная работа с тонусом мышц, подготовкой их к каждому новому навыку.

Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев

Проводятся специальные упражнения для подготовки мышц брюшного пресса и др. для сидения. Эти упражнения называются «присаживающими», однако, они не имеют ничего общего с усаживанием ребенка в подушки раньше срока. Из особенностей данного комплекса нужно отметить появление упражнений на стимуляцию вестибулярного аппарата, который, впоследствии, будет играть немаловажную роль в процессе вертикализации тела.

6-9 месяцев – время начала четвертого комплекса массажа

В данный период времени идет один из важнейших этапов в жизни человека – ползание. Ползание помогает в развитии фокусного зрения, соединения правого и левого полушарий головного мозга (чтоб думать потом всей головой ). И, как выясняется, ползать тоже нужно правильно – диагонально, когда в движении работают противоположные колено-локоть. Таким образом, одна из основных задач данного комплекса – подготовка мышц к правильному ползанию, упражнения на развитие вертикализации, координации.

И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев

Так как это период освоения ходьбы, то именно на укрепление соответствующих мышц (мышцы спины, живота, ягодиц, ног), суставов, стопы и делается акцент при проведении массажа. Также большое внимание рекомендуется уделять развитию мелкой моторики, как в процессе массажа, так и в процессе игры с малышом.

Приведенные сроки являются ориентировочными. Например, график проведения массажа может быть следующим: в 1месяц, затем в 3 месяца, далее в 6 месяцев, 9 месяцев и в год.

Так, пожалуй, выглядит описание идеального набора циклов массажа, для ребенка в течение первого года жизни.

Естественно, что каждый комплекс массажа может видоизменяться в зависимости от особенностей малыша, его готовности выполнить то или иное упражнение, готовности к освоению нового навыка.

Массаж проводится не только здоровым детям, но и детям с наличием определенных проблем. Причем они могут быть самыми разнообразными. Это неврологические проблемы, изменения в деятельности пищеварительной системы (запоры, метеоризм и др.), пупочная грыжа, различные варианты деформации конечностей, патология тазобедренных суставов, а у деток постарше - нарушение осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония.

Грамотное и своевременное проведение массажа – хороший помощник для роста малыша!

sanare.ru

Комплекс гимнастики и массажа для ослабленных и страдающих рахитом (возраст – от 3 до 6 месяцев)

Комплекс гимнастики и массажа для ослабленных и страдающих рахитом (возраст – от 3 до 6 месяцев)

Массаж рук – поглаживание.

Пассивное движение или с помощью специалиста отведение и сведение рук на груди.

Массаж ног – поглаживание, растирание.

«Скользящие шаги».

Массаж живота.

Активный и с помощью специалиста поворот на живот со спины.

Массаж спины – все приемы.

Рефлекторное упражнение для стимуляции ползания.

Массаж ягодиц – все приемы.

Лежа на животе – приподнимание ног (ребенок опирается на предплечья с прогибанием спины).

Движения руками – круговые.

Движения ногами – сгибание и разгибание попеременно.

Поворот ребенка со спины на живот.

Выкладывание на живот на жесткой опоре и «парение».

Методические указания. Все упражнения повторять, дозируя индивидуально, исходя из состояния ребенка. Общая продолжительность занятий – 12–15 мин. Желательно заниматься ежедневно. Массаж проводить избирательно. Все упражнения и массаж направлены на ликвидацию специфических рахитических деформаций, уменьшение рахитического кифоза и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Третий комплекс исцеляющих рук тайцзи

> Главная > Библиотека > Исцеляющие руки тайцзи > Глава 6 >

Предупреждения:

1.  Данное пособие носит ознакомительный характер и не является самоучителем. Это конспект семинара.

2.  Данное пособие не претендует на научную точность. И не заменяет специального образования.

3.  Описанная практика должна изучаться только под руководством преподавателя.

4.  Возможность применения  данной практики на каждом конкретном человеке должна быть согласована с врачом.

Костный массаж самый интересный комплекс массажных техник. Понятно, что мы не разминаем кости. Мы воздействуем на кости, используя принцип нейрорефлекторного ответа. Но уникальность такого воздействия в том, что позитивные изменения задействуют не только кость, но и все сопряженные с ней структуры – мышцы,  связки, сосуды.

Костный массаж воздействует непосредственно на кости скелета. Массаж использует векторные или энергетические техники. Эффект от костного массажа очень глубокий, мы часто наблюдаем кумулятивный эффект, когда воздействие продолжается долгое время после окончания массажа.

ЦЕЛЬ КОСТНОГО МАССАЖА

Цель костного массажа освобождение костной ткани от напряжения. Или говоря языком древнекитайских врачей изгнание «ша» из костей.

Чтобы понять важность работы с костной тканью нужно осознать роль костной ткани как резонатора. По мнению древних китайцев – кость уникальный аккумулятор и передатчик энергии. Дисфункции в костях сохраняются очень долго. Даже после смерти человека.

Поэтому задача массажиста – вычистить кости от напряжения.

Также массаж улучшает трофику костей, что благотворно при остеопорозе. Ускоряет восстановление после травм. Благоприятно воздействует на общее самочувствие.

Предупреждение. Работа с костной тканью может вызвать токсические реакции. Это связано с тем, что из костной ткани высвобождаются накопленные «токсины». Поэтому объем массажного воздействия нужно дозировать. А в случае возникновения токсических реакций давать пациенту горячее питье.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИКИ МАССАЖА

1. Настоящий комплекс массажа (протокол) можно использовать сразу после того как вы прошли обучение, как такой своеобразный массаж. Можно назвать его – «лечение наложением рук».

2. По факту протокол позволяет достать многие проблемы, которые связаны с костями и суставами. Также, показан как антивозрастная терапия  у лиц старшего возраста.

3. Нужно понимать, что протокольное лечение – это ковровая бомбардировка, поэтому важно выполнять комплекс массажа целиком, ничего не пропуская.

4. Комплекс массажа (протокол) в полном исполнении занимает около часа. Но в зависимости от реакции пациента время исполнения может меняться в интервале от 40 минут до полутора часов.

5. Если массаж затягивается, можно «срезать» ноги и руки.

6. Если остается время – а вам нужно доработать хронометраж – можно дополнить массаж малыми протоколами. Например, воздействием на суставы.

7. Массаж делают курсами. Для профилактики один раз в год, для «лечения» можно несколько раз в год в период ремиссии.

8. Сеансы проводят один раз в неделю. Делать костный массаж часто нельзя.

9. Для профилактики достаточен курс в 1-2 сеанса один раз в год.

10. Для «лечения» может потребоваться курс до 4-6 сеансов – до появления стабильного улучшения. Соответственно можно повторять курсы «лечения» 2-3 раза в год.

11. Для стабильного эффекта пациент должен регулярно заниматься фитнесом и/или спортом. Массаж должен проводиться на фоне регулярных занятий.

Техники работы на костях:

•  Общий баланс кости векторными техниками. Задача отцентрировать кость. Фиксируем кость. Смотрим, где в теле возникает напряжение. Где «зазвенит напряжение» или «вспыхнет лампочка».  То есть ищем вектор. Вектор также может выходить за пределы тела. Смещаем кость в сторону напряжения мягким помпажем, как бы «втыкаем» его туда. Удерживаем смещение до 15 секунд до появления терапевтических феноменов.

•  Локальная реконструкция кости. Задача устранить напряжение внутри самой кости. Как реконструировать ее правильную структуру.  Сдавливаем кость. Ощущаем напряжение, входим  в это напряжение. Найдя напряжение, слушаем, куда оно хочет излиться, куда идет выброс «энергии». Выдавливаем напряжение. Ждем расширения (терапевтических феноменов).

Стратегии «лечения». Использовать комплекс костного массажа мы можем двумя способами (стратегиями).

Строгое следование протоколу. Вы строго идете по протоколу, от кости к кости. Стремитесь восстановить подвижность и центрированность каждой косточки. Делая до четырех раз каждый прием. Ваша задача строго выполнить ритуал протокола. Это лучшая стратегия для начинающих.

Импровизация. Вы также придерживаетесь протокола – берет протокол за основу. Но акцентируетесь на напряжение. Если напряжения нет - вы идете дальше, можно даже ничего не делать. Если напряжение есть – устраняете его, отходя от протокола и выслеживая все его проявления. Здесь можно сочетать техники на мягких тканях, на органах, на костях. Этот способ приемлем для опытных массажистов.

Дополнение. Выполняя протокол, то есть общую коррекцию можно дополнить адресной работой. Например, работой на сосудах, суставах. Магистральным лимфодренажем. Коррекцией длины ног. Адресная работа зависит от конкретной заявки пациента.

КОМПЛЕКС КОСТНОГО МАССАЖА

(описание протокола)

Нижняя челюсть

1. Общий баланс нижней челюсти. Занимаем положение за головой пациента. Фиксируем нижнюю челюсть пальцами. Мягко поддавливаем и слушаем куда тянет. Толкаем нижнюю челюсть в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

2. Нижняя челюсть локально. Положение за головой пациента. Фиксируем нижнюю челюсть пальцами. Мягко поддавливаем, ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

3. Подбородок – угол нижней челюсти локально справа. Положение за головой пациента. Фиксируем боковую часть нижней челюсти. Пальцами одной руки за подбородок, пальцами второй руки угол. Мягко поддавливаем, ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

4. Височная кость – угол нижней челюсти локально справа. Положение за головой пациента. Фиксируем челюстной сустав. Пальцами одной руки угол нижней челюсти, пальцами второй руки (вилочкой) накрываем височную кость. Мягко поддавливаем, ищем напряжение внутри костей и сустава. Выдавливаем напряжение.

5. Подбородок – угол нижней челюсти локально слева. Делаем аналогично правой стороне.

6. Височная кость – угол нижней челюсти локально слева. Делаем аналогично правой стороне.

Височные кости

7. Общий баланс правой височной кости. Остаемся за головой пациента. Одной рукой придерживаем голову. Второй рукой (вилочкой) накрываем височную кость. Мягко поддавливаем и слушаем, куда кость тянет. Толкаем в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

8. Правая височная кость локально. Положение за головой пациента. Пальцами одной руки (вилочкой) накрываем височную кость. Мягко поддавливаем кость внутрь себя самой, сводя пальцы, ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

9. Общий баланс левой височной кости. Делаем аналогично правой стороне.

10. Левая височная кость локально. Делаем аналогично правой стороне.

11. Баланс двух височных костей между собой. Положение за головой пациента. Пальцами каждой руки (вилочкой) накрываем одноименную височную кость. Ищем асимметрию между двумя височными костями. Усиливаем эту асимметрию и удерживаем ее до ощущения расширения.

Верхняя челюсть

12. Общий баланс верхней челюсти. Положение за головой пациента. Накрываем верхнюю челюсть кончиками пальцев. Как бы прилипаем пальцами. Мягко поддавливаем и слушаем, куда кость тянет. Толкаем в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

13. Верхняя челюсть локально. Руки остаются там же. Как бы сжимаем кость внутрь себя. Ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

Клиновидная кость

14. Общий баланс клиновидной кости. Положение за головой пациента. Фиксируем клиновидную кость пальцами с двух сторон чуть ниже глазницы. Мягко сдавливаем и слушаем, куда кость тянет. Толкаем в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

15. Клиновидная кость локально. Руки остаются там же. Как бы сжимаем кость внутрь себя. Ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

Орбиты

16. Общий баланс правой орбиты. Положение за головой пациента. Слегка поворачиваем голову пациента. Одной рукой придерживаем. Второй рукой накрываем орбиту двумя пальцами (вилочкой). Мягко поддавливаем и слушаем, куда орбиту тянет. Толкаем в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

17. Правая орбита локально. Положение не меняется. Рукой накрываем орбиту двумя пальцами (вилочкой). Как бы вжимаем внутрь черепа. Ищем напряжение внутри кости. Выдавливаем напряжение.

18. Общий баланс левой орбиты. Делаем аналогично правой стороне.

19. Левая орбита локально.  Делаем аналогично правой стороне.

20. Баланс двух орбит между собой. Положение за головой пациента. Пальцами каждой руки (вилочкой) накрываем одноименную орбиту. Ищем асимметрию между двумя орбитами. Усиливаем эту асимметрию и удерживаем ее до ощущения расширения.

Решетчатая кость

21. Общий баланс «решетки». Занимаем положение сбоку от головы пациента. Одна рука фиксирует двумя пальцами верхнюю челюсть.  Вторая рука пальцами фиксируем  лобную кость по метапическому шву. Мягко поддавливаем, на уровне ощущений направляя давление в область решетчатой кости (слегка вглубь) и слушаем, куда тянет. Выталкиваем «решетку»  в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

22. «Решетка» локально. Остаемся сбоку от головы пациента. Руки положения не меняют. Мягко поддавливаем, на уровне ощущений направляя давление в область решетчатой кости (слегка вглубь), ищем там напряжение. Выдавливаем напряжение.

Растяжение лицевого черепа

23. Подъем лобной кости. Занимаем положение за головой пациента. На уровне ощущений прилипаем к лобовой кости и тянем ее на себя до ощущения облегчения.

24. Вытягивание за нос. Занимаем положение сбоку от головы пациента. Берем салфетку, через салфетку берем нос. Пациент дышит через рот. Тянем нос вверх, до ощущения облегчения.

Мозговой череп

25. Проработка сферы – работа с точками. Прощупываем всю сферу, по сути, всю волосистую часть головы. Если находим деформации в виде ямок или шишек, работаем с каждой зоной деформации. Для этого приживаем деформацию и смотрим куда тянет и высвобождаем тягу. Если есть жесткость – выдавливаем. Таким образом просматриваем всю сферу.

Затылочная кость

26. Общий баланс затылочной кости. Находимся за головой пациента. Двумя руками формируем замок и берем в замок голову, так чтобы между ладоней оказалась затылочная кость  (ее чешуйчатая часть). Мягко сдавливаем чешуйчатую часть затылочной кости между ладоней, и слушаем, куда тянет. Выталкиваем кость в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

27. Затылочная кость локально. Остаемся за головой пациента, руки держат в замке затылочную кость. Сжимаем двумя руками чешуйчатую часть затылочной кости. Ищем там напряжение. Выдавливаем напряжение.

28. Орбита – сосцевидный отросток справа. Остаемся за головой пациента, одной рукой берем голову, фиксируя затылочную кость, пальцы фиксируют сосцевидный отросток справа. Второй рукой накрываем правую глазницу. Выполняем сжатие по линии: затылочная кость, височная кость, скуловая кость. Ищем там напряжение. Выдавливаем напряжение.

29. Орбита – сосцевидный отросток слева. Делаем аналогично правой стороне.

30. Мыщелки затылочной кости – переносица. Остаемся за головой пациента. Одной рукой фиксируем затылочную кость так чтобы пальцы «втыкались» в проекцию мыщелков. Второй рукой (ребром ладони) накрываем переносицу. Выполняем сжатие, на уровне ощущений направляем давление в мыщелки. Ищем там напряжение. Выдавливаем напряжение.

Череп целиком (сфено-базилярная коррекция)

31. Общий баланс черепа. Остаемся за головой пациента. Берем голову двумя руками. Одна рука держит в ладони затылочную кость. Вторая рука накрывает лобную кость. Как бы сдавливаем голову. Смотрим, куда голова хочет. Поддавливаем ее в этом направлении и удерживаем до расслабления.

32. Череп локально. Продолжаем держать голову двумя руками. Сжимаем ее чуть сильнее. Смотрим напряжение внутри головы, ощущаем его и выдавливаем.

Подъязычная кость

33. Общий баланс подъязычной кости. Остаемся за головой пациента. Мягко фиксируем кончиками пальцев подъязычную кость. Захват четырьмя пальцами. Мягко сдавливаем косточку, и слушаем, куда она тянет. Выталкиваем кость в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

34. Подъязычная кость локально. Продолжаем удерживать подъязычную кость четырьмя пальцами. Ищем напряжение и выдавливаем его из косточки.

Атлант - первый шейный позвонок

35. Общий баланс атланта. Остаемся за головой пациента. Фиксируем атлант пальцами за боковые массы (четырьмя пальцами). Мягко сдавливаем позвонок, и слушаем, куда он тянет. Выталкиваем позвонок в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

36. Атлант локально. Продолжаем удерживать позвонок четырьмя пальцами. Ищем напряжение и выдавливаем его из позвонка.

Аксис - второй шейный позвонок

37. Общий баланс аксиса. Остаемся за головой пациента. Фиксируем аксис пальцами за поперечные отростки (двумя пальцами). Мягко сдавливаем позвонок, и слушаем, куда он тянет. Выталкиваем позвонок в указанном направлении и удерживаем до ощущения расслабления.

38. Аксис локально. Продолжаем удерживать позвонок двумя пальцами за поперечные отростки. Ищем напряжение и выдавливаем его из позвонка.

39. Баланс аксиса относительно подъязычной кости. Занимаем положение сбоку от головы пациента. Одной рукой, пальцами снизу фиксируем  аксис, как бы поднимаем его. Второй рукой фиксируем подъязычную кость. Толкаем подъязычную кость и аксис на встречу друг другу. Ищем напряжение и выдавливаем его. Напряжение может быть как в позвонке так и в черепе.

40. Баланс аксиса относительно нижней челюсти. Занимаем положение сбоку от головы пациента. Одной рукой, пальцами снизу фиксируем  аксис, как бы поднимаем его. Второй рукой фиксируем нижнюю челюсть. Толкаем нижнюю челюсть и аксис на встречу друг другу. Можно немного проартикулировать нижнюю челюсть относительно аксиса. Ищем напряжение и выдавливаем его. Напряжение может быть как в позвонке так и в черепе.

41. Баланс аксиса относительно верхней челюсти. Занимаем положение сбоку от головы пациента. Одной рукой, пальцами снизу фиксируем  аксис, как бы поднимаем его. Второй рукой фиксируем верхнюю челюсть (двумя пальцами). Толкаем верхнюю челюсть и аксис на встречу друг другу. Ищем напряжение и выдавливаем его. Напряжение может быть как в позвонке так и в черепе.

42. Баланс аксиса относительно клиновидной кости. Занимаем положение сбоку от головы пациента. Одной рукой, пальцами снизу фиксируем  аксис, как бы поднимаем его. Второй рукой фиксируем клиновидную кость (как бы берем за «глаза»). Толкаем клиновидную кость и аксис на встречу друг другу, артикулируем их относительно друг друга. Ищем напряжение и выдавливаем его. Напряжение может быть как в позвонке так и в черепе.

Ключицы и грудина

43. Общий баланс правой ключицы. Занимаем положение за головой пациента. Фиксируем пальцами двух рук (вилочками) ключицу. Поджимаем, смотрим куда ключицу тянет. Смещаем в ощущаемом направлении и удерживаем до расширения.

44. Правая ключица локально. Положение не меняем. Продолжаем фиксировать ключицу вилочками. Сжимаем кость, ищем напряжение и выдавливаем напряжение.

45. Общий баланс левой ключицы. Делаем аналогично правой.

46. Левая ключица локально. Делаем аналогично правой.

47. Рукоятка грудины локально. Остаемся за головой пациента. Фиксируем вилочками рукоятку грудины за головки ключиц. Сжимаем рукоятку грудины, ищем напряжение и выдавливаем напряжение.

48. Общий баланс грудины. Занимаем положение сбоку от пациента. Фиксируем грудину двумя руками, пальцами. С одной стороны за мечевидны отросток, с другой за яремную вырезку. Сжимаем грудную кость между пальцев смотрим, куда ее тянет. Смещаем в ощущаемом направлении и удерживаем до расширения.

49. Тело грудины локально. Положение не меняем. Продолжаем фиксировать грудину. Сжимаем кость, ищем напряжение и выдавливаем напряжение.

Лопатки

50. Общий баланс правой лопатки. Занимаем положение сбоку от пациента. Фиксируем лопатку в трех точках пальцами двух рук. Верхний угол. Нижний угол. Акромион. Сжимаем лопатку между пальцев смотрим куда ее тянет. Смещаем в ощущаемом направлении и удерживаем до расширения.

51. Правая лопатка локально. Продолжаем фиксировать лопатку в трех точках. Сжимаем лопатку, ищем внутри напряжение и выдавливаем напряжение. Зачастую может быть несколько очагов напряжения в разных местах.

52. Правый плечевой сустав. Остаемся сбоку от пациента. Переплетаем пальцы рук в замок и фиксируем этим замком плечевой сустав (отросток лопатки и головку плечевой кости). Сжимаем плечо, ищем очаги напряжения и выдавливаем напряжение из кости.

53. Общий баланс левой лопатки. Заходим с другой стороны. И делаем аналогично правой стороне.

54. Левая лопатка локально. Делаем аналогично правой стороне.

55. Левый плечевой сустав. Делаем аналогично правой стороне.

Первые ребра

56. Общий баланс первого ребра справа. Сохраняем положение сбоку от пациента. Фиксируем первое ребро. Одной рукой со стороны спины. Второй рукой со стороны груди. Слегка поджимаем реберную кость, смотрим, куда ее тянет. Смещаем в ощущаемом направлении и удерживаем до расширения.

57. Первое ребро локально справа. Продолжаем фиксировать ребро. Сжимаем ребро чуть сильнее (провоцируем напряжение в кости), ощущаем очаги напряжения и выдавливаем напряжение из кости.

58. Общий баланс первого ребра слева. Меняем положение и делаем аналогично правой стороне.

59. Первое ребро локально слева. Делаем аналогично правой стороне.

Правая рука

60. Общий баланс головки плечевой кости. Занимаем положение сбоку от пациента. Фиксируем плечевую кость за середину одной рукой и за локоть второй рукой. Мягко поддавливаем в сторону головки плеча. Слушаем, куда тянет, смещаем головку плеча в указанном направлении и удерживаем до расширения.

61. Головка плечевой кости локально. Продолжаем фиксировать плечевую кость за середину одной рукой и за локоть второй рукой. Мягко поддавливаем в сторону головки плеча. Ищем напряжение в самой головке, выдавливаем напряжение.

62. Общий баланс плечевой кости. Остаемся сбоку от пациента. Фиксируем плечевую кость полностью. Одной рукой за головку. Второй рукой за локоть (мыщелки). Мягко сдавливаем кость. Слушаем, куда тянет, смещаем головку плеча в указанном направлении и удерживаем до расширения.

63. Плечевая кость локально. Продолжаем фиксировать плечевую кость полностью. Одной рукой за головку. Второй рукой за локоть (мыщелки). Сдавливаем кость, ищем напряжение в самой головке, выдавливаем напряжение.

64. Общий баланс головки лучевой кости. Остаемся сбоку от пациента. Берем лучевую кость. Одной рукой за середину. Второй рукой за запястье. Мягко поддавливаем в сторону головки плеча. Слушаем, куда тянет, смещаем головку плеча в указанном направлении и удерживаем до расширения.

65. Лучевая кость локально. Продолжаем фиксировать лучевую кость. Одной рукой за середину. Второй рукой за запястье. Мягко поддавливаем в сторону головки луча. Ищем напряжение в самой головке, выдавливаем напряжение.

66. Общий баланс предплечья. Остаемся сбоку от пациента. Рука пациента лежит ладонью вверх. Фиксируем предплечье двумя руками. С одной стороны за шиловидный отросток и головку локтевой кости. С другой стороны за головку лучевой кости и локтевой отросток. Сдавливаем кости (а заодно прорабатывается и межкостная мембрана). Слушаем, куда тянет, смещаем головку плеча в указанном направлении и удерживаем до расширения.

67. Предплечье локально. Продолжаем фиксировать предплечье двумя руками. С одной стороны за шиловидный отросток и головку локтевой кости. С другой стороны за головку лучевой кости и локтевой отросток. Сдавливаем кости (а заодно прорабатывается и межкостная мембрана). Сдавливаем кости и межкостную мембрану, ищем напряжение в самой головке, выдавливаем напряжение.

68. Общий баланс третьей пястной кости. Остаемся сбоку от пациента. Берем третью пястную кость пальцами одной руки. Второй рукой придерживаем руку пациента. Мягко поддавливаем в запястья. Слушаем, куда тянет, смещаем косточку в указанном направлении и удерживаем до расширения.

69. Третья пястная кость локально (запястье). Продолжаем фиксировать третью пястную кость пальцами одной руки. Второй рукой придерживаем руку пациента. Мягко поддавливаем в запястье. Ищем напряжение в запястье, выдавливаем напряжение. Напряжение может быть во многих мелких костях.

Левая рука

Повторяем пункты 60-69 для левой руки.

Позвоночник (с 3 шейного по 5 поясничный)

70. Общий баланс позвонков. Пациент поворачивается на бок. Занимаем положение за его спиной. Последовательно идем позвонок за позвонком. Мягко надавливаем на позвонок. Слушаем, куда он хочет сместиться. Смещаем в указанном направлении и удерживаем до расширения.

71. Каждый позвонок локально. Пациент остается на боку. Положение за его спиной. Последовательно идем позвонок за позвонком – второй проход. Мягко надавливаем на позвонок. Ощущаем напряжение внутри позвонка. Созерцаем напряжение и мягко его выдавливаем.

Позвонки можно пройти в два прохода. Сначала общий баланс последовательно все позвонки. Потом локально все позвонки. А можно каждый позвонок работать полностью – общий баланс и локально, а уже потом переходить к следующему.

Если время ограничено можно пройти только дисфункциональные позвонки. Обычно это болезненные/чувствительные позвонки. Или позвонки со смещением.

Крестец и копчик

55. Общий баланс крестца. Пациент поворачивается на живот. Накладываем ладонь на крестец. Слушаем, куда он хочет сместиться. Смещаем в указанном направлении и удерживаем до расширения.

56. Крестец локально (продольное и поперечное обжатие). Пациент лежит на животе. Мягко сжимаем крестец пальцами двух рук. Ощущаем напряжение внутри кости. Созерцаем напряжение и мягко его выдавливаем. Обжимаем крестец, сначала по продольной оси, потом по поперечной.

57. Общий баланс копчика. Пациент лежит на животе. Фиксируем копчик пальцами одной руки. Второй рукой фиксируем крестец. Слушаем, куда он хочет сместиться. Смещаем в указанном направлении и удерживаем до расширения.

58. Копчик локально. Пациент лежит на животе. Фиксируем копчик пальцами одной руки. Второй рукой фиксируем крестец. Ощущаем напряжение внутри кости. Созерцаем напряжение и мягко его выдавливаем.

Тазовые кости

59. Общий баланс правого полутаза. Пациент  поворачивается на спину. Правая нога согнута в колене. Фиксируем правый полутаз за переднюю ость, заднюю ость и седалищный бугор двумя руками. Смотрим, куда кость хочет, смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

60. Правый полутаз локально. Пациент на спине. Правая нога согнута в колене. Фиксируем правый полутаз за переднюю ость, заднюю ость и седалищный бугор двумя руками. Сжимаем тазовую кость, ищем напряжение, выдавливаем напряжение из кости.

61. Общий баланс правой вертлужной впадины. Пациент на спине. Правая нога согнута в колене. Фиксируем вертлужную впадину за переднюю ость, седалищный бугор и симфиз двумя руками. Смотрим куда сустав хочет, смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

62. Правая вертлужная впадина локально. Пациент на спине. Правая нога согнута в колене. Фиксируем вертлужную впадину за переднюю ость, седалищный бугор и симфиз двумя руками. Сжимаем вертлужную впадину, ищем напряжение, выдавливаем напряжение.

63. Общий баланс левого полутаза. Пациент остается на спине. Правую ногу выпрямляем. Левую ногу сгибаем в колене. Делаем аналогично правой стороне.

64. Левый полутаз локально. Делаем аналогично правой стороне.

65. Общий баланс левой вертлужной впадины. Делаем аналогично правой стороне.

66. Левая вертлужная впадина локально. Делаем аналогично правой стороне.

Правая нога

67. Общий баланс головки бедра. Пациент на спине, ноги вытянуты. Правой рукой фиксируем бедренную кость ближе к колену. Пальцами левой руки нажимаем на вертел. Ощущаем головку бедра, смотрим, куда она хочет, смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

68. Головка бедра локально. Пациент на спине, ноги вытянуты. Правой рукой фиксируем бедренную кость ближе к колену. Пальцами левой руки нажимаем на вертел. Ощущаем головку бедра, ищем напряжение, выдавливаем напряжение.

69. Общий баланс бедренной кости. Пациент на спине. Берем бедренную кость двумя руками. С одной стороны за мыщелки, с другой стороны за вертелы. Ощущаем кость, смотрим куда она хочет. Смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

70. Бедренная кость локально. Пациент на спине. Берем бедренную кость двумя руками. С одной стороны за мыщелки, с другой стороны за вертелы. Как бы сжимаем кость, ищем напряжение, выдавливаем напряжение.

71. Общий баланс берцовых костей. Пациент на спине. Берем берцовые кости как единую систему двумя руками. С одной стороны за мыщелки, с другой стороны за лодыжки. Ощущаем кости, смотрим, куда они хотят. Смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

72. Берцовые кости локально. Пациент на спине. Берем берцовые кости как единую систему двумя руками. С одной стороны за мыщелки, с другой стороны за лодыжки. Как бы сжимаем кости, ищем напряжение, выдавливаем напряжение.

73. Общий баланс ладьевидной кости. Пациент на спине. Берем стопу за ладьевидную кость одной рукой. Ощущаем баланс стопы, смотрим куда «ладья» хочет. Смещаем в указанном направлении, ждем расширения.

74. Ладьевидная кость локально (основание стопы). Берем стопу двумя руками. Одной рукой за плюсну. Второй рукой фиксируем голень. Сжимаем так чтобы центр сжатия был в районе ладьевидной кости. Как бы сжимаем кости стопы, ищем напряжение, выдавливаем напряжение.

Левая нога

Повторяем пункты 67-74 для левой ноги.

Завершающие пассы

75. Баланс нижних конечностей. Берем ноги пациента двумя руками и мягко растягиваем.

76. Растяжение шеи. Берем голову пальцами двух рук за сосцевидные отростки и затылочные бугры. Выполняем растяжение на себя.

Протокол закончен.

< Предыдущая глава < Содержание > Следующая глава >

xn--80aaued1a3a8ac6dta.xn--p1acf

Комплекс самомассажа и массаж

Автор: Володина Зульфия Рафаиловна

МКДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» г. Далматово

Картотека комплексов  по самомассажу и массажу

Подготовила инструктор по физической культуре

 высшей категории Володина Зульфия  Рафаиловна

 

Растирание ладони

 

«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 

«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

 

«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать. 

 

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» –

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

 

«Зажигалка» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!» 

 

«Мельница» – сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

 

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 

«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

 

«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

 «Сильным я родился,

А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

 

Растирание предплечья

 

«Надеваем браслеты» – одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

 

«Пружинка» – спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

 

«Гуси» – пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

 

«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

 

 

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

 

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

 

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

 

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

 

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

 

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

 

Литература

1.     Латохина , Л.Е. Творим здоровье души и тела  [текст]/Л.И.Латохина, – СПб., 1997

2.     Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие педагогов дошкольных учреждений: в 3 ч./Л.В.Яковлева, Р.А. Юдина.- М.: ВЛАДОС, 2004.

 

3.     Интернет ресурсы

Прикрепленные файлы:Комплексы по самомассажу и массажу comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Комплекс индивидуального самомассажа

Комплекс индивидуального самомассажа

Представляем наиболее доступный по своей простоте комплекс индивидуального массажа.

Этот комплекс можно применять как элемент утренней гигиены, для ускорения пробуждения всего организма ото сна, предваряя его утренней зарядке, а также в период физкультурной паузы на производстве или на другом рабочем месте для снятия усталости и как средство стимулирующее активности и повышающее работоспособность.

 

Его можно применять также после гимнастических и спортивных упражнений для снятия излишнего возбуждения, а также восстановления равновесия и спокойствия.

Упражнение можно выполнять стоя или сидя на стуле.

Каждое упражнение выполняется 7-8 раз.

Исходное положение, стоим, ноги слегка расставлены (на 20-25 см).

1. Большим пальцем, согнутыми в первых фалангах, массируем активную точку во впадине под ушной раковиной. При этом большие пальцы отставлены в сторону от ладони, остальные пальцы слегка расставлены. Массажирующее движение достигает за счет колебательного движения кистей рук.

2. Большие пальцы остаются во впадинах под ушной раковиной, а указательные и средние ложатся на надбровные дуги, соединяясь на переносице. Глаза закрыты.

Массируем надбровные дуги движением от переносицы к ушам и обратно. При этом указательные пальцы скользят по надбровным дугам, а средние — скользят по поверхности век, массируя и верхнюю часть глазного яблока.

3. Раздвинув указательный и средний пальцы, прижимаем ладони к скулам, так чтобы ушная раковина располагалась между пальцами.

При движении ладоней вниз массируем пальцами биологически активные зоны. При движении вверх пальцы только слегка касаются головы и шеи.

4. Большие пальцы, согнутые в первых фалангах, принимают активные точки в подзатылочных впадинах. Кисти рук расположены горизонтально. Остальные пальцы слегка расставлены, и как бы входят в зацепление друг с другом. Пальцы слегка согнуты и касаются подушечками затылочной кости.

Не меняя положение больших пальцев, сближая и разводя кисти, массируем затылочную область.

5.  Поднимая предплечья и поворачивая кисти пальцами вниз, скользим пальцами по волосам от затылка ко лбу. В конце движения подушечки ладоней прижимаем к надбровным впадинам на лбу. Слегка опираясь пальцами в верхнюю часть черепной коробки, круговыми движениями массируем активные зоны на лбу.

6.  Опуская кисти ладонями к лицу, разводим локти в стороны, разворачивая предплечья горизонтально на уровне плеч, кисти поворачиваем ладонями вниз и плотно накладываем одна на другую  (левая сверху). Отставленными в сторону большими пальцами   упираемся   в   точки   в   углах   ключиц    (точки   иглотерапии цюэ-пэнь). Надавливая подбородком на кисти (при этом выполняется движение «голова гуся»), массируем активные зоны.

7.  Разводя кисти, опускаем их, скользя по груди к рефлексо­генным зонам на боковой поверхности грудной клетки, которые массируем подушечками ладоней.

8. Затем  соединяем кисти  (левая сверху)   на  правой  стороне груди, так чтобы правый большой палец касался правого соска, а левый лежал в области мечевидного отростка  (большие пальцы направлены вертикально). Круговым движением по часовой стрелке, плотно прижимая кисти к телу, массируем правую сторону груди.

9. Затем, скользя по телу, перемещаем руки симметрично на левую сторону груди и выполняем массирующее движение против часовой стрелки.

10.  Перемещаем руки снова вправо, но немного ниже и массируем по часовой стрелке область печени.

11. Затем совершаем  большой  круг массажа передней  части туловища, перемещая руки сначала по, а затем — против часовой стрелки.

Обращаем ваше внимание на то, что большие пальцы должны быть максимально отставлены и все время направлены вертикально.

12. Перемещая кисти вниз, совершаем малый круг массажа, массируя нижнюю часть живота против часовой стрелки.

Если вы стремились плотно прижимать кисти рук друг к другу, как это и рекомендуется, руки к этому моменту упражнения достаточно устанут. Эту усталость мы снимем при выполнении следующего упражнения.

13. Несколько подав локти вперед,  левой ладонью  скользим по наружной верхней стороне правого предплечья к локтю, массируя   отставленным  в  сторону   большим  пальцем   область  между двумя валиками мышц.

Дойдя до сгиба локтя, массируем большим пальцем область точки шоы цан ли, расположенной в конце складки локтевого сгиба.

Поднимаем предплечье по дуге окружности изнутри наружу и разворачиваем его, чтобы ладонь смотрела вверх, при этом левая ладонь автоматически перемещается на внутреннюю сторону правого предплечья, после чего большим пальцем левой руки массируем область точки пянь ли.

Затем меняем руки: аналогично правой рукой скользим по левому предплечью и большим пальцем массируем соответствующие активные области на левой руке.

14. Наклоняясь вперед, кладем левую ладонь на правое колено, а указательный и средний пальцы правой руки — на область точки

цзу-санли (она находится в углублении, расположенном справа от большой берцовой кости на уровне кончика среднего пальца кисти, обхватившей колено).

Правой рукой выполняем массирующее движение по часовой стрелке, а левой — синхронно против часовой стрелки.

Затем правой обхватываем левое колено, а пальцы левой руки накладываем на область точки цзу-санли на левой ноге. Правая рука массирует по часовой стрелке, левая — против.

15. Распрямляемся, поднимаем левое колено и скользим правой рукой по внутренней стороне голени к стопе, и, поворачивая стопу подошвой вверх, обхватываем ее снизу. Левым предплечьем массируем левую подошву, совершая колебательное движение поперек нее. При этом, когда оттягиваем локоть назад, предплечье разворачиваем относительно продольной оси ладонью вверх, а при движении вперед — ладонью вниз.

После этого встаем на левую ногу и массируем правой рукой правую подошву.

Это упражнение при недостатке гибкости или неспособности удерживать равновесие, стоя на одной ноге, можно начинать осваивать в положении сидя на стуле.

На этом массажный комплекс заканчивается.

Оздоровительный эффект указанной массажной процедуры складывается из ряда компонентов. Массаж точек в окрестностях ушей и глаз способствует мобилизации функции этих органов чувств, а точек затылочной области — оказывает, помимо прочего, благотворное действие на вестибулярный аппарат, профилактически действует при головных болях. Массаж точек надключичной области и зон на поверхности грудной клетки активизирует работу легких, а плавные круговые движения в области живота улучшают кровообращение в органах брюшной полости, «будят жизненную энергию ци», основным центром которой является зона около точки ци-хай, расположенной на два пальца ниже пупка.

В древневосточной медицине нормальному функционированию внутренних органов придавалось исключительное значение: «Если заболит печень, испортится зрение. Если заболят почки, ослабнет слух. Болезнь гнездится там, где она не видна, а проявляется в том, что всем заметно». Разнообразные массажные движения предназначались, помимо прочего, и для улучшения состояния внутренних органов: легких, печени, селезенки с поджелудочной железой и др.

Массаж коленного сустава и стопы, который завершает указанный комплекс, нормализует тонус нервной системы, способствует снятию болей в ногах, профилактически действует при плоскостопии. Таким образом, в целом, указанный массажный комплекс подготавливает организм к активной деятельности и может применяться как перед началом занятия (для лучшего «вхождения в работу»), так и после тренировки (с целью снятия усталости), а также для профилактики преждевременного утомления.

jhana.ru