Найдал. Массаж по методике фелпса


Комплексы приемов массажа при спастике, дистонии, гипотонии » Единство детей

повышенный мышечный тонус

при повышенном мышечном тонусе для его нормализации используются следующие приемы:1. поза эмбрионаруки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. при новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет. 2. нормализация мышечного тонуса с помощью мячаребенка укладывают животом и грудью на мяч и производят несколько качательных движений в различных плоскостях (вперед-назад, вправо-влево и по диагонали). через несколько минут ребенка укладывают спиной на мяч и также производят качательные движения в различных плоскостях. время качания и использование различных плоскостей качания зависит от состояния мышечного тонуса. если мышечный тонус снизился при качании вперед-назад, то качание в других плоскостях можно не проводить. мышечный тонус также снижается на некоторое время, и снижение мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития двигательных функций. этот способ можно использовать у детей до 12-14 лет.

3. потряхивание по фелпсувышележащую часть конечности фиксируют и производят вначале короткие и плавные движения потряхивающего характера нижележащей части, по мере наступления расслабления мышц, подвергающихся потряхивающим движениям, амплитуда и скорость потряхивания возрастают. для расслабления всей конечности потряхивание производят за ее дистальный отдел ( за кисть с фиксацией лучезапястного сустава). для расслабления мышц всего тела ( у детей до 4-летнего возвраста) производят колебательные движения предварительновыпрямления тела ребенка.4. сближение мест прикрепления мышцпроизводят движение в сторону действия напряженной мышцы и в таком положении держат несколько секунд.

5. методика снижения мышечного тонуса по семеновойа) взяв ребенка за кончики пальцев и покручивая их в одну и в другую сторону, можно добиться снижения тонуса мышц-сгибателей пальцев и выработки экстензии пальцев и даже кисти.б) если ребенку, имеющему в вертикальном положении высокий тонус приводящих мышц бедер и в связи с этим опирающемуся на ноги с перекрестом на уровне голеней или бедер, отвести назад плечи ( прием фелпса), у становив лопатки у позвоночного столба, и провести стимуляционный точечный массаж в области углов лопаток, то у ребенка снизится тонус приводящих мышц бедер. появится возможность более правильной опоры на ноги. шаговые движения производят уже без перекреста, имевшего место ранее. удержание головыв вертикальном положении также значительно улучшится.в) у детей с высоким мышечным тонусом нижних конечностей при вертикальном положении тела с перекрестом на уровне бедер и отсутствием шаговых движений в ряде случаев эффективно применение следующего упражнения.захватив оба плеча с двух сторон четырьмя пальцами, а первые пальцы поставив симметрично у внутренних краев лопаток, методист мягко разводит ребенку плечи назад с одновременной стимуляциейпервыми пальцами мышц, приводящих лопатки к позвоночному столбу. после проведение такого приема у ребенка снижается тонус приводящих мышц бедер и уменьшается или исчезает перекрест ног. после этого ребенка берут под мышки и на весу покачивают так, чтобы его тело совершало движения вперед свободно, не касаясь поверхности стола, а назад-качательное движение, касаясь пятками поверхности стола, покрытого грубой тканью. в этом приеме сочетается одновременно расслабление мышц путем влияния большой грудной мышцы на приводящие мышцы бедер, покачивание и одновременное усиление потока афферентации в результате проведения пяткамиребенка по поверхности стола. прием повторяют несколько раз, после чего ребенка ставят на ноги, наклоняют вперед и снова разводят лопатки. в результате таких действий ребенок начинает совершать достаточно правильные шаговые движения с опорой на полную стопу и без перекреста ног.

6. снижение мышечного тонуса с помощью общего массажа:а) поглаживание. массируют плавными, мягкими движениями в медленном темпе. массажные движения направляются по ходу мышечных волоконили к ближайшим лимфатическим узлам:б) валяние. этот прием массажа используется обычно при расслаблении групп мышц.массирующий легкими движениями обеих рук перемещает мышечную массу мышечную массу с одной руки на другую.в) вибрация. одним, несколькими пальцами или ладонью производят вибрирующие движения на мышце или на точках, рекомендованных для иглотерапии.

7. снижение мышечного тонуса с помощью точечного массажа ( тормозной метод).осуществляется на биологически активных точках. на избранной точке кончиком пальца производится спиралеобразное медленное вращение, с постепенным усилением надавливания, до появления ощущения тяжести или онемения. после этого вращательные движения прекращаются, но остается давление на точку с той же силой. затем снова начинают вращательные движения с постепенным ослаблением давления до 0. такой цикл повторяется несколько раз до появления расслабления ( в пределах 2 мин). нормализация мышечного тонуса при дистонии для нормализации мышечного тонуса при дистонии ( переменный мышечный тонус) применяют следующие способы:1. поза "эмбриона"руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. при новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет. 2. нормализация мышечного тонуса спомощью мяча.ребенка укладывают животом и грудью на мяч и производят несколько качательных движений в различных плоскостях (вперед-назад, вправо-влево и по диагонали). через несколько минут ребенка укладывают спиной на мяч и также производят качательные движения в различных плоскостях. время качания и использование различных плоскостей качания зависит от состояния мышечного тонуса. если мышечный тонус снизился при качании вперед-назад, то качание в других плоскостях можно не проводить. мышечный тонус также снижается на некоторое время, и снижение мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития двигательных функций. этот способ можно использовать у детей до 12-14 лет.3.перекрестные пассивные движения конечностей по к.а. семеновой.исходное положение пациента - на спине, руки лежат вдоль туловища, ноги выпрямлены. захватывают правую кисть и левую стопу пациента и одновременно разгибают правую руку и сгибают во всех суставах левую ногу. затем проделывают такие же движения с противоположной парой конечностей. второй вариант-правая рука разогнута в локтевом и лучезапястном суставах, приводится по диагонали к левому бедру, левую ногу сгибают и бедро приводят к животу. затем проводятся такие же движения с противоположной парой конечностей. упражнение повторяется 8-10 раз. Снижение мышечного тонуса ( гипотония)При снижении мышечного тонуса гипотонии применяют следующие приемы:1.Поглаживание. Производится более глубоко ( по сравнению при расслаблении спастических мышц) с надавливанием кистью на массируемую поверхность.2.Растирание. Отличается от поглаживания тем, что кожа по ходу руки смещается. Растирание выполняется одним или несколькими пальцами, а также поверхностью вторых фаланг пальцев. Кисть при этом сжата в кулак.3. Поколачивание. Производится боковой или ладонной поверхностью пальцев расслабленной кисти.4. Щеточный массаж. Производят короткие частые прикосновения концом щетки.5. Возбуждающий стимулирующий точечный массаж. Осуществляется на биологически активных точках.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

www.kidsunity.org

массаж

 

    

 

    Массаж

 

    Направлен на расслабление спастичных мышц, поэтому среди приемов используют поглаживание, крупное потряхивание, очень медленное и неглубокое разминание, воздействие на сегментарные зоны. Грубые болезненные приемы вызывают повышение тонуса. Используют также точечный массаж по тормозной методике. Тормозной метод точечного массажа осуществляется путем постепенного наращивания интенсивности давления кончиком пальца на избранную точку, задержкой его на оптимальной глубине с последующим постепенным снижением и прекращением давления. Воздействие на одну точку продолжается от 30 секунд до полутора минут [Добровольский В.К. и соавт., 1986]. Топография рекомендуемых точек воздействия для снижения тонуса в мышцах конечностей представлены в таблице 4.1 и на рис. 4.3.

Таблица 4.1. Точки для снижения тонуса мышц конечностей, мышц плечевого и тазового пояса

(по В.К. Добровольскому и соавт., 1986)

 

№ точки         Название точки        Местонахождение точки     Мышцы, на которые оказывается расслабляющее воздействие

Плечевой пояс и верхняя конечность

1          Чжоу-жун      Во 2 межреберье по срединно-ключичной линии, на большой грудной мышце            Большая грудная мышца (сгибает, приводит и пронирует руку в плечевом суставе)

2          Цзи-цюань     На уровне подмышечной складки во впадине у внутреннего края двуглавой мышцы плеча  Сгибатели и пронаторы плеча

3          Цзянь-чжень  Сзади и книзу от плечевого сустава по задней подмышечной линии, между плечевой костью и лопаткой   Широчайшая мышца спины (разгибает, приводит и пронирует руку в плечевом суставе)

4          Био-нао          На наружной поверхности плеча выше локтевого сгиба на 7 цуней, у заднего края дельтовидной мышцы и наружного края трехглавой мышцы плеча   Общее расслабление мышц верхней конечности

5          Чи-цзе            На складке локтевого сгиба, у наружного края сухожилия двуглавой мышцы плеча            Двуглавая мышца плеча (сгибает плечо и предплечье, супинирует предплечье)

6          Шао-хай         На складке локтевого сгиба, спереди от внутреннего мыщелка локтевой кости            Мышцы-сгибатели предплечья

7          Нэй-гуань      На ладонно-срединной линии предплечья, на 2 цуня выше лучезапястного сустава            Мышцы-сгибатели кисти, квадратный пронатор

8          Да-лин           На ладонной поверхности в середине лучезапястного сустава            Мышцы-сгибатели кисти и пальцев

9          Лао-гун          В середине ладони, между 3 и 4 пястными костями      Мышцы-сгибатели пальцев кисти

10        Щи-сюань      На кончиках дистальных фаланг пальцев кисти            Мышцы-сгибатели пальцев кисти

11        Шоу-сань-ли На тыльно-лучевой линии предплечья на 2 цуня ниже локтевого сгиба       Круглый пронатор

12        Хэ-гу  На тыльной поверхности кисти между 1 и 2 пястными костями         Мышцы-сгибатели кисти и пальцев, приводящая мышца большого пальца

Тазовый пояс и нижняя конечность

13        Хуань-тяо      Сзади от тазобедренного сустава на большой ягодичной мышце        Ягодичные мышцы (разгибают, супинируют и пронируют бедро)

14        Би-гуань        На передней поверхности бедра на 13 цуней выше коленного сустава            Четырехглавая мышца бедра (разгибает голень и сгибает бодро)

15        Фу-ту  На передней поверхности бедра выше верхнего края надколенника на 7 цуней      Тоже

16        Ду-би  Снаружи от нижнего полюса надколенника       Тоже

17        Чэн-шань       На задней поверхности голени у места перехода икроножной мышцы в ахиллово сухожилие     Икроножная и камбаловидная мышцы (сгибают голень и стопу, пронируют и супинируют голень при согнутом коленное суставе)

18        Чэн-цзинь      На 2 цуня выше точки чэн-шань   Тоже

19        Кунь-лунь      Сзади и снизу между наружной лодыжкой и ахилловым сухожилием          Мыщцы-сгибатели стопы и пальцев

Примечание: цунь- это индивидуальная для каждого человека единица измерения, равная расстоянию между двумя складками, образующимися при сгибании 2 и 3-й фаланг среднего пальца на левой кисти у мужчин и на правой кисти у женщин.

 

 

Рис. 4.3. Топография точек, рекомендуемых для расслабления мышц конечностей (по В.К.Добровольскому и соавт., 1986)

Лечебная гимнастика

 

www.naidal03.ru

Лечебная физкультура как основное средство коррекции двигательной сферы у детей с ДЦП.

Основополагающие подходы в развитии движений у детей с ДЦП были предложены и апробированы в середине XX века В. Фелпсом, Б. и К. Бобатами и др. Эти подходы получили развитие в методиках не только этих авторов, но и их последователей. В нашей стране приоритет в этой области принадлежит Серафиме Александровне Бортфельд и Ксении Александровне Семеновой.

Винтроп М. Фелпс разработал 15 шагов-рекомендаций, которые нашли свое применение не только в лечебной физкультуре, но и в логопедии при коррекции дизартрии. Это следующие рекомендации:

1. Расслабление.

Для расслабления может быть использован массаж в виде легких поглаживаний. Фелпс рекомендовал осторожно применять массаж, чтобы не увеличивать гипертонус. В то же время, он придавал большое значение расслаблению мышц в начале работы и, в частности, изобрел прием расслабления конечности путем многократного потряхивания ниже того сустава, в котором имеется тугоподвижность. Но наиболее значимым он считал обучение произвольному расслаблению мышц. Фелпс писал, что расслабления можно достигнуть не массажем, а контролем головного мозга над деятельностью мышц.

После достижения полного расслабления нужно учить без движения сокращать и расслаблять мышцы. Для этого ребенка учат сконцентрировать внимание на мышце или группе мышц и затем дать себе команду. Инструктор демонстрирует ребенку на своем примере ожидаемый результат.

2.Пассивное движение.

При этом ребенок не оказывает ни поддержки, ни сопротивления движению, но осознает его. Инструктор производит движение конечностью пациента. Привлечение внимания к работающей мышце способствует выработке зрительного и кинестетического контроля. Вскоре ребенок начинает чувствовать разницу между сокращением и расслаблением мышц.

3.Активное движение с использованием помощи.

При отборе упражнений нужно учитывать вспомогательную роль физической поддержки. При разных движениях различна степень помощи. Максимальная помощь оказывается в упражнениях, направленных на подготовку к осуществлению самостоятельных движений.

Помощь инструктора позволяет совершать движение без излишнего напряжения и утомления или движение большей амплитуды. Постепенно помощь сокращается.

Могут быть использованы разные виды помощи: инструктор помогает в завершении движения; пациент помогает себе здоровой конечностью; движение осуществляется в бассейне — вода облегчает мышечные усилия.

4.Активное движение без помощи, совершаемое силой самой мышцы.

5.Активное движение с сопротивлением.

Движение с сопротивлением усиливает афферентацию. Здесь возможны два варианта: движение осуществляется пациентом — инструктор оказывает сопротивление; движение осуществляет инструктор — пациент оказывает сопротивление. Фелпс отмечал, что оказание сопротивления самим пациентом очень важно и полезно перед совершением активного движения.

6.Условное (произвольное) движение.

Воспроизведение движения по команде.

Ко времени достижения данной ступени все внимание должно быть сконцентрировано на выполнении команд в определенном (оптимальном) ритме.

7.Автоматизированное движение.

Выполнение автоматизированных движений принципиально важно для тренировки вялых мышц. Нужно заставлять вялую мышцу сокращаться, оказывая сопротивление движению сохранной мышцы.

8.Комбинированное движение.

Воспроизведение движения в комбинации с другим движением. С этого момента у ребенка возникают интерес и желание расширять и совершенствовать свои возможности.

9.Полный отдых — релаксация.

Фелпс писал о том, что умственная релаксация обязательно должна сопровождать телесную, для чего используются музыка и актуализация представлений. Освоение этой рекомендации состоит из двух фаз. Сначала формируется способность к релаксации в постели, затем — способность произвольно расслабить часть тела, чтобы ощутить состояние группы мышц.

10.Дифференцированное расслабление.

Умение произвольно расслаблять любую мышцу, даже если в это время сокращаются другие.

11.Спонтанное движение с позиции расслабления.

12.Удержание равновесия и позы.

13.Реципрокные движения, дающие возможность возвращаться к направлению движения.

14.Достижение и схватывание.

Практически все полезные движения рук основаны на этих действиях.

15.Двигательные умения и навыки.

По мысли Фелпса, первые годы жизни связаны с формированием основных моторных компонентов, которые после 12 лет превращаются в усовершенствованные умения и навыки.

Очевидно, что методика Фелпса предполагает сознательное отношение пациента к мышечным тренировкам. Сам характер приведенных выше рекомендаций показывает, что они не ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Берта и Карел Бобаты обосновали необходимость работы по подавлению патологических рефлексов перед началом формирования движений. Они же обнаружили, что при определенных положениях тела активность патологических рефлексов снижается. Вслед за Ч. Шерингтоном К. Бобат назвал эти положения тела рефлекс-запрещающими позициями. В основе рефлекс-запреща-ющих позиций лежит разнообразное воспроизведение позы эмбриона — сидя, лежа на спине или на боку, лежа на мяче или на валике. В позе эмбриона голова опущена на грудь, руки и колени согнуты и приведены к животу. Плавные покачивания ребенка при этом позволяют устранить влияние лабиринтного тонического рефлекса и достичь расслабления.

Бобаты подчеркивали, что независимо от возраста ребенка и стадии заболевания нужно начинать работу с того уровня двигательного развития, на котором оно прекратилось или пошло патологическим путем. Они разработали сложные комплексы упражнений, предусматривающих последовательную работу с суставами конечностей в определенных позах.

По мысли Бобатов, ощущение положения тела и его частей в пространстве является важнейшим компонентом в развитии движения. Первые ощущения — ощущения позы — возникают уже в положении лежа. Эти ощущения авторы назвали «рефлексы осанки». Когда ребенок начинает подниматься, он получает ощущение противодействия силам гравитации — «рефлексы выпрямления». Удержание равновесия приводит к ощущению мышечного напряжения всего тела и подготавливает к устойчивости — формируются «рефлексы выпрямления». «Рефлексы осанки» преобладают в первом полугодии жизни, а затем подчиняются «рефлексам выпрямления» и «рефлексам равновесия». Если «рефлексы осанки» продолжают доминировать и во втором полугодии, они становятся патологическими и препятствуют развитию «рефлексов выпрямления» и «рефлексов равновесия». Это и нарушает моторное развитие ребенка.

Моторное развитие должно осуществляться строго по порядку — от головы, плеч, верхних конечностей, туловища к нижним конечностям.

Основные принципы методики Бобатов:

1.Торможение патологических рефлексов и нормализация мышечного тонуса.

2.Развитие реакций выпрямления и равновесия путем перемещения частей тела в пространстве.

3.Отработка движений с физической помощью и под контролем инструктора. Помощь уменьшается по мере усвоения движения.

4.Сначала движение отрабатывается в медленном темпе, чтобы ребенок сумел включиться в работу.

5.Не надо добиваться, чтобы ребенок сразу овладевал статическими позициями, но постепенно отрабатывал одну позицию за другой.

6.Методы и приемы помощи должны соответствовать способностям и возможностям ребенка.

7.Необходимо сотрудничать с родителями.

8.Программа работы должна составляться индивидуально в соответствии со способностями и возможностями ребенка.

9.Необходимо постоянное закрепление в повседневной жизни выработанных ранее и отрабатываемых в настоящее время движений и действий.

Этим авторам принадлежит идея тренировки детей на мячах. С тех пор мячи разного размера являются неотъемлемой частью оборудования занятий лечебной физкультуры с детьми с ДЦП.

В дальнейшем методику Бобатов расширил и модифицировал В. Войта. Он предложил систему моторного развития ребенка в последовательности от головы вниз. Ребенка сначала обучают поднимать и удерживать голову, затем — ползать на четвереньках, далее — сидеть, потом — стоять и ходить на коленях, стоять на одном колене, и, наконец, подниматься и ходить.

Методика Кабата направлена на усиление произвольной регуляции мышечного тонуса за счет стимуляции нервно-мышечных окончаний. Такая стимуляция обеспечивается благодаря движениям с сопротивлением и упражнениям на растяжение мышц. Растяжение мышц облегчает последующее их произвольное сокращение. Кабат предложил рационально использовать нередуцированные рефлексы. Например, при проявлении асимметричного шейно-тонического рефлекса при повороте головы в сторону разгибается рука, к которой обращено лицо. Это движение может быть использовано для поддержки себя в положении сидя.

Современные методики лечебной физкультуры предусматривают не только работу по развитию моторных функций, но и параллельную коррекцию психического развития. Например, методика Вероники Шербурн включает следующие группы упражнений:

1.Установление контакта и фиксации взора. Инструктор и I ребенок сидят на ковре лицом друг к другу, а затем ребенок Щ садится спиной к взрослому. Взрослый поглаживает, покачивает ребенка, сопровождая свои действия спокойной речью.

2.Развитие чувства безопасности и вежливости. Инструктор перемещает ребенка по ковру в положении сидя спиной к взрослому, сидя на взрослом и т. п.

3.Обучение сотрудничеству и партнерству. Ребенок и инструктор, лежа на полу, толкают друг друга ступнями.

4.Ориентировка в схеме тела и в пространстве. Производятся разные движения, в которых акцентируется внимание на частях тела и их положении в пространстве.

5.Овладение страхом и эмоциями. Инструктор перешагивает через ребенка, слегка наступает на него, подталкивает.

6.Развитие силы и физического состояния. Инструктор лежит на спине, а ребенок пытается перевернуть его на живот.

7.Обучение расслаблению. Полная релаксация лежа.

8.Развитие самостоятельных движений в играх. Например, инструктор делает мостик, а ребенок ползает под мостиком, забирается на мостик и т. п.

9.Развитие воображения и подражания. Дутье, подражание I движениям и звукам. Ответы на вопросы с помощью жестов.

До сих пор наиболее эффективным средством развития движений у детей с Д1ДП признается лечебная физкультура. Современная лечебная физкультура имеет в своем арсенале не только разнообразные методики, но и различные технические приспособления. Это большие мячи для расслабления по методике Бобатов, параллельные брусья и разнообразные дорожки для обучения ходьбе, рольганги, батуты, качели, тренажеры и т.п.

megalektsii.ru

СТАТЬИ

Содержание.

Введение.            

Детский церебральный паралич (  ДЦП ).     

Причины развития ДЦП.

Задачи массажа при ДЦП.

Массаж при ДЦП.      

Современные методики массажа при ДЦП.     

Лечебная физкультура и массаж при ДЦП.

Заключение.

Список литературы.

 

 

Введение

        Детский церебральный паралич (ДЦП)– это заболевание центральной нервной системы  и является одной из проблем детской ортопедии и невропатологии, ведущие не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. Для изучения этой патологии приковано большое внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом.

     Массаж очень важен при ДЦП, можно сказать что не только медикаментозное лечение помогает, но и массаж играет большую роль в лечении с этим недугом. Многие родители сами уже могут делать несколько видов массажа и помогают своим детям. Однако помощь грамотного  специалиста по массажу очень важна.

     ДЦП изучается с 1853 года (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболевания. В соответствии с классификацией выделяют 5 клинических форм детского церебрального паралича – двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически-астатическая форма.

 

1. Детский церебральный паралич (ДЦП).

      Детский церебральный паралич это - заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Этиология данного заболевания многообразна - на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно опасными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

    ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

     Для всех форм характерны двигательные нарушения рефлекторного характера. Движения возможны, но они не управляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

     В последние два десятилетия общепризнанно, что систематическое комплексное лечение, включающее ЛФК и массаж, значительно улучшают состояние у большинства больных. Резкое повышение тонуса, особенно в сгибателях и приводящих (аддукторах) мышцах, способствует образованию контрактур. Такие больные с трудом передвигаются, перекрещивая ноги. Они с трудом (или не могут) выполняют точные движения рукой (пользуются ложкой, карандашом). Нередко нарушается интеллект. Больные ДЦП физически и психически отстают в развитии от своих сверстников. Вследствие пареза, паралича мышц, конечностей, их укорочения, неправильной походки, позы при сидении, как правило, нарушается осанка и наблюдаются сколиозы, кифосколиозы, патологические изменения в стопе. Нередко констатируются изменения внутренних органов вегетативной нервной системы и обменных процессов.

    Следует учитывать и то, что больные ДЦП часто замкнуты, раздражительны. Поэтому массажист должен быть выдержанным, терпеливым, ласковым с ребенком, расположить его к себе. В кабинете должны быть игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Во время массажа необходимо поддерживать контакт с ребёнком разговором, игрой, создавая положительный эмоциональный фон.

2.Причины развития ДЦП.

    Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным. Как правило, имеет место сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в период беременности, так и при родах.

    Гипоксия ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикоз, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), что приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, отвечающих за формирование рефлекторных механизмов и поддержку равновесия тела. Из-за этого происходит неправильное распределение мышечного тонуса в скелете, возникают патологические двигательные реакции.

     Родовые травмы вызванные различными  видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а также роды после продолжительного безводного промежутка, неправильное предлежание плода), лишь в небольшом количестве случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.

   Гемолитическая болезнь новорожденных («ядерная желтуха»), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. Желтуха может быть вызвана различными механизмами – несовместимостью крови матери и плода по группе или резус-фактору, а также печеночная недостаточность новорожденного.

   Острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническая болезнь, пороки сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет, краснуха и т.п. Другими «материнскими» факторами перинатального риска является прием во время беременности некоторых лекарств, в частности транквилизаторов, а также некоторые действия, связанные с профессиональной деятельностью, алкоголизм, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы. В последние годы большое значение в этиологии ДЦП придается влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.

   Нарушение нормального хода беременности – токсикозы, угрозы прерывания, а также иммунологическая несовместимость матери и плода. Осложнения при родах. При этом следует учитывать, что при наличии патологий внутриутробного развития ребенка роды часто имеют тяжелое и затяжное течение. Таким образом, создаются условия для возникновения механической травмы головы и асфиксии, часто являющихся по сути вторичными факторами, которые вызывают дополнительный разлад первично пораженного мозга. К факторам, более всего содействующим развитию церебрального паралича, большинство исследователей относят преждевременные роды.

  Интересен и тот факт, что при церебральном параличе имеет место поражение преимущественно лиц мужского пола. В среднем ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек. Например, три четверти случаев умеренной и тяжелой тетраплегии при церебральном параличе встречаются среди лиц мужского пола и имеют при этом тенденцию к более тяжелым двигательным нарушениям, чем у женщин.

3.Задачи массажа при ДЦП.

    Главная задача массажиста способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.

    До того, как провести ЛФК и лечебный массаж, необходимо учитывать то, что больной является ребенком, который не может выполнять движения самостоятельно, никогда не выполнял и не знает, как его выполнить. Он вообще может не понимать необходимости лечения, поэтому часто не концентрирует внимание в отличие от взрослого пациента, часто бывает замкнутым и раздражительным. Массажисту понадобится выдержка и терпение, чтобы провести обучение упражнениям ЛФК. Применяя ласку к ребенку, поддерживая контакт разговором и игрой с разными игрушками можно создать положительный эмоциональный фон.

    Основное в проведении классического массажа — использовать все приемы избирательно с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа — учитывать возможную позу больного. Курс классического массажа — 25 — 30 процедур, точечного — 20-25. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.

 4.Массаж при ДЦП.

     Массаж для детей с ДЦП обычно начинают тогда, когда малышу исполняется полтора месяца. Массаж при ДЦП является таким же, как при других заболеваниях: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.  При массаже для детей с ДЦП все движения проводятся от центра к периферии, что позволяет расслабить напряженные мышцы. Такой массаж называется нисходящим, и он отлично подходит для подобных больных.

Массаж при ДЦП нужно начинать с расслабляющего классического массажа. Все движения должны быть плавными и уверенными, что поможет снять напряжение с мышц. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, включая воротниковую зона, окололопаточная область, затем верхние конечности, нижние конечности. Массаж при ДЦП следует начинать со спины. Приемы поглаживания проводят начиная от поясницы и заканчивая в области воротниковой зоны шеи. Затем проводят растирание, разминание и легкую вибрацию.

    Для снижения гипертонуса мышц рекомендуется также стимуляционный массаж мышц-антагонистов с пассивным растяжением напряженной мышцы. Правильно положение частей тела (в т. ч. по отношению друг к другу) также способствует нормализации мышечного тонуса во время массажа. Очень важно при этом выбрать оптимальное положение головы по отношению к шее и туловищу. При массировании воротниковой зоны верхняя конечность должна свешиваться вниз с массажного стола, что создаст натяжение трапециевидной мышцы. При выполнения разминания включайте в массаж приемы катание мышц от центра мышц к периферии. В этом случае мышцы «катают»  кулаком одной руки или двух рук, основанием ладонью, предплечьем подобно скалке на тесте. Заканчиваем массаж всегда поглаживаем. При массаже ягодиц и нижних конечностей приемы используются такие же, как и при массаже спины. Не забывайте выполнять разминание при наибольшем натяжении мышц нижних конечностей, используя катание. Подобные приемы используются и при массировании рук. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.

     Расслабить крупные группы мышц применяется разминание, как бы переваливая мышечную массу с одной руки на другую. Для расслабления мышц перед классическим массажем также используется прием потряхивания. Для расслабления стопы или кисти массажист захватывает одной рукой голень или предплечье и делает несколько коротких и длинных движений (потряхиваний). Таких движений сначала следует выполнять немного, и они должны быть плавными. Их амплитуду и скорость увеличивают по мере наступления расслабления мышц. Для расслабления мышц по всей руке или ноге массажист берет конечность за дистальный отдел, захватывая при этом кисть руки  (фиксируя лучезапястный сустав) или голеностопный сустав ноги. Затем вверх — вниз и в стороны выполняют встряхивающие движения.

Такой массаж будет более эффективен, если его сочетать с точечным массажем. Точечный массаж для детей с ДЦП заключается в воздействии определенной точки тела для снижения мышечного тонуса. Он совершается следующим образом: подушечку указательного пальца кладут на определенную точку тела и начинают медленно вращать ею вокруг этой точки по спирали по  часовой стрелке. После того, как этот участок потеряет чувствительность (онемеет), надавливают на нее в течение нескольких секунд, а после снова начинают круговые движения. И так 2 раза на одну точку. 

Массаж воротниковой зоны и лица расслабляет мимические мышцы и является эффективным методом лечения нарушений речи. Расслабить мышцы живота позволит звуковой массаж, сочетающийся со специальной гимнастикой и произношением звуков. Во время данной процедуры (массируя живот исключительно по часовой стрелке) или тактильного раздражения отдельных участков живота пациент покашливает, произносит звуки «р-р-р», «ш-ш-ш» и т. д.

Весьма эффективным методом для снижения мышечного тонуса является покачивание ребенка на мяче в положении лежа на животе, спине, на боку. Одновременно можно выполнить массаж шеи, спины, ягодиц.

5. Современные методики массажа при ДЦП.

    Современные методики массажа являются одной из частей комплексного воздействия, лечебная физкультура и массаж применяются в строгом соответствии с выраженностью и характером клинических проявлений заболевания, в соответствии с задачами данного этапа лечения.

     Массаж при детском церебральном параличе по характеру воздействия и задачам значительно отличается от массажа, проводимого при соматических заболеваниях. Главное отличие заключается в том, что почти все приемы и методы воздействия направлены на нормализацию рефлекторной деятельности центральной нервной системы.

Классический лечебный массаж решает задачи улучшения питания и дыхания мышечной ткани, условий деятельности находящихся в мышцах нервных элементов и рецепторов. С помощью массажа создаются улучшенные условия кровоснабжения мышечной ткани, ускоряется кровоток, выведение продуктов обмена, повышается снабжение кислородом и питательными веществами. Одним из основных назначений классического лечебного массажа является изменение состояния механизмов нервной регуляции мышечного тонуса и произвольного мышечного сокращения путем влияния на центральные нервные структуры с периферических отделов.

   Для достижения расслабления при спастических состояниях мышц применяют приемы поглаживания, потряхивания, валяния. Поглаживание оказывает успокаивающее, обезболивающее действие. Более энергичное и глубокое поглаживание приводит к повышению нервной возбудимости.

     Для стимуляции гипотонических и функционально ослабленных мышц с целью повышения их тонуса и сократительных возможностей применяют приемы глубокого поглаживания, разминания, растирания, поколачивания, штриховки и т. д. Приемы стимуляции проводят на мышцах при отсутствии контрактур и повышенной чувствительности кожи и мышечных рецепторов.

    Учитывая высокую активность ЛТР, выявляющуюся у большинства детей с церебральными параличами и зачастую приводящего к формированию порочного положения туловища и конечностей, перед началом массажа ребенка покачивают в позе эмбриона после чего его укладывают в физиологическое положение. Вначале выполняют массаж шеи, воротниковой зоны, затем — спины, ягодиц, боковой поверхности туловища. Все перечисленные области, а также подлопаточную массируют при положении ребенка лежа на животе.

   Для восстановления правильного положения лопаток и правильной фиксации их у позвоночника сначала проводят расслабление большой грудной мышцы и специальный прием стимуляционного массажа мышц лопатки и подлопаточной области.

    Для этой цели одну руку ребенка заводят назад и сгибают ее в локтевом суставе, положив предплечье свободно на спину. Левой рукой методист берет плечо ребенка снизу (ребенок лежит на животе) и поднимает его вверх, приводя плечо и лопатку к позвоночнику. В таком положении мышцы области плеча и лопатки расслабляются. Другой рукой методист пальцами или внутренней стороной ладони проводит между лопаткой и ребрами как можно глубже, но без причинения болевых ощущений. Затем под лопаткой и по внутреннему ее краю выполняют массажные движения типа растирания, разминания, уделяя особое внимание местам прикрепления мышц к лопатке. Массируют обе подлопаточные области.

    После этого массируют грудь и живот, ноги и руки (в положении на спине). Более мягкий и легкий массаж проводят по внутренней и передней поверхностям рук, внутренней и задней поверхностям ног. Значительно интенсивнее массируют заднюю и наружную поверхность рук, переднюю и наружную поверхности ног. Массируют не только большие мышечные массивы, но и дистальные отделы рук и ног. Часто именно массаж кистей и стоп наиболее эффективен в регуляции мышечного тонуса и стимуляции движений.

    Во время массажа с ребенком поддерживают контакт разговором, игрой и создают в меру возможного положительный эмоциональный фон.

Массаж для улучшения дыхательной функции проводят с целью нормализации и углубления дыхания. Эта задача стоит перед массажистом в связи с тем, что у больных с церебральным параличом нарушена дыхательная функция мышц, участвующих в дыхании, что обусловлено изменением мышечного тонуса дыхательных мышц по спастическому или дистоническому типу. Под влиянием патологического механизма регуляции мышечного тонуса находятся важные для осуществления нормального дыхания мышцы: диафрагмальная (наиболее важная для выполнения вдоха), большая грудная, малая грудная, межреберные мышцы живота, надплечья (трапециевидные, лестничные) и др. Все изменения тонуса этих мышц определяют пальпаторно, при наблюдении за объемом экскурсии грудной клетки, спирометрией.

Нередко изменения дыхательной функции могут быть связаны и с нарушением собственных механизмов нервной регуляции, и координации работы дыхательных мышц. При этом даже малейшее усложнение условий выполнения вдоха и выдоха приводит к нарушению координационной работы дыхательных мышц.

Ограничение общей подвижности, гиподинамия, нарушение дыхательной функции, связанной с патологией мышечного тонуса и координации работы дыхательных мышц приводят в целом к снижению насыщения крови кислородом. Снижение насыщения крови кислородом приводит в свою очередь к накоплению недоокисленных продуктов обмена, которые влияют на состояние мышечного тонуса. Создается патологический цикл взаимосвязанных явлений, усугубляющих друг друга.

     Регуляция тонуса дыхательных мышц находится в тесной связи с регуляцией тонуса всей мышечной системы. Фазы дыхания тесно связаны с особенностями распределения мышечного тонуса. Так, при вдохе повышается тонус мышц-разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе — мышц-сгибателей. В связи с этим лучше тренировать и стимулировать дыхание с акцентом на вдохе при положении ребенка на спине, если у него преобладает повышение тонуса в мышцах-сгибателях. И лучше тренировать и отрабатывать дыхание с акцентом на выдохе при положении ребенка на животе, если выражен разгибательный тонус.

   Проводят приемы поглаживания и легкого разминания по переднебоковой поверхности грудной клетки, косым мышцам и прямой мышце живота. Особое внимание уделяют массажу большой грудной и межреберных мышц. Массаж этих мышц проводят с целью расслабления их при повышенном тонусе и увеличении силы сокращения при выполнении произвольного вдоха и выдоха.

    Затем выполняют точечный массаж по ходу реберных дуг и в местах прикрепления диафрагмы (несколько изнутри грудной клетки, продавливая мышцы передней стенки живота и заводя пальцы под края ребер). Диафрагма является одной из важных дыхательных мышц, и она часто, как и другие мышцы, находится в спастическом состоянии.

    Для рефлекторной стимуляции дыхания проводят также довольно интенсивный массаж верхней части трапециевидной мышцы. При глубоком массаже с приемом разминания и выжимания, а также захватов типа щипков между большим и остальными четырьмя пальцами кисти стимулируются рецепторы кожи и мышц, нервные центры которых лежат в продолговатом мозге в непосредственной близости от дыхательного центра. Используя эти особенности иннервации трапециевидной мышцы и ее значение в акте дыхания, можно значительно улучшить  дыхание ребенка.

   Наконец, для улучшения дыхания весьма эффективно применение сегментарного и паравертебрального массажа в области нижних шейных и верхних грудных позвонков (CIV— Д v), в области грудины — по средней линии грудины и парастернально, по межреберным промежуткам, а также специального точечного массажа по симптоматическим точкам, действующим на дыхательную функцию.

     При проведении сегментарного массажа используют и специальные приемы для увеличения экскурсии грудной клетки и включения в дыхание всех сегментов легких. Во время выдоха оказывают давление на заднебоковые отделы грудной клетки ребенка (чтобы добиться наиболее глубокого выдоха), а затем, при произвольном вдохе, выполняемом с силой, методист оказывает сопротивление руками на те же области грудной клетки. На максимуме вдоха снимается сопротивление вдоху — руки быстро отнимают. В результате этого происходит непроизвольный глубокий вдох с включением в дыхание нижних отделов легких и расправление синусов легких. Этот прием используют у детей, умеющих произвольно выполнять вдох и выдох.

6. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП.

Бытует мнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой можно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно. На формирование основных двигательных навыков природой отпущен примерно год – от момента рождения до того времени, как малыш начнет ходить. Далее следует лишь процесс их совершенствования.

         ДЦП – одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Форма ДЦП у ребенка определяется по наиболее ярко выраженной клинической картине заболевания, которую, как правило, дополняют сопутствующие синдромы.

     Для определения статуса ребенка, невропатологи перинатальная энцефапопатия (ПЭП), формы ДЦП и методики лечения требуется наиболее ранняя диагностика заболевания. Детский невропатолог устанавливает диагноз, клиническую картину и форму заболевания, медикаментозное лечение, дает отвод от прививок, а также назначает массаж, ЛФК и другие средства.

        Методика лечения детей с ДЦП и ПЭП сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, ЛЮК, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, ФТО, бальнео- и хирургическое лечение, логопедические занятия.

       Лечебный массаж и ЛФК в соответствии с назначением занимает основное место в лечении детей, больных ДЦП и ПЭП которые соматически слабые, быстро утомляются и плохо восстанавливаются. По мере роста детского организма и прибавления в весе наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать возраст, степень тяжести и форму ДЦП, скрытые потенциальные возможности, соблюдая дидактические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

     У детей с ПЭП и ДЦП в результате поражения тех или иных структур проводящих путей головного мозга после трехмесячного возраста еще сохраняются некоторые врожденные рефлексы, нарушается антигравитационный механизм функционирования вестибулярного аппарата (при его наличии), что является препятствием для развития условных цепных установочных рефлексов. Видоизменяется не только мышечный тонус, но и тонус сосудов и кишечника, затрудняется циркуляция крови, кровообращение и питание головного мозга и его созревание. Патологические тонусы бывают трех типов: гипертонус, гипотонус, дистонический тонус, то есть то повышенный, то пониженный (переменный). При гипертонусе отмечается порочная заинтересованность сгибателей, приводящих и пронирующих групп мышц. В результате со временем образуется “круглая спина”, отсутствует поясничный лордоз, ограничивается подвижность в тазобедренных суставах, затрудняется разведение ног (что приводит к выведению головок бедра из вертлужной впадины - подозрение на дисплазию), полностью не разгибаются ноги в коленных суставах, стопы эквинусны (не исключены тугоподвижность и контрактуры в суставах). При гипотонусе (мозжечковая симптоматика) ослаблены вестибулярные реакции и сухожильные рефлексы, наблюдается тенденция к формированию вальгусных стоп. При дистонии дети, как правило, скованы, их шейно-плечевой отдел блокирован.

      Всем без исключения детям полезны занятия лечебной гимнастикой и массаж, так как у них нет двигательного опыта. Больным ПЭП и ДЦП они жизненно необходимы.

   Лечебная гимнастика (ЛГ) и массаж нормализуют биохимические процессы в нервно мышечном аппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия и возможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных. При выборе упражнений и составлении комплекса ЛГ необходимо учитывать специфику мышечного тонуса ребенка, степень (тяжесть) поражения, скрытые потенциальные возможности и выбирать биомеханически оправданные и доступные исходные положения и эффективные приемы для расслабления мышц. С особой осторожностью необходимо относиться и детям с гидроцефалией, микроцефалией, гипертензионным синдромом и эписиндромом. Лечение двигательных расстройств при ДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа, ортопедического режима, логопедических занятий.

    В настоящее время возможно использование около 25 методик ЛФК – Бобата, Линдемана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Семеновой К. А., Бортфельд С.А. и др.

    Как показала практика, наиболее эффективными являются классический лечебный массаж; сегментарный; массаж воротниковой зоны для улучшения дыхания; круговой трофический, точечный массаж; массаж по системе Монакова; седативный и тонизирующий массаж.

 

 

                                                              Заключение.

    Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

     Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма.

 

                                                      Список литературы.

1.Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.

2.Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы. Здоровье – 2000 - №3 – С.14-15.

3.Драгунов С.К. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП. Здоровье – 2000 - №3 – С.32.

4.Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. - К.: Здоровья, 1996. - 384 с.

5.Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоровья, 1989. - 187 с.

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, Бат Замира Нурбиевна

dorsal.ru


Смотрите также