Физиотерапия перинатальной энцефалопатии. Методические указания. Массаж при перинатальной энцефалопатии у детей


Физиотерапия перинатальной энцефалопатии. Методические указания.

Заболевания и повреждения нервной системы, приводящие к инвалидизации и дезадаптации детей, в 70 – 80% случаев обусловлены перинатальной патологией (Ю.И. Барашев с соавт., 1990).

В период новорожденности наиболее частыми формами перинатальной патологии являются неонатальная (по терминологии H.B.Sarnatс соавт., 1976) или перинатальная (по терминологии Ю.Я. Кушина с соавт., 1979) энцефалопатия.

В возникновении перинатальной энцефалопатии (ПЭП) существенную роль играют наследственные факторы, внутриутробная инфекция, родовые травмы, эндокринные, токсические и гипоксические факторы. В ряде случаев причиной заболевания могут быть сразу несколько факторов, а иногда причину выявить не удается (энцефалопатия неясной этиологии).

В условиях нынешней социальной и демографической ситуации большинство детей получают перинатальные повреждения ЦНС разной степени тяжести.

Патология ЦНС ведет к нарушению физиологических механизмов движений, характер которых зависит от того, на каких уровнях мозга произошло повреждение. Однако нарушение или выпадение какой-либо функции не является незаменимым и не ведет к безуспешности лечения. ЦНС ребенка пластична, в головном мозге имеетcя огромное количество проводников, соединяющих его с двигательными и чувствительными путями той же или противоположной стороны. Поэтому лечение детей с ПЭП должно начинаться как можно раньше, - с первых дней и месяцев жизни ребенка. Наиболее эффективно комплексное восстановительное лечение, - так наряду с медикаментозными средствами с успехом могут быть использованы и не медикаментозные средства реабилитации.

Основная цель комплексного восстановительного лечения – стремление привести психомоторное развитие ребенка в соответствии с возможностями, присущими ребенку его возраста.

Одним из основных средств является кинезотерапия, действие которой заключается в нормализации мышечного тонуса, восстановлении безусловных и установочных рефлексов, улучшении функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, положительном воздействии на психоэмоциональное состояние ребенка.

Как в зарубежной, так и отечественной практике, все шире стали применяться современные техники мануальной коррекции нейро-ортопедических и соматических дисфункций. Мануальная терапия улучшить ликвородинамику и венозный отток, уменьшить внутричерепное давление, восстановить правильную позицию позвонков и нормализовать мышечный тонус.

Ортопедическая коррекция позволяет компенсировать недостаточность двигательных функций изменениями положения тела ребенка с помощью специальных укладок. При этом устанавливается обратная связь между двигательным анализатором и ЦНС, корригируются порочные положения в различных звеньях верхних конечностей, шеи, туловища, нижних конечностей, обеспечиваются условия для нормализации мышечного тонуса.

Рефлексотерапия направлена на подавление патологической активности структур мозга, ответственных за развитие ригидности и спастичности, улучшение нервно-мышечной проводимости, гемодинамики, нормализацию деятельности мозга.

Физиотерапевтические воздействия основаны на нейрогуморальных механизмах, возможности проведения трофикостимулирующей, репаративно-регенеративной и рассасывающей терапии, коррекции водно-минерального обмена и стимуляции антиоксидантной активности. Помимо влияния на функциональное состояние клеток головного мозга и периферический нервный аппарат, физиотерапевтические методы могут быть использованы для непосредственного воздействия на очаг поражения с целью ускорения обратного развития патологического процесса за счет улучшения крово- и лимфообращения, ликвидации отека, улучшения обмена веществ, возможную оптимизацию тонуса и тургора пораженных тканей.

Фитотерапия в лечении детей с ПЭП повышает иммунитет, улучшает минеральный обмен и окислительно-восстановительные процессы в организме ребенка.

Немаловажное значение в комплексной реабилитации ПЭП имеют такие методы, как гомеопатическое лечение и вопросы психологического консультирования.

Таким образом, раннее комплексное восстановительное лечение детей с ПЭП высокоэффективно и должно широко внедряться в практическом здравоохранении.

studfiles.net

Перинатальная энцефалопатия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – мозговая дисфункция, вызванная гипоксическим, травматическим, инфекционным, токсико-метаболическим воздействием на ЦНС плода и новорожденного. Использование собирательного термина «перинатальная энцефалопатия» в детской неврологии и педиатрии обусловлено схожестью клинической картины, развивающейся при различных механизмах повреждения головного мозга. Поэтому, строго говоря, формулировка «перинатальная энцефалопатия» не является диагнозом и требует дальнейшего синдромологического анализа. В структуре патологии нервной системы детского возраста перинатальная энцефалопатия составляет более 60%. Последствия перинатальной энцефалопатии у детей могут варьировать от минимальной мозговой дисфункции и вегето-сосудистой дистонии до гидроцефалии, ДЦП и эпилепсии.

Причины перинатальной энцефалопатии

Ведущей причиной повреждения головного мозга плода и новорожденного в перинатальном периоде выступает внутриутробная гипоксия. Т. о., перинатальная энцефалопатия может являться следствием отягощенного соматического анамнеза беременной (пороки сердца, сахарный диабет, пиелонефрит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и др.), неблагополучного протекания беременности (угроза выкидыша, внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь плода, гестоз, фетоплацентарная недостаточность) и родов (узкий таз, преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.). Повреждающее действие на плод могут оказывать вредные привычки беременной (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), прием потенциально опасных для плода лекарственных препаратов, профессиональные вредности, экологическое неблагополучие.

Кроме этого, перинатальная гипоксическая энцефалопатия может развиваться и в первые дни после рождения, например, при синдроме дыхательных расстройств, врожденных пороках сердца, сепсисе новорожденных и т. д.

Независимо от непосредственной причины, во всех случаях гипоксического поражения ЦНС пусковым механизмом служит недостаток кислорода. Другие дисметаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, гипо-/гипернатриемия, гипо-/гипермагниемия, гипокальциемия) обычно возникают вслед за гипоксическим поражением ЦНС.

Внутричерепные родовые травмы, как причина перинатальной энцефалопатии, главным образом связаны с механическим воздействием - использованием травмирующих плод акушерских пособий, родами в тазовом предлежании, неправильным вставлением головки, тракцией за головку и т. д.

Классификация перинатальной энцефалопатии

В течении перинатальной энцефалопатии выделяют острый период (первый месяц жизни), ранний восстановительный (до 4-6 месяцев) и поздний восстановительный периоды (до 1-2-х лет) и период остаточных явлений.

К основным клиническим синдромам перинатальной энцефалопатии относятся синдром двигательных расстройств, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (синдром гипервозбудимости), синдром угнетения ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, вегето-висцеральный синдром.

При определении степени тяжести перинатальной энцефалопатии учитывается оценка состояния новорожденного по шкале АПГАР:

  • легкая степень - 6 - 7 баллов. Проявлением легкой формы перинатальной энцефалопатии служит синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Недоношенные дети с легкой формой перинатальной энцефалопатии составляют группу повышенного риска по развитию судорожного синдрома.
  • среднетяжелая степень - 4 - 6 баллов. Перинатальная энцефалопатия обычно протекает с синдромом угнетения ЦНС и гипертензионно-гидроцефальным синдромом.
  • тяжелая степень – 1-4 балла. Тяжелая форма перинатальной энцефалопатии характеризуется прекоматозным или коматозным состоянием.

Симптомы перинатальной энцефалопатии

Ранние признаки перинатальной энцефалопатии могут быть выявлены неонатологом сразу после рождения ребенка. К ним относятся слабый или поздний крик новорожденного, длительный цианоз, отсутствие сосательного рефлекса, изменения двигательной активности и др.

Клиника легкой формы перинатальной энцефалопатии включает повышенную спонтанную двигательную активность новорожденного, трудности засыпания, поверхностный беспокойный сон, частый плач, мышечную дистонию, тремор подбородка и конечностей. Перечисленные нарушения обычно обратимы и регрессируют в течение первого месяца жизни.

Синдром угнетения ЦНС при среднетяжелой форме перинатальной энцефалопатии протекает с вялостью, гипорефлексией, гиподинамией, диффузной мышечной гипотонией. Типично наличие очаговых неврологических расстройств: анизокории, птоза, сходящегося косоглазия, нистагма, нарушения сосания и глотания, асимметрии носогубных складок, асимметрии сухожильно-надкостничных рефлексов. Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется напряжением и выбуханием большого родничка, расхождением швов, увеличением окружности головы, нарушением сна, пронзительными вскрикиваниями. Неврологические расстройства при среднетяжелой перинатальной энцефалопатии частично регрессируют к позднему восстановительному периоду.

Тяжелая степень перинатальной энцефалопатии сопровождается адинамией, мышечной гипотонией вплоть до атонии, отсутствием врожденных рефлексов, реакции на болевые раздражители, горизонтальным и вертикальным нистагмом, аритмичным дыханием и пульсом, брадикардией, артериальной гипотонией, приступами судорог. Тяжелое состояние ребенка может сохраняться от нескольких недель до 2-х месяцев. Исходом тяжелой перинатальной энцефалопатии, как правило, является та или иная форма неврологической патологии.

В раннем и позднем восстановительном периодах перинатальной энцефалопатии встречаются синдромы: церебрастенический (астеноневротический), двигательных нарушений, судорожный, вегегативно-висцеральный, гипертензионно-гидроцефальный.

Синдром двигательных нарушений может проявляться мышечным гипо-, гипертонусом или дистонией, гиперкинезами, парезами и параличами. Астеноневротическому синдрому соответствуют нарушения сна, эмоциональная лабильность, двигательное беспокойство ребенка.

Судорожный синдром в восстановительном периоде перинатальной энцефалопатии может выражаться не только непосредственно судорогами, но и мелкоамплитудным дрожанием, автоматическими жевательными движениями, кратковременной остановкой дыхания, спазмом глазных яблок и т. д.

Вегето-висцеральная дисфункция при перинатальной энцефалопатии проявляется микроциркуляторными нарушениями (бледностью и мраморностью кожных покровов, преходящим акроцианозом, холодными конечностями), желудочно-кишечными дискинезиями (срыгиванием, диспепсией, кишечными коликами и др.), лабильностью сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией, аритмией) и т. д.

Исходом перинатальной энцефалопатии у детей может являться выздоровление, темповая задержка развития (ЗПР, ЗРР), минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), грубые органические поражения ЦНС (ДЦП, эпилепсия, олигофрения, прогрессирующая гидроцефалия).

Диагностика перинатальной энцефалопатии

Признаки перинатальной энцефалопатии обычно выявляются при осмотре и объективном обследовании ребенка педиатром или детским неврологом. При этом важно учитывать данные о течении беременности, родов, состоянии ребенка сразу после рождения. Однако для определения характера поражения головного мозга и оценки степени тяжести перинатальной энцефалопатии требуется проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

В целях изучения показателей метаболизма проводится определение КОС и газового состава крови, уровня глюкозы, электролитов, анализ состава спинномозговой жидкости.

Самую первую диагностическую информацию, позволяющую косвенным образом судить о наличии перинатальной энцефалопатии, получают с помощью ультразвукового исследования анатомических структур мозга - нейросонографии через большой родничок.

Для уточнения гипоксически-ишемических изменений мозговой ткани, обнаруженных при НСГ, проводится КТ или МРТ головного мозга ребенку. С целью оценки кровоснабжения головного мозга выполняется допплерография сосудов шеи ребенку и дуплексное сканирование артерий головы. ЭЭГ ребенку представляет наибольшую ценность в диагностике перинатальной энцефалопатии, протекающей с судорожным синдромом. При необходимости обследование ребенка может дополняться ЭхоЭГ, РЭГ, электронейромиографией, рентгенографией шейного отдела позвоночника.

Ребенку с перинатальной энцефалопатией необходима консультация окулиста с исследованием глазного дна. При задержке психического и речевого развития показана консультация детского психолога и логопеда.

Лечение перинатальной энцефалопатии

В остром периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией осуществляется в отделении патологии новорожденных. Ребенку показан щадящий режим, оксигенотерапия, при необходимости – зондовое питание.

Медикаментозная терапия назначается с учетом преобладающих синдромов перинатальной энцефалопатии. Для уменьшения внутричерепной гипертензии проводится дегидратационная терапия (маннитол), вводятся кортикостероиды (преднизолон, дексаметазон и др.), выполняются лечебные спинномозговые пункции.

С целью нормализации метаболизма нервной ткани и повышения ее устойчивости к гипоксии осуществляется инфузионная терапия – введение растворов глюкозы, калия, кальция, аскорбиновой кислоты, препаратов магния и т. д. Для борьбы с судорогами используется фенобарбитал, диазепам и др. В рамках терапии перинатальной энцефалопатии показано назначение препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга (винпоцетина, пирацетама, кортексина, депротеинизированного гемодеривата крови телят и др.).

В восстановительном периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией, как правило, осуществляется амбулаторно или в условиях дневного стационара. Проводятся повторные курсы лекарственной терапии ноотропными препаратами и ангиопротекторами, лечебная физкультура, плавание, массаж, физиопроцедуры (амплипульстерапия, электрофорез), гомеопатическая терапии, фитотерапия, остеопатия.

При нарушениях речи - ЗРР, синдромах алалии и дизартрии показаны коррекционные логопедические занятия.

Профилактика перинатальной энцефалопатии

Полное выздоровление, как исход легкой степени перинатальной энцефалопатии наступает у 20-30 % детей. В остальных случаях в резидуальном периоде развиваются те или иные неврологические синдромы. Серьезность последствий зависит от характера и тяжести повреждения, своевременности и полноты оказания лечебной помощи. Высокая пластичность ЦНС у детей обусловливает большой резерв для восстановления нарушенных функций в первые месяцы жизни, поэтому крайне важно начать лечение как можно раньше даже при минимальных проявлениях перинатальной энцефалопатии.

Профилактика перинатальной энцефалопатии включает минимизацию факторов риска при беременности и родоразрешении. Основной задачей будущей мамы и акушеров-гинекологов на этапе ведения беременности служит предупреждение внутриутробной гипоксии, что может быть достигнуто терапией хронических заболеваний, коррекцией патологического течения беременности. Во время родов необходимо проводить профилактику интранатального травматизма плода.

www.krasotaimedicina.ru

Перинатальная энцефалопатия | pensioneram.info

Причиной большинства взрослых неврологических недугов (раннего остеохондроза, нейроциркуляторной дистонии, тяжелых мигреней, гипертонии и др.) зачастую является перинатальная энцефалопатия, которую своевременно не лечили. Детям старшего возраста нелеченное (или недолеченное) перинатальное поражение ЦНС грозит развитием сколиоза, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, проблемами со зрением, мелкой моторикой и т. д. Почему же возникает перинатальная энцефалопатия, как проявляется заболевание и каковы методы его коррекции?

Термин перинатальная энцефалопатия (ПЭП), впервые предложенный в 1976 году, является собирательным, он подразумевает наличие у ребенка какого-то неблагополучия со стороны нервной системы, возникшего в период, предшествующий родам, во время самих родов или непосредственно после рождения ребенка. К такому неблагополучию могут привести факторы, которые сопровождаются недостаточным поступлением в кровь плода кислорода, иначе говоря, гипоксией.

Несмотря на то, что в последние годы принято использовать другие наименования неврологических недугов у детей, термин ПЭП по-прежнему остается на слуху, поэтому приходится использовать его.

  Угроза выкидыша, токсикозы, инфекционные заболевания в период беременности, хронические патологии почек, мочевого пузыря, печени, сердца, глаз, воспаление придатков у будущей мамы — вот далеко не полный список причин, по которым может нарушиться развитие мозга плода. Огромную роль играют в этом и вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.

Драматизировать ситуацию с ПЭП не стоит. Сам по себе диагноз ПЭП неконкретен. Этот расплывчатый диагноз ставят всем новорожденным, имеющим ту или иную неврологическую симптоматику. Он скорее обозначает некоторую дисфункцию центральной нервной системы, причину которой нужно уточнять. Чаще всего речь идет о реакции нервной системы на соматические заболевания и значительно реже — о патологии головного мозга. Частота стойких неврологических нарушений в раннем возрасте довольно стабильна и обычно не превышает 0,5-1%. Ткани головного мозга имеют огромные компенсаторные возможности, поэтому нетяжелые отклонения хорошо поддаются лечению.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают или становятся настолько незначительными, что никак не влияют на дальнейшее развитие. Примерно у четверти детей ПЭП приводит к некоторой задержке темпов психофизического и речевого развития, нарушениям сна и так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД), или, по новой Международной классификации болезней, резидуальной энцефалопатии. Это заболевание проявляется гиперактивностью, быстрой утомляемостью, нарушениями речи и трудностями в обучении.

В каком случае бить тревогу?

Если в первые недели жизни

— ребенок плохо сосет, поперхивается, его крик очень слабый;

— у него отмечается снижение двигательной активности, а также отсутствие реакции на звуковые раздражители;

— он запрокидывает головку назад, срыгивает после каждого кормления (часто фонтаном), вечером его приходится долго укачивать, сон плохой, часто просыпается;

— глазки у ребенка выпучены и в то же время опущены вниз, а над радужкой видна белая полоса. Медики называют это «синдром восходящего солнца», или «синдром Грефе»;

— малыш плачет во время кормления — это один из косвенных признаков повышенного внутричерепного давления, так как головные боли усиливаются при сосании. Он откидывает головку назад, делает движения головкой, как будто говорит «нет-нет». Часто при повышенном внутричерепном давлении у ребенка выбухает большой родничок.

В возрасте трех месяцев неблагоприятными являются такие проявления:

— двигательная скованность, сгибательные движения малышу удаются лучше, чем разгибательные. У детей с гипертонусом трудно разжать ручки и ножки. Снижение  мышечной силы и своеобразная «поза лягушки» — признаки гипертонуса. В положении лежа на животе такие дети неуверенно и недолго держат головку. Для низкого тонуса характерны вялость, мягкие подвижные суставы. До трех месяцев у детей часто наблюдается физиологический гипертонус.

— блуждающие движения глазных яблок без фиксации взгляда на предметах. Дрожание рук, подбородка при сильном плаче или испуге;

— увеличение размера головы больше чем на 3 см в месяц (врач вполне может заподозрить гидроцефалию).

В 6 месяцев родителей должно встревожить, если малыш не проявляет радости, не смеется, игрушки не вызывают у него интереса. Ребенок мало двигается, не переворачивается или переворачивается в одну сторону, не захватывает игрушки, не перекладывает их из руки в руку. В 7-9 месяцев к неблагоприятным факторам следует отнести:

— отсутствие реакции при попытке взрослых играть с ребенком;

— бедность эмоций;

— неумение самостоятельно садиться;

— стремление брать предметы, играть, действуя предпочтительно одной рукой.

Следует встревожиться, если в возрасте года ребенок не понимает простейших просьб, его игра носит исключительно разрушительный характер. Речь состоит из отдельных звуков. При попытке поставить ребенка на ноги он делает несколько шагов «на носочках». Просыпаясь, малыш плачет. В дальнейшем должны вызывать опасения плохая координация движений у ребенка, нарушение походки, отсутствие навыков самообслуживания и опрятности. В дошкольном возрасте к неврологическим проявлениям последствий ПЭП относится задержка речевого развития. Задача родителей -вовремя забить тревогу и обратиться к детскому неврологу. Никакая самодиагностика и самолечение со стороны родителей здесь недопустимы.

Даже абсолютно здорового на вид малыша надо обязательно показать неврологу не позднее, чем на втором месяце жизни. В течение первого года – еще дважды. Любящие родители должны знать примерные темпы развития здоровых детей, и любая задержка развития ребенка не должна остаться без их внимания. Не стоит недооценивать легкие и стертые формы заболевания. Последствия ПЭП могут проявиться у ребенка в более старшем возрасте. Это могут быть задержка речевого развития и заикание, синдром гиперактивности, нарушения сна, гипертензионный синдром и другие неврологические нарушения.

Неприятности, связанные с последствиями перенесенной ПЭП, подстерегают ребенка и в школьном возрасте.Очень часто это головные боли, дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения), неврозоподобные нарушения, снижение успеваемости, памяти и мышления, синдром дефицита внимания, психопатологическое формирование личности в подростковом возрасте.

Лечение ПЭП

Если ребенку поставлен диагноз ПЭП, не спешите впадать в панику. Все еще можно поправить, особенно если вы не затянули свой визит к неврологу. Важно вовремя поставить диагноз и выполнять все рекомендации врача. Задача родителей – довести назначенное врачом лечение до конца.

  При легких проявлениях ПЭП педиатр может назначить лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, успокаивающие травяные настои и отвары для купания и приема внутрь, гомеопатические препараты, хвойные и соляные ванны. При более серьезных нарушениях ребенок наблюдается и у педиатра, и у невролога. Исправляют ситуацию, как правило, препаратами, которые улучшают обмен веществ и микроциркуляцию, восстанавливают клетки мозга. Часто назначаются и витамины группы В: они помогают усилить мозговую активность.

Почти всегда при гипер- или гипотонусе показан массаж. Однако следует помнить, что массаж противопоказан детям с пороком сердца, судорожным синдромом, истощением, в частности глубоко недоношенным детям. Если выраженного порока сердца нет, но малыш вовремя массажа начинает прерывисто дышать, у него меняется цвет кожи, следует немедленно прекратить процедуру.

Режим дня для детей с ПЭП должен быть продуманным и щадящим. После семи вечера с ними не стоит активно играть, иначе возникнут проблемы с засыпанием. Лучше всего если вечером с ребенком будет тихо играть один из родителей. Не позже чем за час до сна ребенка следует искупать. Хорошо действует ванна из настоя трав. Водные процедуры могут быть довольно продолжительными: начиная с 15 минут и до получаса. Полезны также дневные игры с водой. Таким детям рекомендуется плавание.

В ряде случаев врач может порекомендовать госпитализацию. Аргументы в пользу больницы чаще всего таковы: там по часам дают лекарство, делают массаж, в больнице имеется бассейн. Но не забудьте и о минусах: о неизбежных больничных инфекциях. Если вы все же решились на госпитализацию, то лучше добиться направления в отделение общего соматического профиля. Там опытные неонатологи (врачи новорожденных) разберутся, в чем причина плача и возбуждения малыша, уточняя слишком расплывчатый диагноз ПЭП.

Как смягчить последствия перенесенной ребенком ПЭП

Даже если у родителей ребенка, перенесшего ПЭП, нет никаких жалоб на поведение, психомоторное и речевое развитие малыша, до трех лет с целью профилактики неврологу нужно показываться время от времени и обязательно перед тем, как ребенок пойдет в детский сад, а потом в школу. Рекомендуется дважды в год проводить курсы массажа, необходимо также развивать тонкую моторику и координацию, не допускать переутомления или перевозбуждения ребенка, в домашних условиях делать успокаивающие или тонизирующие ванны, укреплять нервную систему, повышать иммунитет.

pensioneram.info

Энцифалопатия.Перинатальная энцефалопатия.

Причины заболевания

К факторам риска возникновения пери­натальной патологии головного мозга от­носятся:

  • Различные хронические заболевания матери.                                                                      
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфек­ции в организме матери в период беремен­ности.
  • Нарушения питания.          
  • Слишком молодой возраст беремен­ной.
  • Наследственные заболевания и на­рушения обмена веществ.
  • Патологическое течение  беремен­ности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое    течение    родов (стремительные  роды,  слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды,   неблагоприятная   экологическая обстановка   (ионизирующее   излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных ве­ществ, загрязнение окружающей среды со­лями тяжелых металлов и промышленны­ми отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, воз­никающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и годов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выра­женность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показате­лей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям су­ществования в течение первых минут после рождения. Сумма бал­лов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на сос­тояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и раз­вития неврологических нарушений и диктуют необходимость при­менения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластич­ность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводи­мые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избе­жать развития неврологического дефицита, предупредить наруше­ния в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельнос­ти.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жиз­ни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочета­ние нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возрас­та ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минималь­ные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответ­ствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
  • Судорожный синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

  • Синдром повышенной нервно-реф­лекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дис­функций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефици­том внимания (минимальная мозговая дис­функция).
  • Невротические реакции.      
  • Вегетативно-висцеральные дисфунк­ции.
  • Эпилепсия.                             
  • Гидроцефалия.
  • Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в ста­ционарном лечении. Дети с легкими нару­шениями выписываются из роддома под ам­булаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клини­ческих проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-реф­лекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной актив­ности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствова­ния, трудностью засыпания, частым немо­тивированным плачем, оживлением безус­ловных врожденных рефлексов, перемен­ным мышечным тонусом, тремором (подер­гиванием) конечностей, подбородка. У не­доношенных данный синдром в большин­стве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении темпе­ратуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исче­зает в сроки от 4 — 6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом воз­расте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных реф­лексов в виде приступообразно возникаю­щих сгибаний и наклонов головы с напря­жением рук и ног, поворотом головы в сто­рону и разгибанием одноименных руки и но­ги; эпизодов вздрагиваний, приступообраз­ных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополни­тельных методов исследований определить природу возникающих судорожных состоя­ний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным ко­личеством жидкости в пространствах го­ловного мозга, содержащих ликвор (спин­номозговую жидкость), что приводит к по­вышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение роди-телям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выра­ботка ликвора, нарушение всасывания из­бытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдро­ме, на которые ориентируются врачи и ко­торые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности го­ловы ребенка и размеры и состояние боль­шого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полуго­дии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47—48 см. Беспо­койный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбухани­ем, усиленной пульсацией большого род­ничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и се­мейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький раз­мер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуа­циях (перегревание, повышение температу­ры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз та­ким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве слу­чаев к концу первого полугодия жизни ре­бенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8—12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых слу­чаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является про­явлением тяжелого состояния новорожден­ного, которое оценивается 1—4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявля­ются выраженная вялость, снижение двига­тельной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяже­лое состояние сохраняется 10—15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдромвегето-висцеральных дис­функций,как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыха­тельного ритма, терморегуляции, измене­ние окраски и температуры кожных покро­вов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с эн­теритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляю­щееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными па­тогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных наруше­ний выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его сни­жения, так и повышения, может выяв­ляться его асимметрия, отмечается сни­жение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синд­ром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного то­нуса и наличие патологической двигатель­ной активности (гиперкинезы) препят­ствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного разви­тия ребенок позднее начинает держать го­лову, сидеть, ползать, ходить. Преимуще­ственное нарушение психического разви­тия можно заподозрить при слабом моно­тонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых ре­акций.

Детский церебральный паралич(ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего пораже­ния центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как пра­вило, сложную структуру, сочетаются нару­шения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в пора­жении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляци­онного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большин­ства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20— 25% детей имеются характерные наруше­ния зрения: сходящееся и расходящееся ко­соглазие, нистагм, ограничение полей зре­ния. У большинства детей отмечается заде­ржка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с де­фицитом внимания — нарушение пове­дения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо де­ле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Диагностика

Диагноз перинатального поражения го­ловного мозга может быть поставлен на ос­новании клинических данных и знаний осо­бенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследо­ваний носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень по­ражения головного мозга, служат для наб­людения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (ИСГ) — безопас­ный метод осмотра головного мозга, позво­ляющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внут­ричерепные поражения, характер пораже­ний мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма(ЭЭГ) — метод исследования функциональной ак­тивности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о сте­пени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, на­личии эпилептической активности, ее оча­гов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позво­ляющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеоза­писей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагнос­тике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяю­щие детально оценить структурные измене­ния головного мозга. Широкое использова­ние этих методов в раннем детском возрас­те затруднено из-за необходимости приме­нения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томог­рафия (ПЭТ) позволяет определить ин­тенсивность обмена веществ в тканях и ин­тенсивность мозгового кровотока на раз­личных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП использу­ются нейросонография и электроэнцефа­лография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глаз­ном дне, помогают диагностировать генети­ческие заболевания, оценивать степень вы­раженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Частотаневрологической перинатальнойпатологииуде­тейпервогогодажизнисостав­ляет, поразличнымданным, от 15 до 60%. Болееполовины всехпричинпсихоневрологи­ческойинвалидностиприхо­дитсянадолюперинатальных пораженийнервнойсистемы.

Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяже­лыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства де­тей с легкими проявлениями синдромов по­вышенной нервно-рефлекторной возбуди­мости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, мас­сажем, лечебной физкультурой,  применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких боль­ных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выражен­ности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20—30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фи­топрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют ДИАКАРБ, уменьшаю­щий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медика­ментозного лечения в особо тяжелых случа­ях приходится прибегать к нейрохирурги­ческим методам терапии.

При выраженных двигательных нару­шениях основной акцент уделяется мето­дам массажа, лечебной физкультуры, фи­зиотерапии. Медикаментозная терапия за­висит от ведущего синдрома: при мышеч­ной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нерв­но-мышечную передачу (ДИБАЗОЛ, иногда ГАЛАНТАМИН), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — МИДОКАЛМ или БАКЛОФЕН. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилепти­ческим синдромом зависит от формы забо­левания. Прием противосудорожных препа­ратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препа­ратов осуществляется постепенно под конт­ролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отме­на препаратов может спровоцировать уча­щение приступов. В настоящее время ис­пользуют широкий арсенал противосудо­рожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилеп­сии или эпилептическом синдроме под конт­ролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилеп­тических пароксизмов приводит к наруше­нию психического развития. Массаж и фи­зиотерапевтическое лечение детям с эпи­лептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторно­го развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагоги­ческой коррекцией применяются препара­ты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способ­ствующие образованию новых связей меж­ду нервными клетками. Выбор препаратов большой (НООТРОПИЛ, ЛУЦЕТАМ, ПАН-ТОГАМ, ВИНПОЦЕТИН, АКТОВЕГИН, КОРТЕКСИН и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженнос­ти симптоматики и индивидуальной перено­симости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают ли­бо выявляются незначительные проявле­ния перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздей­ствия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

www.9months.ru

Перинатальная энцефалопатия: диагноз, причины, симптомы, лечение

Термин «перинатальная энцефалопатия» знаком многим родителям, ведь сегодня в различных вариациях он встречается едва ли не в половине детских амбулаторных карт. Под этим состоянием понимают совокупность изменений нервной ткани под влиянием гипоксии, травмы, инфекции, действующих на мозг плода на протяжении беременности или родов. Последствия такого влияния — от минимальной мозговой дисфункции до тяжелых проявлений: детского церебрального паралича, эпилептического синдрома и гидроцефалии.

Многие родители не знают, как правильно реагировать на такой диагноз, особенно в тех случаях, когда малыш выглядит вполне здоровым и развивается соответственно возрасту. Это не удивительно, ведь заболевания нет в международной классификации, а сам термин используется разве что на постсоветском пространстве и больше нигде в мире.

По данным зарубежных исследователей, реальная энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза встречается не более, чем у 4% младенцев, но в поликлиниках этот диагноз прописан как минимум у половины малышей. Каждая вторая мама спешит в аптеку за назначенным лечением, а маленькие пациенты вынуждены его принимать.

Нервная система на первом году жизни маленького человека чрезвычайно изменчива, быстро созревает и совершенствуется, изменяются реакции на внешний мир и поведение малыша, поэтому уложить происходящие изменения в какие-то нормы довольно сложно, однако специалисты постарались и это сделали.

Факторов, влияющих на развитие, довольно много, поэтому нередко у вполне здоровых детей хоть какой-то из параметров выходит за пределы нормы. Отсюда и частота диагнозов перинатальных повреждений. Даже в случаях, когда малыш просто долго плачет, у него внезапно задрожал подбородочек или ручка, а, может, он несколько раз за день срыгнул, родители отправляются к специалисту, а тот не замедлит определить мозговую дисфункцию и выставить диагноз перинатальной энцефалопатии.

Назначаемое в раннем детском возрасте лечение зачастую бывает не только нецелесообразным, но и вредным для ребенка в том случае, если диагноз выставлен «с натяжкой» или исходя только из данных о патологическом течении родов, что нередко происходит в детских поликлиниках.

Конечно, полностью отрицать возможность перинатального повреждения мозга было бы неправильным, но относиться к постановке такого диагноза нужно очень взвешенно, чтобы не способствовать росту случаев гипердиагностики и необоснованно назначенного лечения. Ниже мы рассмотрим особенности течения и терапии энцефалопатии, которая действительно имеет под собой четкие причины и характерные неврологические изменения, то есть те ситуации, когда поражение нервной ткани не вызывает сомнения.

Причины ишемических поражений мозга

Энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза вызвана негативными факторами, действующими на плод на протяжении беременности, а также обстоятельствами неблагополучных родов и раннего послеродового периода:

  • Хронические болезни беременной женщины, влияющие на кровообращение в плаценте и обмен — сердечная недостаточность при пороке сердца, анемия, патология легких, гипотиреоз и др.;
  • Острые инфекции или обострение хронической инфекционной патологии во время гестации;
  • Серьезные погрешности в питании, употребление алкоголя и курение будущей мамой;
  • Слишком молодая или возрастная беременная женщина;
  • Наследственная патология и расстройства метаболизма;
  • Гестозы, угроза выкидыша, хроническая фетоплацентарная недостаточность;
  • Патология родов — родовая слабость, стремительные роды, применение акушерских щипцов или вакуум-экстракция плода;
  • Облучение, интоксикации, действие отдельных лекарств при беременности;
  • Состояние недоношенности новорожденного.

Таким образом, практически любое негативное воздействие на беременную, включая стрессы, способно привести к нарушению созревания мозга малыша, фетоплацентарной недостаточности и перинатальной энцефалопатии, но часто врачам не удается констатировать четкую связь между патологией и конкретным неблагоприятным фактором.

Объективно оценить глубину повреждения мозга помогает шкала Апгар, учитывающая активность, рефлексы новорожденных, цвет кожи и работу сердца, легких, на основании которых можно делать выводы о выраженности гипоксии. Чем выше показатель, тем здоровее малыш, а значение не более 3 баллов говорит о высочайшем риске перинатального поражения нервной ткани вследствие глубокой гипоксии, когда требуется экстренная медицинская помощь.

основная причина перинатальной энцефалопатии — внутриутробная гипоксия

В то же время, высокие цифры по упомянутой шкале еще не гарантируют полного здоровья, так как симптоматика может проявиться спустя неделю после рождения. Своевременная помощь и высокие адаптационные способности мозга ребенка предрасполагают к благоприятному исходу и отсутствию неврологических расстройств у многих малышей.

Симптоматика энцефалопатии детского возраста

Энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза протекает в несколько периодов, отличающихся своеобразием клинических проявлений, тяжестью течения и возможными исходами:

  1. Острый — на первом месяце жизни;
  2. Восстановительный — до года у доношенных и до двух лет у недоношенных детей;
  3. Резидуальных изменений.

Наиболее часто имеет место комбинация нескольких синдромов поражения мозга, которые выражены в разной степени, а для каждого из них предназначена своя схема терапии и определен прогноз.

В остром периоде постгипоксической энцефалопатии наблюдаются синдромы угнетения мозга, возможна кома, характерны повышенная нервная и рефлекторная возбудимость, судороги, внутричерепная гипертензия вследствие гидроцефалии.

В восстановительную фазу эти синдромы сохраняются, хотя выраженность их под действием лечения становится ниже. Проявляются вегетативные и висцеральные расстройства, заметно отставание в психомоторном развитии.

Период остаточных изменений протекает с задержкой психомоторного и речевого развития, гиперактивностью, неврастенией, вегетативной дисфункцией, в тяжелых случаях сохраняется судорожный синдром и не разрешается гидроцефалия. Очень опасное проявление этого периода — стойкий церебральный паралич.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости характеризуется:

  • Активизацией спонтанных движений и врожденных рефлексов;
  • Беспокойством, плачем, неглубоким и коротким сном;
  • Длительным бодрствованием и проблемами с засыпанием;
  • Колебаниями тонуса мышц, дрожью подбородка, ножек или ручек.

У недоношенных малышей при таком синдроме высока вероятность судорог, которые возникают при действии раздражающих факторов, в частности, повышенной температуры тела. При неблагоприятном течении заболевания после года может сформироваться эпилепсия.

Судорожный синдром — еще один характерный признак постгипоксической энцефалопатии. Он возникает независимо от возраста и довольно многообразен — от приступов сгибания и наклонов головки с повышением тонуса конечностей, вздагиваний и подергиваний до генерализованных судорог с потерей сознания. В младенчестве иногда бывает сложно оценить степень и генез судорог без привлечения дополнительной диагностики.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром возникает по причине излишка ликвора (аномалии его продукции или всасывания), влекущего нарастание внутричерепного давления. Это явление проявляется выбуханием и пульсацией родничков, ростом размера головки младенца, не соответствующим возрастной норме. Малыши с гидроцефалией беспокойны, плохо спят, часто срыгивают.

Родители должны знать, что относительно большая головка может быть связана с конституцией; срыгивания и беспокойство случаются при кишечных коликах; а роднички не вовремя зарастают при рахите, поэтому не нужно ставить диагнозы самостоятельно без осмотра специалиста, нейросонографии и других обследований.

Кома — очень тяжелое проявление патологии мозга, которое характеризует глубокое гипоксическое поражение нейронов. У детей в коме проявляются вялость движений или их полное отсутствие, угнетение дыхания, брадикардия, отсутствуют сосательный и глотательный рефлексы, возможны судорожные припадки. Это состояние требует интенсивной терапии, парентерального питания и непрерывного наблюдения. Кома может длиться до двух недель.

Вегетативная дисфункция и расстройства висцеральной иннервации манифестируют со второго месяца жизни при имеющемся гипертензионно-гидроцефальном синдроме и других нарушениях. Для них характерны срыгивания, недостаточный прирост массы, патология сердечного ритма и дыхания, неадекватность терморегуляции, расстройство пищеварения. При этом синдроме нередки энтериты и колиты с расстройством стула.

Двигательные изменения заметны с первых недель после рождения. Тонус мышц может быть как высоким, так и сниженным, равно как и движения замедляются или активизируются. Этот синдром сопутствует отставанию психомоторного развития, речи, и, соответственно, интеллекта, поскольку ребенок не может овладеть моторикой и совершать целенаправленные движения отдельными группами мышц. Характерны слабая мимика, задержка реакции на зрительные и слуховые раздражители, запоздалое овладение актом сидения, ползания и ходьбы.

Одним из тяжелейших проявлений синдрома двигательных нарушений считается церебральный паралич, при котором может быть нарушена двигательная сфера, речь, имеется психическая отсталость, косоглазие.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания проявляется примерно к 3 годам. Этим малышам сложно концентрироваться на чем-либо, они очень подвижны и неусидчивы, часто отвлекаются, из-за чего возникают трудности с обучением и воспитанием. Двигательная гиперактивность вызывает утомляемость и эмоциональную неустойчивость, плохой сон, раздражительность.

Диагностика

Диагноз перинатального повреждения головного мозга выставляется на основании симптоматики, данных анамнеза о нарушениях течения беременности и родов — возможные гестозы, инфекции, родовые травмы и акушерские пособия. Эта информация содержится в амбулаторной карте и выписке из родильного дома.

Дополнительное обследование существенно облегчает диагностический поиск, а также помогает уточнить глубину поражения нервной системы, проследить динамику заболевания и эффект от проводимого лечения.

Среди инструментальных методов диагностическую ценность имеют:

  1. Нейросонография — она безопасна для малыша, позволяет оценить морфофункциональные особенности мозга и ликворной системы, выявляет наличие повреждений и их глубину;
  2. Допплерография — оценивает кровообращение в мозговых сосудах;
  3. Электроэнцефалография — исследует электрическую активность нейронов путем регистрации потенциалов от клеток, показывает зрелость нервных структур, возможную задержку развития, асимметрию полушарий, наличие судорожной готовности и локализацию ее фокусов в мозге;
  4. Видеомониторинг — анализирует самопроизвольные движения малыша для оценки эпилептической активности;
  5. Электронейромиография — позволяет диагностировать нервно-мышечную патологию, врожденную либо приобретенную;
  6. КТ и МРТ — уточняют анатомические отклонения в строении мозга, но имеют существенный недостаток — проводятся под наркозом;
  7. Позитронно-эмиссионная томография — показывает характер обменных процессов и скорость кровотока в отдельных зонах головного мозга.

Самыми распространенными способами диагностики перинатальной энцефалопатии считаются нейросонография и ЭЭГ. Они легко воспроизводимы, безопасны и дают довольно большой объем информации о состоянии ребенка и перспективах дальнейшего лечения.

При гипоксическом поражении мозга обязательна консультация офтальмолога. Оценка глазного дна помогает в диагностике генетической патологии, анализе внутричерепного давления и состояния зрительных нервов.

Чем лечить патологию мозга у детей?

Лечение при поражениях мозга умеренной и тяжелой степени в острой фазе проводится в условиях клиники. При легком течении патологии в большинстве случаев неврологи ограничиваются:

  • Коррекцией режима, который устанавливается индивидуально в зависимости от характера двигательных расстройств и уровня нервно-рефлекторной возбудимости;
  • Педагогической помощью;
  • Массажем и лечебными упражнениями;
  • Физиотерапевтическими методиками.

В качестве медикаментозной поддержки назначаются растительные успокоительные и мочегонные средства (валериана, пустырник) и, в ряде случаев, гомеопатические препараты.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром требует консервативного лечения в зависимости от цифр давления и симптомов гидроцефалии:

  1. Головной конец детской кровати приподнимается до 30 градусов;
  2. Фитотерапия при легкой степени — хвощ полевой, толокнянка и другие травы, рекомендованные неврологом;
  3. При отсутствии эффекта от лекарственных трав и при умеренном и тяжелом течении применяют лекарства — диакарб, который снижает продукцию ликвора и усиливает его отток из полости черепа, маннитол;
  4. Отсутствие эффекта от фито- и медикаментозной терапии может потребовать хирургической коррекции (шунтирующие операции).

Двигательные расстройства лечатся консервативно:

  1. Массаж;
  2. ЛФК;
  3. Физиотерапевтические процедуры — амплипульс, электрофорез.

В зависимости от преобладающего клинического синдрома назначается медикаментозная поддержка:

  • дибазол, галантамин — для усиления нервно-мышечной передачи при гипотонусе мышц, парезе;
  • мидокалм, баклофен — в случае гипертонуса и при спазмах.

Препараты принимаются внутрь, вводятся инъекционно либо путем электрофореза. Особого внимания и осторожности требует противосудорожная терапия у детей с эпилептическими припадками. Доза и вид антиконвульсанта, а также схема и режим приема определяются формой течения патологии и возрастом пациента. Применяются депакин, диазепам, фенобарбитал и др.

Смена лекарств возможна только под контролем лечащего врача-невролога с учетом данных энцефалограммы. Родители ребенка должны знать, что резкая самостоятельная отмена противосудорожных средств нередко провоцирует учащение и усугубление судорожного синдрома, а потому категорически недопустима.

Прием антиконвульсантов может сопровождаться рядом побочных эффектов и так или иначе сказывается на росте и развитии ребенка, особенно, если препараты этой группы прописывают грудничкам или в раннем дошкольном возрасте. Их применение требует контроля формулы крови и показателей работы печени (биохимический и общий анализы крови минимум раз в год), а также ЭЭГ раз в полгода.

Однако не только лечение может вызвать некоторые негативные изменения, но и его отсутствие, которое еще более пагубно для формирования психики и интеллекта ребенка. Частые эпилептические припадки сопровождаются диффузной гибелью и дистрофией нейронов, поэтому отставание в психическом развитии — самое вероятное, что может произойти при безосновательном отказе от лечения.

Еще одно важное обстоятельство: массаж и физиотерапевтические процедуры противопоказаны пациентам с эпилептическим синдромом. Плавание в бассейне, перегрев, переутомление также могут спровоцировать приступ, поэтому их следует исключить.

При задержке психомоторного развития, что почти всегда сопутствует умеренным и тяжелым степеням повреждения мозга, применяются средства для улучшения мозговой деятельности и кровообращения, повышающие обменные процессы и способствующие формированию новых связей между нейронами: пирацетам, луцетам, пантогам, актовегин и др. Практически всегда показаны также витамины группы В, антиоксиданты, препараты магния.

Очень важным аспектом адаптации ребенка является социально-педагогическая коррекция. Дети обучаются в специальных школах, работают с дефектологом, логопедом, психологом. Эти специалисты учат их правильно реагировать на внешние раздражители, вести себя в детском коллективе, а родителям помогают рационально организовать режим отдыха и обучения ребенка.

Легкие формы перинатальной гипоксической энцефалопатии исчезают к году, в редких случаях сохраняются незначительные симптомы энцефалопатии, которые не сказываются на дальнейшем развитии, но могут провоцировать быструю утомляемость и эмоциональную лабильность малыша. Последствием перенесенной патологии может стать так называемая минимальная мозговая дисфункция, отражающаяся в особенностях поведения и некоторых трудностях с обучением.

Самыми тяжелыми последствиями перенесенной перинатальной энцефалопатии считаются детский церебральный паралич и эпилепсия, а также тяжелые формы задержки психоречевого развития и нарастающая гидроцефалия, требующая хирургической операции.

Хирургическое лечение применяется для обеспечения оттока спинномозговой жидкости при прогрессирующей гидроцефалии и состоит в шунтировании, то есть устанавливается специальная трубочка, соединяющая ликворную систему с грудной или брюшной полостью, куда отводится жидкость и где она обратно всасывается серозной оболочкой. Возможна также пункция как метод удаления излишков ликвора.

Прогноз при перинатальной энцефалопатии зависит от тяжести патологии и особенностей поражения мозга. В случае тяжелых форм он очень серьезен, поскольку формирующийся детский церебральный паралич или эпилепсия — путь к инвалидности. Вместе с тем, легкие формы поражения мозга довольно успешно лечатся, а симптоматика полностью исчезает к концу первого года жизни ребенка.

При умеренной и тяжелой степени перинатальной энцефалопатии в резидуальном периоде сохраняются гипертензионный и судорожный синдромы, параличи, задержка психомоторного развития, требующие постоянного лечения и наблюдения. Такие дети состоят на учете у детских неврологов, обучаются в коррекционных классах или на дому, длительно принимают самые разные препараты.

Профилактика перинатальной гипоксической энцефалопатии должна проводиться еще на этапе наблюдения за будущей мамой. Так, следует свести к минимуму или полностью устранить любые неблагоприятные воздействия на женщину, правильно и своевременно выбрать способ родоразрешения исходя из конкретной клинической ситуации, провести мероприятия по профилактике внутриутробной гипоксии.

***

Таким образом, диагноз постгипоксической энцефалопатии требует осмысленного подхода и оценки всех критериев, позволяющих его поставить. Врач должен помнить, что безопасного лечения, тем более, в младенческом возрасте, не бывает, а безосновательно прописанные лекарства — скорее, зло, чем польза. Родителей следует информировать об особенностях развития ребенка, нормах и отклонениях, которые нужно обязательно учитывать или можно проигнорировать, ограничившись наблюдением.

Видео: лекции о перинатальной энцефалопатии

Вывести все публикации с меткой: Шаг 1: оплатите консультацию с помощью формы → Шаг 2: после оплаты задайте свой вопрос в форму ниже ↓ Шаг 3: Вы можете дополнительно отблагодарить специалиста еще одним платежом на произвольную сумму ↑

sosudinfo.ru


Смотрите также