Методы устранения дефектов речи при дислалии у ребенка. Массаж при дислалии для детей


что это такое, классификация, причины возникновения у детей и методы устранения

Дислалию у детей и методы ее устранения изучаются до сих пор. Этот дефект речи заключается в том, что проблем с развитием речевого аппарата и слуха у малышей не наблюдается, а присутствуют только затруднения с произношением звуков. Если до 5 лет нарушение речи есть у всех детей, то после указанного возраста необходимо обследование ребенка у специалиста.

Что это такое?

Дислалия (мед шифр-код по мкб 10) – это нарушение звукопроизношения у детей с нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи диагноз проявляется как смешение, замена или искажение звуков. Устаревшее название и синоним дислалии – косноязычие. Сейчас врачи это слово не используют.

Логопедическая работа при дислалии заключается в обследовании подвижности и строении речевого аппарата, механизма артикуляционной моторики, состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Если исправить речевой дефект не удается, то помимо логопедического обследования, ребенка направляют на консультацию к отоларингологу, неврологу, стоматологу.

 

Классификация дислалии

Методы коррекции дислалии как речевого нарушения зависят от ее клинической классификации. Учитывая причины нарушения произношения звуков, врачи выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. Механическое нарушение связано с анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, а функциональное – обусловлено социальными факторами. Все виды дислалии и их характеристики связаны напрямую с физическим состоянием ребенка.

Классификация дислалии функциональной в свою очередь подразделятся на сенсорную и моторную. Первая обусловлена нейродинамическими сдвигами в речеслуховом анализаторе. Моторная дислалия – это возрастное нарушение речедвигательного анализатора, при котором движения языка и губ малыша становятся неточными, хотя слуховое восприятие нормальное. Нередко функциональная и механическая дислалия комбинируются.

В зависимости от того, какое количество искажается звуков, речевые дефекты подразделяют на простые (мономорфные) и сложные (полиморфные). К простым относятся нарушения, при которых неправильно произносится только один звук. Сложная дислалия встречается у детей дошкольного возраста, дефектно произносящих звуки разных групп.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими причинами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность ребенка.

Симптомы

Дефекты произношения – это замена, искажение, пропуск или смешение звуков. Под основными симптомами дислалии у детей подразумевается полное выпадение в конце, начале или середине слова звука. Он также может заменяться по признаку твердости-мягкости или глухости-звонкости. Когда ребенок путает в речевом потоке два правильно произносимых звука (употребляет неуместно), то это говорит о смешении звуков.

Последовательность постановки звуков сложной дислалии у детей дошкольного возраста должна формироваться в соответствии с возрастом. Такая симптоматика как косноязычие, несформированность фонематического слуха, несовершенство речи при малой подвижности органов артикуляции или неправильная постановка звука исчезают в норме к 5 годам. Если этого не происходит, то нужна профессиональная коррекция дислалии любой этиологии с помощью логопедических занятий.

Диагностика

Основный метод обследования при дислалии – это выяснение логопедом особенностей протекания беременности, родов, перенесенных болезней новорожденного, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Первичная диагностика дислалии происходит по медицинской документации. Затем доктор переходит к визуальному осмотру подвижности и строения органов артикуляционного аппарата, и оценивает выполнение ребенком серии упражнений по подражанию.

Логопедические принципы обследования детей выявляют характер нарушения речи в разных позициях: слогах, словах, текстах, фразах. Далее логопед проверяет способность фонетического слуха. Методика логопедического воздействия – это проверка способности к слуховой дифференциации всех звуков речи. В заключении отображается форма аномалии, вид, разновидность неправильного произношения.

Коррекция дислалии

Когда проведена вся схема обследования, врач определяет соответствующие приемы формирования правильного звукопроизношения. Современные методы лечения патологии позволяют при небольших нарушениях произвести коррекцию за 1-2 месяца, а при сложных случаях – за 4-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс. Чтобы логопедические уроки были эффективны, сроки и продолжительность занятий не должны быть реже 3 раз в неделю по 1 часу. Если нарушения носят центральный характер, то помимо занятий с логопедом, с ребенком нужно заниматься дома несколько раз в день.

Этапы коррекционной работы

Коррекция дислалии выстраивается в три этапа:

  1. Подготовительный. Устраняются анатомические дефекты при механической аномалии (пластика уздечки, курс ортодонтического лечения). Проводится развитие речевой моторики при функциональной дислалии (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика). Для правильного произношения логопед может проводить эксперименты с ребенком: формировать направление воздушной струи, отрабатывать опорные звуки, развивать мелкую моторику.
  2. Формирование первичных навыков произношения. Изучаются способы постановки звуков (с механической помощью, по подражанию или смешанно). Устанавливается автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, текстах. При смешении звуков логопед производит их дифференциацию.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Заключительный этап включает в себя развитие привычки у ребенка безошибочно употреблять все отработанные звуки в любых ситуациях при общении.

Упражнения для устранения механической дислалии

Когда ребенок разговаривает сквозь сжатые зубы, но с ними все нормально, то, скорее всего, дело в неправильном строении лицевых костей. Такая патология возникает, когда подвижна лишь нижняя челюсть, а движения верхней ограничены. Можно развить подвижность лицевых костей с помощью следующих нехитрых упражнений, которые ребенок должен регулярно выполнять дома (все варианты делаются не меньше 5 раз):

  1. Открывать и закрывать рот, постоянно увеличивая между зубами раствор;
  2. Двигать из стороны в сторону нижней челюстью, потом взад-вперед;
  3. Верхними зубами покусывать нижнюю губу, затем нижними – верхнюю;
  4. Верхними резцами энергично поводить по нижней губе и то же с верхней губой проделать;
  5. Смыкать последовательно сначала зубы, потом губы.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность артикуляционного органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка». При плотно зажатых зубах надо губы трубочкой вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Улыбка». При естественной улыбке и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд и более.
  • «Пофыркивающая лошадь». Губы следует расслабить, затем фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Воронка». При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на счет «два» следует губы втянуть внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки». Нижняя губа должна быть спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была только верхняя губа видна, словно она над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

 

Прогноз и профилактика

Основное условие профилактики дислалии – это здоровый образ жизни с первых дней после рождения. Ребенку нужен массаж, зарядка, закаливание, что благотворно повлияет в дальнейшем на развитие речи. Когда малыш еще не произносит слоги, с ним надо разговаривать, рассказывать сказки. И это не обязательно должно быть чтение. Описывайте ему предметы, говорите о том, что делаете: играете, убираете, готовите.

Для профилактики механической дислалии следует обращать внимание на развитие прикуса. Постоянно проверять, насколько правильно растут нижние и верхние зубы по отношению друг к другу, регулярно проявлять всестороннюю заботу о физическом развитии. Если своевременно выявить анатомические и психологические нарушения, то ребенку не понадобится психоанализ и помощь логопеда.

 

wjone.ru

403 - Forbidden

Ребенку пять лет. Пора вплотную заняться звуками. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок. Возможно, любящее родительское ухо «замылилось», поэтому вам все нравится! Правда, соседка со второго этажа говорит, что вашему чаду надо посетить логопеда…. Да она просто завидует говорливости вашего отпрыска! Так, по крайней мере, вам кажется. А, может быть, что-то действительно не так? Чтобы развеять сомнения, сходите к специалисту. Не исключено, что результатом посещения кабинета станет диагноз: «Дислалия!» За ним не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушенное звукопроизношение. При этом у малыша нормальный слух, обширный кругозор, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть, интеллект, восприятие речи и лексико-грамматический строй – в полном порядке! Радуйтесь. Все проблемы, в этом случае, можно решить в течение месяца, максимум - полугода. Это при условии, что с малышом будет заниматься логопед. Но и вы должны внести посильную лепту: проводить дома артикуляционную гимнастику, закреплять навыки правильного звукопроизношения на речевом материале.

 

 

 

2. Причины возникновения дислалии

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая. Не хотелось бы загружать родителей логопедическими аспектами данной проблемы, но, придется…. Дело в том, что предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Поэтому, знание механизмов возникновения дислалии поможет избежать ошибок. Ведь известно изречение: «Вооружен, - значит защищен»!

Итак, функциональная дислалия. Её возникновение напрямую связано с физическим состоянием ребенка и социальными условиями его жизни. Если малыш часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Соматическая ослабленность порой вызывает и задержку психо-речевого развития (ЗПРР). Этот диагноз стали все чаще ставить малышам, поступающим в логопедические группы детских садов и коррекционные (компенсирующие) классы школ. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью всевозможных закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с пеленок! Помните: в здоровом теле – здоровый дух и … - чистая речь!

Ещё функциональная дислалия может появиться, если ребёнку не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, т. е. слух на речевые звуки. Ребёнок никогда не произнесёт звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве! Но, если вы говорили с малюткой с первых дней его жизни, проблемы со звукопроизношением в 4-5 лет будут минимальны.

 

3. Семейный диалект - одна из причин дислалии.

    К сожалению, общение может принести и вред. Если в разговоре с ребенком, в раннем детстве, сюсюкались, коверкали слова, такие «образцы» остались в памяти и проявились в виде неправильное произношении на более поздних сроках развития. Такой ребенок, как правило, страдает смягчением согласных: «сьтёль» (стол), «тясетькя» (чашечка), «кьнизетькя» (книжечка). Следите за собственной речью. Она является эталоном для ребенка.

    А что делать, если у самих взрослых имеются речевые дефекты? Вы ведь наблюдали, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение? И дело не только и не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает малышу специфику произношения, темп, модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности «местного» говора кроха впитывает, как губка, и воспринимает как норму. Он ведь ещё не понимает, что правильно, а что – нет. Как же быть в таком случае? Запретить родственникам, имеющим речевые дефекты, или диалектное произношение общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Просто надо взять за правило, что доминантная роль в воспитании крохи, на этапе становления его речи (от рождения до школы), должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. Идеально, если этим человеком будет мама. Если, по каким-то причинам, это невозможно, её с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня или гувернантка. Выход всегда есть!

     

     4. Причины возникновения механической дислалии.

      Дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ приводят к механической дислалии. Это может быть врожденная патология, или приобретенная вследствие травмы. На что следует обратить внимание? Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на расположение зубов у малыша. Нарушение прикуса хорошо видно при сомкнутых челюстях. Попросите ребенка крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Если передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние, значит, у него прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних, - налицо прогения. Возможно, при сомкнутых зубах у малыша между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это – передний открытый прикус. Его можно наблюдать и в период смены зубов (от пяти до восьми лет). Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одностороннем, так и двустороннем). Дефекты прикуса часто возникают из-за неправильно подобранных сосок-пустышек, из-за их длительного применения. Может сыграть свою роль и наследственность. В любом случае, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту. Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывалась после 7-8 лет (после смены молочных зубов). Теперь коррекция прикуса проводится на более ранних сроках. Это важно ещё и потому, что звукопроизношение формируется к 4-5 годам. Чем раньше будут устранены причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше. Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего препятствуют появлению свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и проч.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки [Л] и [Р]. Конечно, совсем не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но, если нарушение звукопроизношения всё же имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

       

      5. Упражнения для устранения механической дислалии.

        Иногда с зубами всё более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открыть ротик. Возможно, все дело в строении лицевых костей, в частности, в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если ее движения ограничены, - возникают проблемы. Развить эту подвижность можно с помощью нехитрых упражнений. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз от раза увеличивая раствор между зубками. Можно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, или вперед-назад. А можно рассказывайте малышу одну из историй про гномика Язычка. Так выполнять упражнения будет намного интересней! Не забудьте поставить перед ребенком зеркало. Оно должно быть достаточно большим, чтобы он видел не только свою, но и вашу артикуляцию.

        Сказка «Упрямые двери».

        «Из-за постоянной сырости, двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрыться. (Упражнение «Двери»: Несколько раз опустить и поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая рот. Сначала делать это свободно, потом – подставив под подбородок руку и «мешая» движению челюсти.)

        Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика. (Упражнение «Упрямые двери»: а/ нижняя челюсть раскачивается из стороны в сторону не менее 10 раз; б/ нижняя челюсть выдвигается вперед и отодвигается назад под счет «раз-два»).

        Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним. (Упражнение «Перекос»:

        - верхние зубы покусывают нижнюю губу;

        - нижние зубы покусывают верхнюю губу;

        - чередовать покусывание нижней и верхней губы.

        Все варианты упражнения проделать не менее 5 раз.)

        Язычок брал в руки рубанок и счесывал края дверей. (Упражнение «Рубанок»:

        - верхними передними резцами энергично «поскрести» по нижней губе не менее 5 раз;

        - проделать то же самое, но нижними резцами с верхней губой;

        - чередовать оба эти движения не менее 5 раз.)

        Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться (последовательно сомкнуть сначала зубы, а потом и губы)».

        (автор сказки: Карельская Е.Г.)

        Эту историю неплохо рассказать и проделать вышеперечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению, а также различные виды неправильного прикуса. Занятия должны быть достаточно регулярными, а не от случая к случаю. Лишь тогда появятся ощутимые результаты. Неплохо было бы придумать и продолжение истории об «упрямых дверях» и гномике Язычке. Проявите фантазию! Хочется напомнить, что продолжительность занятий на первых порах не должна превышать 5 минут. Постепенно увеличивайте время «тренировок» до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день.

         

        6. Влияние строения губ на артикуляцию некоторых звуков.

         

          Губы и их строение играют немаловажную роль в артикуляции звуков. Маленькие дети часто травмируют губки, вследствие чего, на них появляются стягивающие рубцы. Это значительно ограничивает подвижность «капризного» артикуляционного органа. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка также не способствует появлению звуков, в частности, свистящих и шипящих, а также звуков [П], [Б], [М]. Порой, под верхней губой бывает слишком короткая уздечка, соединяющая губу с верхней челюстью. Она-то и не дает губе опуститься на нужную высоту. Устраняется дефект в кабинете хирурга-стоматолога. Произвести эту несложную операцию необходимо ещё и потому, что короткая и массивная уздечка под верхней губой приводит к образованию щели между верхними резцами. Помимо того, что это не совсем эстетично, подобная аномалия ведет к переднему открытому прикусу и дефектному произнесению ряда свистящих и шипящих звуков. Надо предупредить, что подобная операция проводится ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕНЫ ЗУБОВ. НА СТАДИИ МОЛОЧНОГО ПРИКУСА ДЕЛАТЬ ЕЁ НЕЛЬЗЯ!!!

          Ещё две неприятности, которые если и не фатально действуют на произношение, то, по крайней мере, существенно его ухудшают и ограничивают подвижность губ. Это трещинки на губах и в уголках рта, а также герпес. Если подобные неприятности преследуют ребенка с завидным постоянством, он привыкает говорить, минимально двигая губами. Ведь любое активное движение вызывает боль и существенный дискомфорт! Скованная артикуляция ведет к «смазанному» звукопроизношения, значительно ухудшает разборчивость речи и становится привычной. Впоследствии, «неряшливое» произношение послужит благодатной почвой для дисграфии (нарушения письма).

          Подвижность губ увеличивается с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Массаж лучше доверить специалистам, а вот упражнения можно проводить и дома. Естественно, перед этим надо решить все проблемы с герпесом и трещинками на губах. Ещё несколько советов в дополнение к вышеперечисленным:

          1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие.

          2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно все же проконсультироваться с логопедом.

           

          АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

          1.«Улыбка»: губы естественно улыбаются, зубы, сжаты «заборчиком», передние зубы хорошо видны. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.

          2. «Трубочка»: зубы плотно сжаты; вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее10 секунд.

          3.Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз.

          4. «Воронка»: зубы разомкнуты, на счет «раз» губы вытянуть вперед «трубочкой», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

          5.«Литавры»: губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Проделать это не менее 10раз.

          6. «Пофыркивающая лошадка»: губы расслабить, фыркнуть ими, как это делает лошадка. Проделать не менее 10 раз.

          7. «Засов»: зубы сжаты, нижняя губа двигается из стороны в сторону.

          8. «Прятки»: а) «спрятать» нижнюю губу за верхние передние зубы, при этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

          б) «спрятать» верхнюю губу за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

          в) чередовать варианты а) - б) под счет «раз-два» не менее 10 раз;

          г) «спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

           

          7. Нарушения в строении языка и дислалия.

            Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны: слишком большой, массивный (макроглоссия), крохотный (микроглоссия), рыхлый, желеобразный и проч. Наиболее часто встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что её можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение. При стойких нарушениях звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и, если подъязычная связка явно укорочена), выход один – хирургическое вмешательство. Выбор, конечно, за родителями. Им решать: оставлять всё как есть, и обрекать ребенка всю жизнь картавить и страдать от дислалии, или раз и навсегда решить эту проблему. Но помните, одним вмешательством хирурга здесь не обойтись, после операции необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними способами здесь уже не обойтись. Понадобится специальный массаж и артикуляционные упражнения. Но ваши усилия будут вознаграждены: у ребенка появится, наконец, чистая речь.

             

             8. Аномалии в строении неба - одна из причин дислалии

              Нёбо может быть различной формы: плоское, щелеобразное, «готическое». И то, и другое, и третье может привести к дефектному произношению шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из таких «плацдармов»! Но не всё так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Правда, форму нёба изменить не удастся, зато язычок может приспособиться к любым неудобствам! Несколько занятий, и вы получите ценные рекомендации и советы. А вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

              Надо сказать, что аномалии в строении языка и нёба дают наибольший процент дефектов звукопроизношения. Не поленитесь заглянуть в ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем дарить крохе «букет дислалии»!

               

              Автор статьи: Карельская Елена Германовна (логопед высшей категории)

               

               

               

              назад к списку статей

               

               

               

               

               

              /p

              xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai

              Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

              Дислалия — это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.

              Типы нарушений и их симптомы

              Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.

              Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

              При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

              Причины дислалии

              Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

              • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
              • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
              • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.
              Функциональная дислалия означает, у ребенка нет нарушений речевого аппарата, однако он произносит звуки неправильно

              Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

              • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык — это и становится причиной искажения звуков.
              • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

              Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

              Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

              Название дефектаЗвуки, произношение которых страдает
              Ротацизм[р] и [р’]
              Сигматизмсвистящие [з], [з’], [с], [с’] и шипящие [ж], [ш], [щ], [ч]
              Ламбдацизм[л] и [л’]
              Каппацизм[к] и [к’]
              Гаммацизм[г] и [г’]
              Йотацизм[й]
              Хитизм[х] и [х’]

              Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе. В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

              Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

              Неумение выговаривать определенный звук или звуки не говорит о неправильном развитии или низком уровне интеллекта ребенка

              Физиологические предпосылки механической дислалии

              Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка. Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

              Социальные предпосылки функциональной дислалии

              Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

              • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
              • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду — на другом.
              • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
              • Педагогическая запущенность, а именно — ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
              • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
              • Умственные отклонения.
              Скудное общение с ребенком или, напротив, чрезмерное «сюсюканье» могут стать причиной развития функциональной дислалии

              Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

              Обследование

              В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

              Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.

              Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

              Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

              Иногда выявить причину нарушения речи помогает обследование у стоматолога

              Лечение и профилактика

              Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.

              • В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
              • Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
              • Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее. Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.

              x

              https://www.youtube.com/watch?v=55pnKr1FzU4

              Дальнейшие действия следует направлять на постановку звуков и доведение их проговаривания до автоматизма, в том числе и в составе отдельных слогов, слов и целых фраз. Одновременно у малыша развивается навык распознавания звуков. Для отработки качественного выговаривания отдельных звуков применяют методы подражания и механическую коррекцию при помощи особого логопедического зонда (подробнее в статье: как делается коррекция дислексии?).

              Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.

              В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:

              ЗвукУпражнение
              Выработка выговаривания звука «р»Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережет.
              Выработка выговаривания звука «с»Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
              Тренировка выговаривания звука «ж»У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
              Тренировка выговаривания звука «щ»Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

              x

              https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

              Похожие статьи по теме:

              vseprorebenka.ru

              Дислалия у дошкольников: виды, коррекция и профилактика

              Дислалия — это дефект звукопроизношения при здоровом слухе и полностью сохранной иннервации речевого аппарата. Патология, как правило, обнаруживается у детей дошкольников или младших школьников и проявляется отсутствием, искажением, заменой или смещением определенных звуков в устной речи. В МКБ 10 данное расстройство речевой артикуляции обозначается кодом F80.

              Среди различных нарушений звукопроизношения наиболее часто встречаются избирательные дефекты ее звукового оформления, тогда как прочие операции высказывания остаются нормальными. Само понятие «звукопроизношение» вбирает в себя фонетическое оформление устной речи и речедвигательные навыки. Стоит отметить, что дислалия у детей является одним из самых распространенных логопедических дефектов, не связанных с органическими патологиями центральной нервной системы или слухового аппарата.

              Типы нарушений и их проявления

              Симптомы дислалии определяются конкретной формой нарушения. Классификация недуга включает в себя три основных типа заболевания – это дислалия физиологическая, обусловленная возрастным косноязычием ребенка, механическая (органическая), вызванная врожденными или приобретенными аномалиями строение речевого аппарата и функциональная, не связанная с патологиями органов, ответственными за речь.

              Отдельно следует рассмотреть виды дислалии функциональной, так как эта группа нарушений наиболее обширна. В первую очередь, выделяется моторная и сенсорная дислалия. Развитие первого типа заболевания связано с функциональными дефектами речедвигательного анализатора. То есть, при таком расстройстве, ребенок неправильно двигает губами и языком, что и обуславливает искаженное звукопроизношение звуков. При сенсорной дислалии функциональные нарушения выявляются в речеслуховом анализаторе, что способствует неверной дифференциации акустически похожих звуков. Иногда эти виды заболевания сочетаются.

              Согласно еще одной классификации, принято дифференцировать функциональную дислалию на несколько подгрупп:

              • Артикуляторно-фонематическая. При неправильном взаимоположении артикуляционных позиций происходит замена звука на похожий, например, «курица-курича», «убегу – убеду» и т.п.;
              • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется при недостаточно сформированном фонематическом слухе, когда ребенок не может правильно определить акустические характеристики определенных звуков. Так, могут одинаково произноситься слова «кора – гора», «кости-гости» и т.д.;
              • Акустико-фонематическая. Неадекватная организация артикуляционных позиций, вследствие чего искажается выговаривание звуков. Например, «р» может звучать на французский манер и т.д.

              Таблица «Фонетические дефекты произношения звуков»

                        НазваниеДеффект
              РотацизмДефекты произношения звуков [р] и [р']
              СигматизмДефекты произношения свистящих звуков [з], [з'], [с], [с'] и шипящих [ж], [ш], [щ], [ч]
              ЛамбдацизмДефекты произношения [л] и [л']
              КаппацизмДефекты произношения [к] и [к']
              ГаммацизмДефективное произношение [г] и [г']
              ЙотацизмНедостатки произношения звука [й]
              ХитизмДефективное произношение [х] и [х']
              Нарушения твердости и смягченияЗамена мягких согласных парными твердыми и наоборот
              Нарушения озвончения и оглушенияЗамена глухих согласных твердыми и наоборот
              Нередко у пациентов с дислалией встречаются комбинированные нарушения. Если наблюдается некое фонематическое нарушение, характеризующееся подменой звуков, к термину, обозначающему нарушение, добавляется частица «-пара» — параротацизм, парасигматизм и т.п.

              Дислалия также бывает мономорфная (простая), при которой страдает выговаривание одного звука или нескольких звуков из одной группы, и полиморфная (сложная), характеризующаяся нарушением устного воспроизведения сразу нескольких звуков из различных групп.

              Обычно дислалия характеризуется нормальным формированием лексико-грамматической стороны речи ребенка, который развивается и приобретает словарный запас соответственно своему возрасту.

              Провоцирующие факторы

              Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления. Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь.

              Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в  строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление  неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

              Что касается функциональной формы, то ее возникновение обуславливается социальными факторами:

              • неграмотное речевое воспитание ребенка, подражание «детскому лепету» или чрезмерное «сюсюкание»;
              • воспитание ребенка в двуязычной семье, когда происходит заимствование особенностей произношения из одного языка и перенос их в другой;
              • неразвитость слухового восприятия фонем;
              • педагогическая запущенность, игнорирование неправильного произношения ребенка;
              • малая подвижность речевого аппарата, обуславливающая неумение правильно произносить звуки;
              • отклонения в умственном развитии.

              В целом, любые дефекты психического развития ребенка способны спровоцировать возникновение дислалии.

              Обследование

              Диагностика рассматриваемого заболевания начинается со сбора информации о течении беременности у матери, а также перенесенных в различные периоды времени  заболеваний ребенка. Врач-логопед исследует строение и подвижность речевого аппарата маленького пациента с помощью визуального осмотра, также ребенку предлагается выполнить ряд заданий по подражанию, по результатам которых делается вывод о наличии патологии.

              Исследование устной речи производится специалистом с помощью специально разработанных дидактических материалов, позволяющих выявить дефекты произношения. Врач определяет характер имеющегося у ребенка нарушения в разнообразных позициях, также оценивает фонематический слух. При постановке диагноза специалист указывает конкретную форму и тип заболевания.

              При установленном механическом типе болезни ребенка отправляют на консультацию к другим узким специалистам: стоматологу-ортодонту или хирургу, при функциональной форме недуга может быть показан осмотр у детского невролога. Чтобы исключить наличие тугоухости, также необходимо пройти обследование у отоларинголога.

              Терапия

              Курс лечения нарушения звукопроизношения определяет этиология заболевания. При механической дислалии лечение проводится у врача-ортодонта, который при необходимости выполняет коррекцию прикуса, хирургическое исправление уздечки и т.д. Оптимальный возраст для исправления подобных дефектов в стоматологическом кабинете – пять-шесть лет.

              Коррекция функциональной дислалии проводится с помощью врача-логопеда, который контролирует все этапы лечения. В ходе подготовительного этапа у ребенка создается нацеленность на процесс обучение, применяются методики для развития концентрации внимания и всех видов памяти. Также уделяется внимание развитию логопедических способностей, таких как узнавание фонем и т.д. При моторном типе дислалии проводят специальные занятия, направленные на грамотное развитие речевой моторики.  Это может быть логопедический массаж, специальная гимнастика для становления правильной артикуляции и т.п. Кроме того правильное произношение звуков отрабатывается за счет грамотного направления воздушной струи и развития мелкой моторики.

              Последующая активность должна быть направлена установку звуков и автоматизацию их проговаривания в составе слогов, слов и целых фраз, развитие способности к дифференцированию звуков. Для постановки правильного произношения изолированных звуков применяется методика подражания, а также механическая коррекция с применением специального логопедического зонда. Заключительный этап лечения предполагает развитие коммуникативных способностей при любых обстоятельствах общения.

              Этапы обучения правильному звукопроизношению

              Полностью избавиться от описываемого нарушения можно при условии прохождения полного коррекционного курса. Очень важна и систематичность занятий. При легких формах нарушения терапевтический курс может составлять от одного до трех месяцев, в более тяжелых случаях – до полугода.

              В домашних условиях также можно отрабатывать упражнения, способствующие формированию правильной артикуляции. Ниже представлены некоторые примеры подобных упражнений.

              ЗвукУпражнение
              Тренировка произношения звука «р»:

               

              Во дворе гора, под горой нора.

              В той норе крот нору стережёт.

               

              Тренировка произношения звука «с»:

               

              Сидел воробей на сосне,

              Заснул – и свалился во сне.

              Если б он не свалился во сне.

              До сих пор бы сидел на сосне.

               

              Тренировка произношения звука «ж»:

               

              У ежа ежата, у ужа ужата.

              Не живут ужи, где живут ежи.

               

              Тренировка произношения звука «щ»:

               

               

              Щенок жалобно пищит,

              Тащит он тяжелый щит.

               

              Профилактические меры

              Профилактика нарушений звукопроизношения заключается в своевременном обнаружении и коррекции аномалий в строении речевого и зубочелюстного аппарата, а также в правильном подходе к воспитанию. Ребенка необходимо окружить корректными примерами для подражания, а также обеспечить максимальную заботу о его психическом и физическом здоровье.

              odepressii.ru

              виды, причины, признаки, симптомы и лечение

              Вы здесь: Дислалия У вас в браузере отключен java script, вам надо его включить или вы не сможете получить всю информацию по статье «Дислалия и симптомы проявления». Категория: Логопедия Просмотров: 6714

              Дислалия - основные симптомы:

              • Пропуск некоторых звуков
              • Замена букв в слове на похожие
              • Искажение звучания слова

              Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

              Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.

              Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

              Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

              В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.

              Этиология

              Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

              Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

              • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата —  к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
              • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
              • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
              • толстых и малоподвижных губах;
              • укорочении подъязычной связки;
              • неправильном прикусе;
              • аномалиях строения зубного ряда;
              • узком, низком или плоском верхнем небе.

              Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

              Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

              Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

              • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
              • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
              • неразвитостью восприятия звуков на слух;
              • педагогической запущенностью;
              • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
              • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
              • отклонениями умственного развития;
              • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

              Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

              • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
              • в 20% случаев у школьников младших классов;
              • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

              Классификация

              В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

              • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
              • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

              В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

              • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
              • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

              Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

              • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
              • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

              Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

              • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
              • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
              • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

              Виды дислалии

              Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

              • ротацизме;
              • ламбдацизме;
              • сигматизме;
              • йотацизме;
              • гаммацизме;
              • каппацизме;
              • хитизме.

              К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

              Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

              Симптоматика

              Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

              • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
              • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
              • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

              Виды нарушений звука при дислалии

              Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

              • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
              • слоговой структуре слова;
              • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
              • правильном употреблении падежей;
              • дифференциации множественного числа от единственного;
              • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

              Диагностика

              Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

              • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
              • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
              • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

              Логопедическое обследование направлено на:

              • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
              • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

              Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

              • стоматологии;
              • детской неврологии;
              • отоларингологии.

              Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

              Лечение

              Этапы логопедического воздействия при дислалии

              Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

              • подготовительного;
              • фазы формирования первичных навыков произношения;
              • создание коммуникативных способностей.

              На подготовительном этапе проводят:

              • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
              • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
              • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
              • улучшение мелкой моторики;
              • развитие обработки произношения звуков.

              Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

              • постановку отдельно взятого звука;
              • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
              • развитие умения дифференцировать звуки.

              На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

              Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

              Профилактика

              Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

              • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
              • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
              • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
              • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
              • контроль над состоянием здоровья малыша;
              • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

              Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

              Поделиться статьей:

              Если Вы считаете, что у вас Дислалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам может помочь врач логопед.

              Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

              Заболевания со схожими симптомами:

              Тугоухость у детей – состояние, при котором наблюдается стойкое или прогрессирующее снижение слуха. Патология может быть диагностирована у ребёнка любой возрастной категории, к тому же встречается даже у новорождённых. На сегодня известно большое количество предрасполагающих факторов, приводящих к ухудшению восприятия звуков. Все они делятся на несколько больших групп и обуславливают вариант протекания болезни.

              ...

              simptomer.ru

              Дислалия у детей и методы ее устранения. Поговорим о проблеме доступно

              Любая форма нарушения речи и правильного произношения может стать катастрофой не только для ребенка, но и для его родителей. Такая патология, как дислалия у детей и методы ее устранения, является актуальной проблемой детских врачей и логопедов. Эта форма нарушения речи сопровождается неправильным произношением звуков, но при этом нормальными являются слух и работа мышц, отвечающих за артикуляцию при разговоре. Дислалия является широко распространенной патологией устной речи. Поэтому каждый родитель должен обращать внимание на явления неправильного произношения некоторых букв и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

              Коррекция такой патологии, по сути, включает в себя диагностику строения и функциональности речевого аппарата, логопедическую помощь, дальнейшее обучение и интеграцию ребенка в социум.

              Содержание статьи

              Виды патологии

              Дислалия у детей может возникать из-за органических изменений в речевом аппарате (неправильное развитие или аномалии строения языка, зубов, гортани и т.д.), а также носить функциональный характер, при котором наблюдается неправильная работа мышц губ, языка, гортани или же нарушения слухового анализатора.

              При дислалии термином фонетический дефект обозначается искажение звуков из-за проблем с мышечной артикуляцией. Если ребенок смешивает или заменяет звуки (чаще из-за проблем с их различием на слух), речь идет о фонематическом дефекте речи. Когда наблюдаются явления недостаточности слуха и мышечного воспроизведения звуков, выделяют отдельную форму дислалии – сенсомоторную. Если при диагностике речи ребенка выявляются дефекты при произношении более чем 4-х звуков, такая форма патологии речи считается сложной.

              Сложная дислалия у детей дошкольного возраста должна корректироваться как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения в школе, такая логопедическая проблема не послужила причиной затрудненного получения образования и социальной адаптации.

              Для удобного обозначения разновидности этой патологии в зависимости от того, произношение, каких букв страдает, употребляют следующие термины:

              1. Нарушение произношения буквы «р» – ротацизм, «л» – ламдацизм, «г» – гаммацизм, «к» – каплацизм, «х» – хитизм и т.д.
              2. Плохое произношение шипящих звуков, трактуемое как сигматизм.
              3. Сложности воспроизведения мягкости и твердости звуков, которые отмечаются как соответствующий дефект.

              Наличие нескольких разнообразных по характеристикам форм нарушенного произношения звуков считается комбинированной дислалией.

              Причины дислалического нарушения речи

              К возникновению дислалии у детей приводят следующие органические изменения, затрагивающие речевой аппарат:

              • Аномалии развития губ и языка (короткая уздечка верхней губы или языка, изменение их размера и др.). Мягкотканые части речевого аппарата за счет своего перемещения в пространстве формируют основу для модификации основных звуков. При аномальном строении этих структур резко страдает произношение.
              • Нарушение развития костей верхней и нижней челюсти, а также зубного ряда, изменение прикуса, расположения зубов, формы твердого и мягкого неба. Эти структуры речевого черепа задают тембр голосу, принимая активное участие в фонации. Их аномалии или изменения в строении могут быть обусловлены врожденными причинами или травмами челюстно-лицевого отдела челюсти.

              Если у ребенка наблюдается такая врожденная аномалия, как волчья пасть, в данном случае дефект речи обозначается как ринолалия. Этот термин подчеркивает вовлеченность полости носа в неправильное формирование звуков.

              Функциональная дислалия у детей возникает из-за следующих причин:

              1. Неправильное обучение разговору в детском возрасте. Дислалия в таком случае является следствием неправильного запоминания того, как должны произноситься звуки из-за специфической речи взрослых (диалекты, быстрая и подражающая речь и др.).
              2. Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
              3. Замедление психологического развития, заболевания ЦНС, патология слухового анализатора.

              Установление причины развития дислалии важно с позиций планирования дальнейшей коррекции, т.е. хирургическим или стоматологическим путем. Одновременно с этим при наличии неврологических причин, приводящих к такой форме нарушения речи, консервативная терапия, улучшающая когнитивные способности ребенка, благоприятно сказывается на последующем формировании речи.

              Проявления дислалии

              Особенности детей с такой патологией речи позволяют логопеду и даже родителям заподозрить ее по следующим признакам:

              • Пропуски звуков при разговоре. Дети во время беседы пропускают тот звук, который они не могут произнести, вне зависимости от его местоположения в слове. «Не могу и не буду», — думают они.
              • Замена звуков, приводящая к произношению совершенно другой буквы в слове.
              • Смешение звуков. Оно выявляется по тому факту, что ребенок часть слов произносит нормально, а в другой части – заменяет определенные буквы иными.
              • Искажение букв при произношении, приводящее к неверному воспроизведению звука.

              Но несмотря на это, такие дети имеют достаточный словарный запас для своего возраста, адекватно беседуют с взрослыми и сверстниками. Однако при этом страдает произношение некоторых слов.

              Стоит отметить, что в ряде случаев логопеды выделяют так называемую физиологическую форму дислалии, которая самостоятельно проходит к возрасту 5-6 лет. Такой вариант нарушенной речи часто отмечается при минимальных органических или функциональных повреждениях речевого аппарата или недостаточной дошкольной подготовке ребенка, например, когда родители очень мало разговаривают с малышом.

              Диагностика патологии

              Определение этого вида нарушения речи начинается с опроса родителей о том, как протекала беременность, роды и психомоторное развитие новорожденного. В эти моменты могут появиться различные причины, обуславливающие нарушение правильного формирования речевого аппарата. Далее логопед оценивает произношение всех звуков, и составляется речевая карта на ребенка с дислалией, которая отражает именно те нарушения артикуляции, которые свойственны конкретному маленькому пациенту. Для детей, посещающих детские сады или младшие классы школы, специалистом дополнительно оценивается психолого-педагогическая характеристика, отражающая речевые навыки и поведение со сверстниками, а также в процессе обучения и т.д.

              После определения предварительного типа нарушения речи и вида дислалии составляется карта обследования ребенка, которая включает следующие пункты в зависимости от предполагаемой причины данной патологии (органическая или функциональная):

              1. Консультация детского невропатолога, оценка психоневрологического развития, иннервации мышц речевого аппарата.
              2. Консультация и осмотр отоларинголога, оценка остроты слуха.
              3. Осмотр и консультация стоматолога.
              4. Проведение МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и других методов оценки морфологического и функционального состояния ЦНС.

              Данный алгоритм диагностики при дислалии направлен то, чтобы выявить не только причину развития такой формы нарушения речи у детей, но и оценить возможные методы лечения и коррекции такого состояния. Осмотр врачей и дополнительное обследование также помогут логопеду точно установить имеющуюся форму нарушения речи.

              Родителям важно понимать, что чем раньше установлен правильный диагноз ребенку и начата соответствующая коррекция речи и при необходимости медицинское лечение, тем лучше будет достигнутый результат.

              Коррекция дислалии у детей

              Устранение дислалии начинается с предварительного этапа, который включает в себя лечение всех диагностированных органических отклонений в строении губ, языка, зубного ряда или костей лицевого черепа. Также маленькому пациенту назначаются специальные гимнастические упражнения для губ и языка, которые направлены на формирование правильной и адекватной работы мышечных групп при произношении звуков. Важно обеспечить ребенку правильную слышимость воспроизводимого звука.

              Далее начинаются непосредственные занятия с логопедом, который, благодаря различным методикам, будет обучать ребенка правильному произношению проблемных звуков их распознаванию и дифференцировки, если отмечается их смешение. В конце курса занятий, дети должны свободно говорить без слышимых дефектов в любой ситуации и обстановке. Это и становится главной целью работы специалиста.

              Перспективный план работы с ребенком с дислалией предполагает занятие с логопедом не менее 3 раз в неделю и протяженностью, в зависимости от формы, от 1 до 6 месяцев.

              Дислалия в большинстве случаев поддается коррекции при условии адекватных и правильных занятий, а также проведенного медицинского лечения по устранению органической патологии.

              zdorovyedetei.ru


              Смотрите также