МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА. Методические указания к проведению тонизирующего массажа


1. Логопедический массаж

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.

В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.

1. Методические указания к проведению массажа

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

studfiles.net

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или рас­слабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологи­чески активных точек (БАТ), массаж с применением специальных при­способлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

 

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое сомати­ческое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктиви­ты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, сто­матиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, на­личие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение не­вропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хоро­шо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух — трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10—20 процедур. Эти циклы можно повторять с пере­рывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность про­цедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родите­лям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ре­бенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излиш­не расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, явля­ется решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

 

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот),

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта),

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут ис­пользоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попада­ния капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с ко­ротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детс­ким маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц по­лости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

 

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента (рис. 18).

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента (рис. 19).

3. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пунк­те 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь ле­вой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверх­ности (рис. 20).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

 

1. Поглаживание.Это обязательный прием, с которого начинается каж­дая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каж­дый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположен­ных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема погла­живания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомога­тельного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуж­дающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее дви­жение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продоль­ном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание.Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процес­сы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладо­ни или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью со­гнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевид­ном направлениях.

3. Разминание.Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При размина­нии в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их со­кратительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недоста­точности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осу­ществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются квер­ху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание.Вибрация изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие.Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

 

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, по­колачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

 

ГИМНАСТИКА

 

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воз­действия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения совершаются ребен­ком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполня­ются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить дви­жение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, од­нако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движе­ние, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение уп­ражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения сле­дует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплиту­ду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестети­ческие ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществ­ления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как пра­вило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнасти­ки является выработка полноценных движений. Формируются такие каче­ства движения, как полнота объема движения, его точность, интенсив­ность выполнения, дифференцированное включение в движение опреде­ленных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечево­го пояса, мимических и артикуляционных мышц. Активная артикуляцион­ная гимнастика широко представлена в логопедической литературе, по­этому в данном пособии приводятся лишь некоторые упражнения, кото­рые используются в сочетании с массажем.

 

Глава 5



infopedia.su

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА — КиберПедия

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или рас­слабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологи­чески активных точек (БАТ), массаж с применением специальных при­способлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

 

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое сомати­ческое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктиви­ты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, сто­матиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, на­личие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение не­вропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хоро­шо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух — трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10—20 процедур. Эти циклы можно повторять с пере­рывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность про­цедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родите­лям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ре­бенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излиш­не расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, явля­ется решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

 

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот),

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта),

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут ис­пользоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попада­ния капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с ко­ротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детс­ким маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц по­лости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

 

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента (рис. 18).

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента (рис. 19).

3. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пунк­те 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь ле­вой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверх­ности (рис. 20).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

 

1. Поглаживание.Это обязательный прием, с которого начинается каж­дая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каж­дый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположен­ных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема погла­живания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомога­тельного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуж­дающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее дви­жение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продоль­ном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание.Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процес­сы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладо­ни или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью со­гнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевид­ном направлениях.

3. Разминание.Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При размина­нии в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их со­кратительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недоста­точности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осу­ществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются квер­ху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание.Вибрация изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие.Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

 

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, по­колачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

 

ГИМНАСТИКА

 

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воз­действия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения совершаются ребен­ком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполня­ются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить дви­жение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, од­нако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движе­ние, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение уп­ражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения сле­дует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплиту­ду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестети­ческие ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществ­ления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как пра­вило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнасти­ки является выработка полноценных движений. Формируются такие каче­ства движения, как полнота объема движения, его точность, интенсив­ность выполнения, дифференцированное включение в движение опреде­ленных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечево­го пояса, мимических и артикуляционных мышц. Активная артикуляцион­ная гимнастика широко представлена в логопедической литературе, по­этому в данном пособии приводятся лишь некоторые упражнения, кото­рые используются в сочетании с массажем.

 

Глава 5

cyberpedia.su

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА - 3 Июня 2013

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 — 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1.     медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2.      стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса

мышц артикуляционного аппарата),

3.      гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях

гигиены прополоскать раствором рот),

4.      стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться

при проведении массажа в полости рта),

5.      нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6.      защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детским маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1.       Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат

свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская

подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.

2.      Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.

3.       Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пункте 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверхности.

logopeddoma.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или рас­слабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологи­чески активных точек (БАТ), массаж с применением специальных при­способлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

 

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое сомати­ческое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктиви­ты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, сто­матиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, на­личие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение не­вропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хоро­шо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух — трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10—20 процедур. Эти циклы можно повторять с пере­рывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность про­цедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родите­лям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ре­бенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излиш­не расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, явля­ется решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

 

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот),

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта),

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут ис­пользоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попада­ния капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с ко­ротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детс­ким маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц по­лости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

 

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента (рис. 18).

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента (рис. 19).

3. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пунк­те 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь ле­вой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверх­ности (рис. 20).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

 

1. Поглаживание.Это обязательный прием, с которого начинается каж­дая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каж­дый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположен­ных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема погла­живания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомога­тельного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуж­дающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее дви­жение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продоль­ном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание.Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процес­сы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладо­ни или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью со­гнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевид­ном направлениях.

3. Разминание.Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При размина­нии в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их со­кратительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недоста­точности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осу­ществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются квер­ху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание.Вибрация изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие.Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

 

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, по­колачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

 

ГИМНАСТИКА

 

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воз­действия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения совершаются ребен­ком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполня­ются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить дви­жение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, од­нако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движе­ние, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение уп­ражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения сле­дует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплиту­ду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестети­ческие ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществ­ления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как пра­вило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнасти­ки является выработка полноценных движений. Формируются такие каче­ства движения, как полнота объема движения, его точность, интенсив­ность выполнения, дифференцированное включение в движение опреде­ленных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечево­го пояса, мимических и артикуляционных мышц. Активная артикуляцион­ная гимнастика широко представлена в логопедической литературе, по­этому в данном пособии приводятся лишь некоторые упражнения, кото­рые используются в сочетании с массажем.

 

Глава 5

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также