Массаж языка со стихами


Массаж языка в стихах - Авторские загадки, потешки, чистоговорки.. - Каталог статей

logopeddoma.ru

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

Рекомендуется расслабить мышцы шеи, воротниковой зоны, мышц, двигающих нижнюю челюсть до проведения массажа, поскольку с ними связаны мышцы языка и его корня.

Мы танцуем буги- вуги,

Потягиваем язык влево, вправо

Поворачиваясь в круге

Поворачиваем язык влево, вправо

И в ладоши хлопаем вот так ча-ча-ча

Накручиваем язык на указательный палец и возвращаем обратно

По язычку вдоль

Едет шарик золотой

Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.

А теперь строим мосток,

Доски вдоль и поперек,

Шесть раз нажмем,

И мост готов.

Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.

А теперь на язычок

Едет шарик поперек

Вправо-влево проведем

Во рту порядок наведем.

Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.

Ежик в ротик к нам зашел,

Сбоку язычка пошел.

Быстро- быстро пробежал

Все яблочки собрал.

Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.

А теперь под язычок

Зонд  Грабельки идет

 По стрелочке вращается

И быстро возвращается

Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку – 6-10 сек.

Большой и указательный

Пальцы замечательные

Бока погладят языка и пока!

Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.

Пальцы в салфетку обернем

Язычок наш разомнем.

Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.

Большим пальцем туда и обратно

Мы язык разомнем так приятно.

Средний с указательным

 снизу перетираем,

а затем правую и левую

стороны мы разминаем.

Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.

По кругу, по спиральке

язык мы разотрем,

Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.

От середины к краю

Немного перетрем.

Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.

Язычок слегка встряхнем

Шпателем его нажмем.

Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.

Язычок с боков зажали

2 секунды подержали

Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек

Правый бок языка

Перетрем мы слегка,

А затем на левый бок

Скок.

Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.

Края пощиплем  мы чуть-чуть

Подрожим,  похлопаем,

Только валик не забудь.

Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

Вот волшебный гребешок,

 сейчас причешет язычок.

Зондом грабельки поглаживающие движения от корня к кончику 6-8 раз

Статья по теме: Занимательный массаж.

   Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста остаётся, пожалуй, одной из самых актуальных задач развития современного дошкольного образования. Для её успешного решения в соответствии с ФГТ логопеду необходимо максимально приблизить образовательный процесс к игровому, сделать его занимательным и интересным. Как показывает опыт работы, этому хорошо способствуют стихи для детей, широко используемые при автоматизации звуков. Дыхательной и логоритмической гимнастике, в работе над голосом, а также упражнениях по развитию общей и мелкой моторики.

   Систематическое сопровождение стихами такого эффективного метода коррекционно – педагогического воздействия, как логопедический массаж, к сожалению, встречается редко. И напрасно, ведь такой активный метод механического воздействия изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.(2, с.5). Являясь,  по сути, медицинской процедурой, он часто сопровождается неприятными ощущениями, может вызывать отрицательные эмоции у детей (2, с.25). В связи с этим процесс логопедического массажа рекомендуется  сопровождать тихой музыкой с медленным, плавным ритмом, способствующим расслаблению мышц (2, с. 31). Использовать стихи во время коррекционно – логопедической работы рекомендуют О.И. Крупенчук и Т.А Воробьёва (3, с. 5), поскольку ритм стихотворной речи даёт возможность войти в ритм движения, способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывает правильный ритм дыхания, развивает речеслуховую память.

   Накопленный практический опыт позволяет утверждать, что сопровождение логопедического массажа стихами способствует восприятию его ребенком как увлекательного путешествия, встречи со сказочным персонажем, а не как неприятной медицинской процедуры. Кроме того, чтение стихов во время логопедического массажа позволяет:

- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа и поддерживать его на протяжении всего занятия, поскольку стихи – наиболее удобная и доступная форма активного общения с ребёнком;

- отвлекать ребёнка выразительностью чтения и интересным сюжетом стихотворения от неприятных ощущений, вызываемых массажем языка и мышц артикуляционного аппарата;

- формировать положительный эмоциональный настрой у ребёнка;

- развивать у детей в процессе занятия слуховое внимание, память;

- обогащать словарный запас посредством художественного слова, формировать правильную, выразительную речь;

- поддерживать необходимый темп массажа.

   Перечисленные преимущества могут быть существенно усилены правильным подбором стихов.

  1. Стихи по смыслу должны соответствовать выполняемым действиям: поглаживанию (поверхностному, глубокому обхватывающему, граблеобразному), растиранию, разминанию, вибрации и поколачиванию, плотному нажатию и другим приёмам массажа, что позволит ребёнку ощутить себя полноправным участником декламируемого действа, активно включиться в предлагаемую логопедом игру.

  2. Необходимо подбирать яркий, запоминающийся сюжет, а для детей младшего и среднего возраста – знакомого, любимого персонажа, что повысит их интерес к происходящему, будет способствовать стремлению к последующим занятиям.

  3. Важно подбирать стихи с учётом возрастных особенностей детей. Они должны быть лёгкими для восприятия и понятными. Так, для детей младшего и среднего возраста лучше подойдут стихи о животных (зайчик, рыбка и т.п.), природных явлениях (дождь, ветер и т.п.), или временах года; для детей старшего возраста – стихи, объединённые общей темой, обладающие более глубоким смыслом, раскрывающие знакомые им действия. Некоторые стихотворения могут быть рекомендованы для мальчиков (про машины или технику) или девочек (про цветы, кукол и т.п.).

  4. Подбор стихов зависит от состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата ребёнка, определяемого путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Направленных на верхнюю половину туловища, шею, мимические, артикуляционные мышцы.

  5. При обнаружении у ребёнка повышенного мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж. При этом чтение стихов должно быть приглушённым, нараспев, желательно с преобладанием глухих согласных (ф,фь, с, сь, ш, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, ц. ч, щ). Например, как в стихотворении А.Усачёва «Ёлочка»:

     

    Выбрал папа ёлочку

    Самую пушистую,

    Самую пушистую,

    Самую душистую…

    Ёлочка так пахнет –

    Мама сразу ахнет!

     

  6. Активизирующий массаж используется при пониженном мышечном тонусе и сопровождается умеренно громким, чётким, ритмичным чтением стихов, желательно с преобладанием сонорных (й, м, мь, н, нь,л, ль, р, рь) и звонких согласных (в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь). Например, как в стихотворении А. Барто «Барабан»:

     

    Левой, правой!

    Левой, правой!

    На парад

    Идёт отряд.

    На парад

    Идёт отряд.

    Барабанщик

    Очень рад…

Важно во время сеанса быть внимательным к ребёнку, уметь правильно оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру и в случае необходимости вовремя скорректировать свои действия.

  1. Во время массажа стихи должны проговариваться выразительно. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение ребёнка. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие (4).

Приведённые рекомендации могут быть полезны учителям – логопедам и дефектологам дошкольных образовательных организаций, имеющим сертифицированный допуск, обладающим знаниями анатомии речевого аппарата, топографии мышц, сосудов, нервов, показаний и противопоказаний к выполнению массажа и владеть основными приёмами массажа.

Ниже приведён комплекс классических приёмов для массажа лица при чтении стихотворения С. Маршака «Мяч».

Мой весёлый звонкий мяч,

Ритмичное поглаживание лба от середины к вискам

Ты куда пустился вскачь?

Ритмичное поглаживание от переносицы к вискам.

Желтый, красный, голубой,

Ритмичное поглаживание от крыльев носа к ушам.

Не угнаться за тобой.

Ритмичное поглаживание от подбородка к мочкам ушей.

Я тебя ладонью хлопал,

Пощипывающие движения лба от середины к вискам.

Ты скакал и звонко топал,

Пощипывающие движения щек от переносицы к вискам.

Ты пятнадцать раз подряд

Пощипывающие движения щек от крыльев носа к ушам.

Прыгал в угол и назад.

Пощипывающие движения скул от подбородка к мочкам ушей.

А потом ты покатился

Спиралевидные движения от переносицы к вискам.

Покатился в огород,

Спиралевидные движения от крыльев носа к ушам.

Докатился до ворот.

Спиралевидные движения от подбородка к мочкам ушей.

Подкатился под ворота,

Зигзагообразные движения от переносицы к вискам.

Там попал под колесо,

Зигзагообразные движения от крыльев носа к ушам.

Лопнул, хлопнул, вот и всё.

Лёгкие похлопывания по поверхности лица.

Для комплекса логопедического массажа, нормализующего мышечный тонус мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при паретическом синдроме по системе Е.Ф. Архиповой (1, с. 81 - 96), автором предлагается стихотворение «Зайка».

Массаж лба

Утром солнышко встаёт,

Свет на нас лучами льёт.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Просыпайся, детвора,

Разминание лба от середины к вискам.

Звери, птицы и трава.

Растирание лба от середины к вискам.

Встала вся лужайка

Растирание лба от бровей к волосистой части головы.

И весёлый зайка.

Точечное постукивание от середины лба к вискам.

Массаж щёк

Очень он старается –

Лапкой умывается.

Вращательное поглаживающие движения по поверхности щек.

Чтобы быть в порядке,

Делает зарядку.

Вращательные, спиралевидные движения от мочки уха к носу по щеке и от носа к мочке уха.

Массаж скуловой мышцы

Пора зайке в огород,

Где морковь его растёт.

Поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.

Он её водой польёт,

Спиралевидные движения от середины подбородка к мочке уха.

Сорняки все уберёт.

Пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.

Массаж губ

Переделал все дела –

И теперь играть пора.

Поглаживание губ от середины к уголкам.

На полянку он идёт.

Разминание губ от середины  уголкам.

Там его бельчонок ждёт.

Пощипывание губ от середины к уголкам.

Вместе они прыгают,

Точечное постукивание губ от середины к уголкам.

Лапочками дрыгают.

Точечное проминание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Бельчонок убегает –

Зайка догоняет.

Похлопывание губ от середины к уголкам и обратно.

Массаж языка

Устали резвиться,

Пора и подкрепиться.

Поглаживание продольных мышц языка от корня к его кончику.

Зайка ест капусту

 С громким сочным хрустом.

Ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.

Вот набил он полный рот

Точечное проминание языка от корня к кончику и по боковым его краям.

И погладил свой живот.

Поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику.

Чтобы не поправиться,

Зайка разминается.

Разминание языка.

Для детей старшего возраста составлен комплекс логопедического массажа по нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при чтении стихотворения югорского поэта Н. Вторушина «Нарисую».

Массаж лба

Нарисую, нарисую

Поглаживание лба от середины к вискам.

Дед Мороза на холсте

Точечное постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

И снежинки пусть сверкают

Круговое точечное постукивание по щекам.

У него на бороде.

Поглаживание скул от подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Нарисую снег и тройку,

Спиралевидные движения по верхней губе от середины к уголкам рта.

Шапку, валенки, тулуп.

Спиралевидные движения по нижней губе от середины к уголкам рта.

Пусть он едет к нам на ёлку

Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от середины к уголкам рта.

И зажжёт огни вокруг.

Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от уголков к середине рта.

Массаж языка

Нарисую для подарков

Поглаживание языка от корня к кончику (большой палец снизу, указательный сверху).

Вот «такенный» вот мешок,

Поглаживание языка от середины к краям (большой палец снизу, указательный сверху).

Чтоб голодный волк Нахалков

Пощипывание боковых краёв языка.

В лес его не уволок.

Пощипывание с проминанием боковых краёв языка.

Нарисую папу, маму,

Поглаживание языка от кончика к корню (большой палец снизу, указательный сверху).

Вот картина – высший класс!

Постукивание указательным пальцем по языку от корня к кончику (большой палец под языком).

Подберу получше раму

Поглаживание боковых краёв языка.

И поставлю напоказ.

Поглаживание языка от корня к кончику.

Для детей младшего возраста разработан комплекс упражнений логопедического массажа языка с пассивной артикуляционной гимнастикой на сказку – пьесу в стихах «Кошкин дом».

Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

Продольное поглаживание языка указательным пальцем от корня к кончику.

Загорелся кошкин дом!

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вниз.

Идёт дым столбом!

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вверх.

Кошка выскочила,

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вперёд.

Глаза выпучила.

Указательными и большими пальцами покачать язык из стороны в сторону.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

Вытянуть язык и прижать сначала к верхней, а потом к нижней губе.

А лошадка - с фонарём.

Большим и указательным пальцами погладит боковые края языка.

А собачка – с помелом,

Серый заюшка с листом,

Поглаживание с надавливанием от корня языка к кончику (большой палец снизу, указательный сверху) слева, потом справа.

Раз!  Раз!  Раз!  Раз!

Поглаживание указательным пальцем снизу вверх подъязычной уздечки с растягиванием её.

И огонь погас!

Указательными и большими пальцами потянуть язык за кончик вперёд.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.,Владимир, 2008.

  2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. 2 – е изд., испр. М.. 2005.

  3. Крупенчук О.И.,Воробьёва Т.А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.СПб.. 2010.

 

 

 

www.openclass.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ - 3 Июня 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА 

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

 

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

 

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

 

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

 

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к

вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

 

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

 

4.  «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

 

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.

 

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

 

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

 

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

 

9.   «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

 

10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

 

11.  «Расческа». Поглаживание губ зубами.

 

12.  «Молоточек». Постукивание губ зубами.

 

13.  Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

 

14.  Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

 

15.  «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

 

16.  «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

 

17.  «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

 

18.  «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

 

19.  «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

 

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

 

21.  «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

 

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

 

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

 

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

 

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

 

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

 

5.   «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении   жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

 

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

 

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их

вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

 

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

 

Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло. 

 

 

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. 

 

 

Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла. 

 

 

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку. 

 

 

Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима.

 

Круговые движения в области лба, щек, подбородка. 

 

 

Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна.

 

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи. 

logopeddoma.ru

Логопедический массаж, упражнения для малышей / Скороговорки для детей и взрослых - для развития дикции и речи / Ёжка

Копаясь в интернете с вопросом о лечебном массаже нашла интересную статью на тему логопедического массажа. Возможно кто-то ищет для себя, особенно она пригодится и будет полезна мамам, малыши которых находятся в нежном возрасте 6-12 месяцев. Очень хорошие, эффективные упражнения для занятий с малышом, которые в игровой форме могут доставить ему удовольствие.

Приводится простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать. Выполняйте только те упражнения, которые нравятся ребенку, не настаивайте. В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет 2. При произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы. 3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные» 4. У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога. Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку. Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать. Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку. Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Логопедический массаж Массаж лица и органов артикуляции1. Массаж мышц лица Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Упражнение №5. Игра «Звонок». Произносится нараспев: — «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3), — «Потолок» (прикоснуться ко лбу), — «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе), — «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка (Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом). 1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки. 2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении. 3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе. 4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца. 5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у». 6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба» 7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м». 8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева. 9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи. 10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно. Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.

источник

Прочитайте и другие скороговорки для детей для развития речи и дикции:Скороговорки для развития дикцииСкороговорки сложные

ejka.ru


Смотрите также