Аюрведическое лечение: ПАНЧАКАРМА. Панчакарма массаж


Лечение в Индии, Аюрведа и Панчакарма

Здравствуйте, уважаемые читатели. Рад снова пообщаться с вами на страницах своего блога. Пишу с небольшим, а вернее с большим опозданием новую статью. Но так или иначе, в этом году прошел  мой очередной курс Панчакармы, который я регулярно прохожу последние несколько лет. Об анонсе этой поездки я писал тут

Методика Панчакармы мне уже была знакома, о своем опыте я писал в предыдущих постах в разделе Панчакарма, можете ознакомится по ссылкам ниже

В этот раз проходил лечение в небольшой семейной клинике, в штате Карнатака, недалеко от Гокарны.

Что могу сказать? Результат я в принципе получил, потому что Панчакарма, если это традиционная Аюрведа а не спа отель,  почти в каждой клинике проходит одинаково, за исключением некоторых нюансов.

В моем курсе были знакомые мне процедуры:

  • Снехапана ( питье топленого масла Гхи)
  • Виречхана ( слабительные процедуры после принятия масла)
  • Бхасти ( Клизмы)
  • Широдхара ( капание масла на лоб)
  • Коти дхара ( капание теплого масла на спину)
  • Абхьянга ( масляный массаж в 4 руки с последующим пропариванием в паровой бочке)
  • Патра потли ( массаж травяными мешочками)
  • Насьям ( процедура по извлечению слизи из гайморовых пазух) Закапывания специального масла в нос, массаж лица и вдыхание дыма специальных специй.

Вот такие незамысловатые процедуры я прошел в этом году.

Конечно в каждой клинике присутствует свой колорит, поэтому одни клиники пользуются большим спросом, другие меньшим.

Еще, как это не прискорбно, индийский менеджмент и сервис хромает, почти в каждой клинике. Клиники которые более бюджетные, вообще не заморачиваются по поводу сервиса, красоты и комфорта. Такая уж она Индия.

Индию можно любить такой какая она есть, находить в ней разные грани, но вместе с тем, нужно принять ее раздолбайство, грязь и отсутствие сервиса.

Конечно, есть и такие места, где сервис на высоте, но ценник в таких клиниках достаточно высокий. Мы находимся в постоянном поиске новых интересных мест, где могут предложить и хороший сервис и качественное лечение и комфортное проживание за умеренные деньги. В этом году планируем значительно расширить количество предложений на нашем сайте и в скором времени отправляемся в командировку. Будем осматривать новые клиники, тестировать процедуры, делать фотки и т.д .

Во время курса, в некоторые дни, с нашей небольшой группой мы выезжали на экскурсии. Мы посетили несколько интересных мест, те кто подписан на мой инстаграм, наверняка видели фотографии наших поездок.

Постараюсь чуть позже описать отдельными статьями эти места.

Мурудешвара

Мы посетили знаменитый храм Шивы — Мурудешвара

Мурудещвара, храм Шивы

Водопады — Джог Фолс

Съездили на водопады Джог Фолс. По пути сделали несколько фото с красивыми видами.

Гокарна

Побывали в древнем, духовном городке Гокарна

На фото позади нас, раскинулся знаменитый пляж — Кудли бич.

Маджор Форт

Заехали в средневековый форт из красного песчаника — Маджор Форт

Скалы Яна

И больше всего мне запомнилась поездка в горы к скалам ЯНА, очень интересное место. В скалах располагается, древний храм Шивы и сами скалы тоже, выглядят достаточно интересно и необычно. Внутри скал находится пещера, по которой мы тоже прошлись)

По дороге к скалам увидели вот такую табличку)) Очень надеялись не встретить на своем пути леопардов)

 

Ну вот такие, небольшие приключения у нас были в этом году в Индии. Если вы желаете пройти курс Панчакармы в Индии, пишите мне или обращайтесь в компанию  Панчакарма клуб

Панчакарма клуб всегда вам расскажет о  самых актуальных предложениях по лечению в Индии.

До скорых встреч, с уважением Руслан Цвиркун.

veda108.ru

Панчакарма в домашних условиях. Программа очищения организма от токсинов и восстановления здоровья. Аюрведическая медицина

Чтобы организм оставался здоровым, присутствовала бодрость и хорошее настроение нужно время от времени проводить очищение. Пачакарма в домашних условиях является одной из лучших методик очищения. Она основана на догмах аюрведической медицины. Улучшает состояние здоровья, помогает человеку ощутить силу и энергию.

Что такое панчакарма?

Панчакарма представляет собой древнюю методику аюрведического омоложения, направленную на избавление от стрессов и дефектов физиологии. Она расслабляет разум и тело, очищает от шлаков и токсинов. Восстанавливает работу иммунной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистого и лимфатического аппарата. Позволяет проявить дополнительную заботу о своем теле и задуматься о жизни.

«Панча» переводится как «пять», а «карма» указывает на «деятельность», что подразумевает пять направлений лечения. Она является составляющей аюрведической медицины, уравновешивает биоэнергии.

Согласно аюрведе, человек рождается с идеальным генетическим строением, которое называется «пракрити». Неправильный образ жизни, работа, отнимающая много времени, стрессы и другие факторы вызывают дисбаланс биоэнергий и приводят к возникновению различных заболеваний.

Панчакарма пробуждает способность организма выводить токсины. Некоторые из них убирают из организма большим количеством воды, так как эти вещества полностью растворяются в жидкости и выходят через почки и кожу. Есть токсины, которые удалить можно только маслосодержащими жидкостями и выходят они через желудочно-кишечный тракт и кожу. Именно для этой цели панчакарма в домашних условиях предлагает воспользоваться маслами для разного типа организма. Это, согласно аюрведической системе, приводит разум и тело к равновесию, омолаживает организм и насыщает его питательными веществами.

Этапы лечебного очищения

Панчакарма в домашних условиях проходит в три стадии, это:

  • подготовительный этап - пурвакарма;
  • терапевтическая стадия - пасчат-карма;
  • поддерживающие процедуры.

Продолжительность очищения в домашних условиях - 10-14 дней, под наблюдением специалиста оно длится 21 день.

Первый этап

панчакарма в домашних условиях

Панчакарма в домашних условиях начинается с внутреннего промасливания. Длится этот этап три дня. На протяжении этих дней натощак употребляют по 50 г жидкого подогретого гхи (это топленное сливочное масло), запивают его горячей водой. Согласно типу конституции в гхи добавляют другие вещества:

  • вата - немного соли;
  • питта – принимают масло без добавок;
  • капха – смесь, состоящую из имбиря, черного и красного перцев.

После приема топленого масла есть можно через 30 минут. Это связано с тем, что до поступления пищи в организм гхи должно усвоиться в желуде и кишечнике. Если трудно сразу выпить 50 г топленого масла, то можно гхи принимать по две столовые ложки за пятнадцать минут до трапезы.

Согласно аюрведе, гхи помогает осуществить внутреннее промасливание, что способствует выводу амы (токсины и шлаки) в желудочно-кишечный тракт.

При повышенном показателе триглицеридов, высоком уровне холестерина или сахара гхи заменяют на льняное масло. Данный продукт содержит жирные кислоты и помогает снизить холестерин. Его нужно употреблять на протяжении трех дней по две ложки, за пятнадцать минут до приема пищи на завтрак, обед и ужин.

Аюрведическая медицина рекомендует проводить процедуру очищения на растущей луне. Ведь именно луна воздействует на все процессы, происходящие в организме.

Для приготовления гхи берут сливочное масло хорошего качества (82,5%) и топят его. Затем убирают белую пену и осадок.

Второй этап

аюрведическая медицина

После проведения внутреннего промасливания следует переходить к внешнему. Можно не ждать, когда закончится внутреннее промасливание, а одновременно с ним начинать делать внешнее.

Для этих целей подбирают масло для массажа. Какое лучше выбрать? Данный продукт используют, опираясь на тип конституции тела. Для вата-личности подойдет кунжутное, для пита – подсолнечное, а для капха - кукурузное или горчичное.

Если человек имеет смешанный тип личности, то масла смешивают между собой. Если в одной из дош нарушен дисбаланс, то масла для неё следует брать больше. На протяжении недели, желательно в вечернее время, спустя два часа после еды, на тело наносят около 200-250 подогретого масленого нерафинированного продукта. Масло для массажа (какое лучше выбрать, посоветуют специалисты по аюрведе) втирают около 15-20 минут. Наносят его в направлении от головы к пальцам ног.

В помещении, где делается самомассаж, должно быть тепло. Тело после обработки маслом не должно остывать. После втирания масла в кожу следует принять душ или ванну с горячей водой, без моющего средства. Если на поверхности кожи осталось немного масла, то его не следует убирать. Оно нужно для эффективного промасливания и должно впитаться глубоко в дерму.

На протяжении семи дней (именно столько длится внешнее промасливание) и спустя два часа после вечернего приема пищи нужно принимать по две чайные ложки трифала чурны. Этот аюрведический препарат можно приобрести в эзотерических интернет-магазинах.

Дозировка трифала чурны подбирается самостоятельно. Стул после приема препарата выглядит размягченным или немного жидковатым. Фекалии не должны быть совсем жидкими. Если утром желания сходить «по-большому» нет, то после употребления завтрака пьют ещё одну порцию трифала чурны. Предварительно средство заливают стаканом кипятка, все хорошо перемешивают и выпивают, не пренебрегая осадком. Трифала чурна – это щадящий слабительный продукт. Он тонизирует организм и стимулирует деятельность внутренних органов.

Третий этап

оздоровление организма

Аюрведическая медицина третий этап панчакармы отводит очистительным клизмам. Их делают три последних дня вместе с внешними промасливаниями, после принятия душа или ванны.

Для клизмы берут аюрведический сбор, именуемый дашмулой. Одну ложку растительной смеси заливают полулитром кипятка и подвергают процессу кипячения в течение пяти минут. Отвар остужают до 36 - 37 ºС, процеживают и применяют для клизмы.

При вата – конституции отвар дашмулы смешивают с кунжутным теплым маслом (150 мл). Вместо дашмулы можно использовать состав из фенхеля, аира и имбиря, взятых в одинаковом количестве. Отвар должен находиться в кишечной среде как можно дольше, желательно не менее двадцати минут. Жидкость может не выходить или не входить в кишечный тракт. Чаще данная картина наблюдается у людей вата-типа, имеющих толстый кишечник, который нередко бывает сухим и обезвоженным.

Питание во время очищения

масло для массажа какое лучше

Ни одно оздоровление организма не обходится без соответствующего питания, панчакарма в домашних условиях - не исключение. Во время выполнения процедур следует придерживаться вегетарианского питания. Есть можно специальное блюдо кичри. Допускается травяной чай с добавлением различных специй и меда. К растениям, которые можно использовать для приготовления чая, относятся базилик, чабрец, корень одуванчика, листья мяты, ромашка лекарственная и корневище лопуха. Из специй в чай добавляют имбирь, черный перец, корицу, гвоздику, кардамон.

С четвертого по девятый день есть следует только кичри. Если внешнее и внутреннее промасливание делать одновременно, то кичри едят с первого по седьмой день.

Голодать на протяжении выполнения панчакармы не рекомендуют, поэтому кичри следует есть столько, чтобы не возникало чувство голода. В первый день после завершения процедур панчакармы едят только кичри с овощами. Со второго дня рекомендуют переходить к диетическому питанию, соответствующему конституции.

Приготовление кичри

панчакарма отзывы

Панчакарма вызывает оздоровление организма. Основным блюдом, которое используется при данной программе, является кичри. Для его приготовления берут рис, предпочтительно басмати. Смешивают его с машем в одинаковом количестве. В блюдо добавляют немного куркурмы, имбиря, кумина, кориандра, а также горчичного семени. Допускается добавление каменной соли. Маш накануне замачивают. Утром воду сливают, заливают чистую и готовят вместе с остальными ингредиентами. Лущенный и желтый маш не замачивают.

Кичри можно готовить как на скороварке, так и в кастрюле. Для приготовления блюда в кастрюлю помещают рис, маш, соль и специи. Все заливают водой и доводят до кипения. Кипятят на протяжении пяти минут, затем огонь уменьшают, а кичри варят ещё 25-30 минут, до тех пор, пока все компоненты блюда не станут мягкими. Подают с двумя столовыми ложами топленого масла.

Кичри может быть жидким и густым. Чем больше воды используют при приготовлении блюда, тем оно получается жиже. Эта пища может иметь любую консистенцию.

Практические советы

что такое панчакарма

Панчакарма (очищение организма) даже в домашних условиях дает хорошие результаты. Для её проведения нужно много сил. В дни проведения указанных процедур лучше находиться дома. Ум и тело должны отдыхать. Не следует в это время подвергать организм чрезмерным физическим и умственным нагрузкам. Если есть возможность, то рабочий график следует сделать менее напряженным. Лучше проводить панчакарму в дни отпуска.

Выход из программы должен быть постепенным. В первые дни организм следует оберегать от перенапряжения, стрессов, переедания и от негативного влияния окружающей среды.

Противопоказания к выполнению процедуры

Восстановление здоровья с применением панчакармы дает хорошие результаты. Но прибегать к данной системе нельзя, если есть проблемы со здоровьем. Ощущается слабость, упадок сил, присутствует истощение организма. Строго запрещено делать панчакарму во время беременности.

С выходом токсинов из организма могут открываться психические зажимы, которые выражаются в старых подавленных эмоциях и переживаниях. Эта часть очищения положительным образом сказывается на человеке. Она позволяет удалить прошлые обиды и психические блоки, вызывающие многие заболевания. В это время следует пить травяной чай с седативным эффектом.

Как часто нужно делать панчакарму?

Процедуры панчакармы дома рекомендуется выполнять два раза в год, в период межсезонья, весной и осенью. Если система очищения проводится в специальном аюрведическом центре, то её повторяют один раз в год.

Панчакарма: отзывы

панчакарма очищение организма

Отзывы об аюрведической системе очищения самые положительные. Люди говорят, что процедура хорошо очищает организм, приводит ум и тело в состояние равновесия. Она избавляет от многих, даже самых застарелых обид и заболеваний, омолаживает. Дарит заряд бодрости и энергии, избавляет от стрессов. Проводить её нужно на растущей луне. Многие после данной методики худеют. К масляным манипуляциям советуют добавлять йогу. Так результаты будут более эффективными.

Люди отмечают и отрицательные моменты в данной системе. Это трудности с употреблением гхи, особенно если процедура проводится в первый раз. После внешнего умасления наступает сильное расслабление. Очистительные травы и клизмы в этой системе являются необходимой, но крайне неприятной процедурой. Есть люди, которые в начале практики чувствовали недомогание, но оно потом проходило.

Тот, кто практиковал панчакарму, уже не могут без неё жить и прибегают к ней регулярно, 1-2 раза в год.

fb.ru

Панчакарма в Керале, Индия. Отзывы о Панчакарме в Керале и проводимых процедурах

Отзыв о Панчакарме в Керале

Апрель 2017 года

День 1 отзыва о Панчакарме в Индии

Приезд в Намами. Размещение. Знакомство с клиникой, сотрудниками. Первый прием у доктора, заполнение медицинской карты. Построение плана лечения. Питта в дисбалансе. Пачака питта создает проблемы в желудке.

Назначены препараты. До завтрака: Gandharvahasthadi kashaym и Dhanwantharam gulika. До обеда: Vaiswanara choornam и Boiled buttermilk. Перед ужином: Indukantham kashayam и Dhanwantharam gulika. Прием вышеуказанных аюрведических препаратов осуществлялся каждый день, за исключением дней сложных процедур.

Массаж Абхьянга. Доктор (BAMS - Бакалавр аюрведической медицины и хирургии) присутствует в начале каждой процедуры, контролирует состояние пациента и правильность выполнения.

День 2

6:00 подъем. 7:00 Занятия асанами - делается разминка с наклонами туловища, вращением рук и ног. Некоторые из выполняемых асан: поза кобры, саранчи, березка, поза плуга. 8:30 завтрак.

11:30 Аюрведический массаж Подикири, делается мешочками с порошком трав. Мешочки периодически подогреваются и опускаются в масло. 13:00 обед. Через 2 часа после обеда массаж Абхьянга. 16:00 Медитация. 19:30 Ужин. 21:00 время ложиться спать.

С сегодняшнего вечера я питаюсь согласно диете составленной доктором Шиной, BNYS - Бакалавр натуропатии и йогических наук.

Массажная комната в Намами

День 3

Асаны. Далее процедуры Панчакармы. Аюрведический массаж Подикири, продолжительность 60 мин. Кативасти, из теста лепят кольцо, приклеивают его на поясницу, в полученный резервуар наливают теплое масло и в течение всей длительности процедуры поддерживают его температуру, продолжительность около 30 минут. Медитация.

День 4

Асаны и медитация. Процедуры Панчакармы - аюрведический массаж Подикири и Кативасти.

День 5

Асаны. Аюрведический массаж Подикири. Кативасти. Медитация.

День 6

Асаны и медитация. Аюрведический массаж Елакири, осуществляется мешочками с листьями. Состав моих мешочков: Ricinus communis, Vilex nigundo, Caloliopis procera, Tamarind, Moringa oleifera, Чеснок, Лимон, Пажитник, Кокос, Куркума.

Процедура для носа и головы Насья. Насья длится около 30 минут. Сначала выполняется массаж лица лежа на спине специальным маслом. Далее вдыхание около 5 минут над ингалятором состава из воды, каменной соли и трав. Вкуривание попеременно через ноздри дыма от аюрведической сигареты около 3 минут. В заключении в положении лежа на спине в каждую ноздрю закапывается по несколько капель. После насьи чувствуется легкость в голове и сухость, процедура хорошо убирает избыточную капху в области носоглотки.

День 7

Прием гхи, специальным образом приготовленного топленого масла с травами 25 мл. Объем принимаемого гхи зависит от общего состояния пациента и от силы его огня пищеварения. Некоторым пациентам объем гхи увеличивают день ото дня, некоторым оставляют на том же уровне. В дни Снеханы (прием гхи) приносят из ресторана термос с имбирным напитком для увеличения пищеварительного огня.

Асаны, пранаяма и медитация. Аюрведический массаж Елакири. Насья.

День 8

Прием гхи 25 мл. Асаны, пранаяма и медитация. Аюрведический массаж Елакири. Насья.

День 9

Прием гхи 25 мл. Асаны, пранаяма и медитация. Аюрведический массаж Елакири. Китайская акупунктура, в энергетические точки тела на небольшую глубину втыкаются специальные иголки, продолжительность 20-30 минут. Процедура панчакармы Насья.

Отзыв о Панчакарме в Керале

День 10

Прием гхи 250 мл. Асаны, пранаяма и медитация. Аюрведический массаж Елакири. Акупунктура. Процедура Насья. Сегодня отменен прием вечерних препаратов перед ночной слабительной процедурой Виречаной. В 10:00 вечера прием слабительного препарата Trivrit lehyam в виде пасты, запивается стаканом теплой воды. Ночью после каждого похода в туалет (у меня их было три) выпивается еще один стакан теплой воды.

День 11

После ночи Виречаны вместо обычного завтрака жидкая рисовая каша на воде Канджи с кокосовым соусом (кокосовая стружка, обжаренный лук, имбирь и листья кари). Освобождение на этот день от занятий йогой. Обед и ужин обычные. После обеда легкий массаж абхьянга 30 минут. В 16:00 зеленый чай.

День 12

Асаны, пранаяма и медитация. Аюрведический массаж Пижичил. Акупунктура. Процедура Широдхара, теплое масло льется на лоб непрерывной струей 45 минут, массажист все время покачивает сосуд с маслом.

День 13

Асаны, пранаяма и медитация. Процедуры Панчакармы - Пижичил, после обеда Матра васти (маслянная клизьма) 100 мл. Клизмы васти используются в панчакарме для гармонизоции вата доши. Вата доша считается главной из дош с той точки зрения, что она передвигает питту и капху. В туалет можно идти по мере наступления первых позывов. Акупунктура. Широдхара.

День 14

Асаны, пранаяма и медитация. Пижичил. После обеда Снеха васти (маслянная клизьма) 200 мл. Акупунктура. Широдхара.

Отзыв о Панчакарме в Индии

День 15

Асаны и пранаяма отменены из-за сложной клизмы Вайтхарана васти 360 мл. В 7:00 утра легкий перекус. Массаж Пижичил.

Вайтхарана васти, после этой процедуры чувствуется сильная слабость. Вайтхарана васти содержит: Milk (молоко) - 240мл, Sahacharadi mezhukupakam - 120 мл, Jaggery - 60 гр, Tamarind - 30 гр, Saindhava salt - 15гр. В древние времена такая васти делалась королям и правителям.

Рисовая каша канджи. После обеда акупунктура. Медитация.

День 16

Асаны, пранаяма и медитация. Пижичил. После обеда Снеха васти (маслянная клизьма) 200 мл. Акупунктура. Широдхара.

День 17

Асаны и пранаяма отменены из-за сложной клизмы Кашая васти 700 мл. В 7:00 утра легкий перекус. Массаж рисовыми мешочками Наваракири. Для приготовления мешочков наваракири используется специальный рис навара 400 грамм, мешочки замачиваются в растворе молока 1,5 литра и Бала кашая 1,5 литра.

Кашая васти, после этой процедуры также чувствуется сильная слабость. Кашая васти содержит: Panchathiktakam kashayam - 600 мл, Madhu (мед) - 120 мл, Lavanam (соль) - 15 гр, Sahacharadi mezhukupakam - 120 мл, Shatakuppa - 40 гр.

Рисовая каша канджи. Обед и ужин по обычной программе. После обеда акупунктура. Медитация.

День 18

Сдача анализа крови на голодный желудок, медсестра приходит прямо к вам в номер, никуда ходить или ездить не нужно. Анализ крови из 31 позиции стоил 2000 рупий. Массаж Наваракири. После обеда Снеха васти (маслянная клизьма) 200 мл. Акупунктура. Медитация.

Намами - река Перияр

День 19

Асаны и пранаяма отменены из-за Кашая васти 360 мл. В 7:00 утра легкий перекус, зеленый чай с тремя печеньями. Массаж рисовыми мешочками Наваракири. Кашая васти. Рисовая каша канджи. Обед и ужин по обычной программе. После обеда медитация.

День 20

Асаны, пранаяма и медитация. Наваракири. После обеда Снеха васти с маслом 200 мл.

День 21 отзыва о Панчакарме в Керале

Наваракири. Асаны, пранаяма и медитация после обеда. Завершающая консультация с докторами. Получение выписки из истории болезни, рекомендуемой диеты. Приобретение медицинских препаратов для продолжения лечения дома. Оформление документов по медицинским препаратам для возможной проверки на таможне. Получение рекомендаций по распорядку дня, рекомендуемым физическим упражнениям, асанам, пранаямам, медитациям.

Выводы. Программа Панчакарма продолжительностью 21 день завершена. Результатом лечения доволен. Некоторые проблемы ушли полностью, некоторые частично. Для закрепления полученных результатов нужно принимать привезенные домой препараты, придерживаться рекомендаций докторов.

ayurvedaland.com

Панчакарма

Изначально панчакарма применялась для профилактики болезней в сезон дождей — с мая по сентябрь. Именно в это время, по мнению аюрведических докторов, тело человека становится более податливым, а кожа способна максимально впитывать целебные масла и отвары трав. В нашем климате мастера аюрведы советуют проходить курс в начале весны, осени или зимы — в зависимости от конституции (доши) пациента.

Индусы используют панчакарму для восстановления сил после болезни. Считается, что после курса пациенты встают на ноги вдвое быстрее. Научное обоснование эффективности индийской системы появилось в 2002 году: ученые из Японии, Англии, США и Индии исследовали показатели крови людей, прошедших очищение по панчакарме. Оказалось, что уровень токсинов в крови испытуемых снизился на 58%. Благодаря маслам и травяным настоям ядовитые вещества, накопившиеся в организме, принимают водорастворимую форму, и это существенно облегчает их выведение из организма.

Схема панчакармы не изменилась с древности. Первые семь дней проводится промасливание тела. Для этого необходимо выпивать натощак топленое сливочное масло гхи. Считается, что это помогает размягчению старых шлаков и защищает слизистые оболочки пищеварительной системы. По окончании промасливания проводятся термопроцедуры: тело распаривается при помощи пара настоя лекарственных трав в индийской сауне.

Затем начинается собственно очищение, состоящее из пяти фаз. Набор процедур и их продолжительность подбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно одной процедуры, в других потребуется весь комплекс.

Этапы панчакармы

Ваман. Сначала принимаются рвотные препараты. Доктора аюрведы считают, что так освобождаются от слизи легкие, гайморовы пазухи и желудок. Для вызывания рвотного рефлекса раздражают корень языка и применяют горькие травяные отвары. Современные медики считают сам процесс рвоты процедурой не слишком полезной — желудочный сок разрушительно действует на слизистую пищевода. Однако доктора аюрведы утверждают, что масло, принятое во время подготовки к очищению, отлично защищает пищевод. К тому же в течение панчакармы пациент придерживается вегетарианской диеты, а за сутки до приема рвотных препаратов разрешается только жидкая рисовая каша на воде, которая смягчает процедуру.

Виречана. Во время этой фазы принимаются аюрведические слабительные (александрийский лист, чернослив, коровье молоко с маслом гхи, касторовое масло), которые очищают кишечник.

Васти. Включает очищение толстого кишечника при помощи двух видов клизм на основе растительных отваров и масел. Масляная клизма делается после приема пищи, а клизма из отвара — натощак. Считается, что эти процедуры «омолаживают» толстую кишку и оздоровляют тело, поскольку целебные вещества всасываются из кишечника в кровь.

Настья. Введение лекарств через нос. По мнению докторов аюрведы, эта процедура очищает область головы и способствует лечению заболеваний ушей, носа и горла, а также улучшению умственной деятельности.

Ракта-мокша. Это процедура кровопускания, которая сейчас назначается крайне редко. Она предназначена для очистки кожи от токсинов. С помощью медицинской иглы врач прокалывает вену и выпускает кровь — не более 300 мл. Небольшие кровопотери стимулируют кроветворение. Однако у ракты-мокши есть много противопоказаний, среди которых анемия, отеки, обезвоживание, склонность к гипотонии.

Весь комплекс занимает от двух недель до месяца. На это время врачи советуют взять отпуск. Да и после очищения возвращаться в привычный ритм жизни следует постепенно. По окончании пациенту подбирается специальная диета, согласно его здоровью и конституции (доше). Врач также дает общие рекомендации по сочетаемости продуктов и по времени их употребления.

Правильно проведенная панчакарма должна вызвать ощущение легкости в теле и ясность мыслей. Если вместо этого появляется усталость и быстрая утомляемость, значит, врач допустил ошибку или пациент пренебрег какой-то рекомендацией.

massage-kosmetologiya.ru

Панчакарма: из писем подруге

Предыстория вопроса

Если на йогу я пришла в надежде научиться лучше владеть своим телом и хотя бы задним числом реабилитироваться после старых травм, то к аюверде обратилась почти случайно, после лекции по аювердическому лечению и питанию в центре «Керала». Всё в основных положениях показалось мне простым, понятным и логичным: и всеобщая взаимосвязь всего со всем, и деление на разные типы людей и, соответственно, разное питание и режимы дня, причем особенно по душе пришлось то, что питаться нужно два-три раза в день, а не сто сорок семь раз, как говорят модные диеты, и что при приеме пищи должны присутствовать все шесть вкусов – острый, соленый, сладкий, горький, вяжущий, кислый.

После лекции я пошла к доктору аюверды, чтобы получить рекомендации по диете для снижения веса килограмм этак на 10-12. Врач предложил пройти панчакарму – полное очищение тела. И обещал потерю минимум 7 кг, что звучало реально: мне одна женщина рассказывала, что после курса очищения в центре «Прасковья» похудела на 7 кг. В общем, я решила не откладывать в долгий ящик и пройти эту самую панчакарму немедленно.

Первый этап

По-обывательски, я бы разделила панчакарму на три этапа: первые два – очищение тела – и последний – очищение головы. Между первым и вторым этапом – перерыв не меньше недели. К третьему этапу можно приступать, как я поняла, в любое время после первых двух.Краткое содержание первого этапа из восьми дней: утром в течение пяти дней (для некоторых – трех) пьют масло гхи, потом два дня массаж тела в четыре руки, после которого пропаривание в бочке, на восьмой день принимают слабительное.

Масло, как его пьют и что при этом ощущают

Масло гхи – топленое масло, возможно, с добавлением разных трав, на вид и запах – обыкновенная зеленая маслянистая жидкость без особого запаха и вкуса. Масло пьётся теплым и натощак, желательно с 8.00 до 10.00. Первые три дня мне масло на дом привозила медсестра, а последние два я ездила пить его в центр.

С первого дня мне предлагали не смотреть в чашку и заткнуть нос ватой, чтобы не видеть и не чувствовать запах масла. Но я просто закрывала нос пальцами и старалась не смотреть. Особого отвращения к нему у меня не было.

С каждым днем дозу масла увеличивали. На третий день дали заметно больше масла, и тогда же мне показалось, что оно горчит, а после появилась отрыжка. В первые два дня таких ощущений не было. На четвертый день масла дали еще больше, а на пятый – самую большую дозу – целую чашку сильно разогретого масла, чтобы легче пилось. Между глотками можно занюхать лимоном и выпить глоток теплой воды.

Спать днем, заниматься физической активностью и мыть голову нельзя: из-за слабости организм подвержен травматизму и простудам. Особенно сложно не спать, поскольку первое время человек обессилен и вынужденно бездельничает. На третий день после бессонной ночи я сразу после приема масла завалилась спать и проснулась с невероятно тяжелой головой. Похоже, что при приеме масла днем действительно нельзя спать.

С начала очищения в туалет по-большому совсем не хотелось. В последний день приема масла я сказала об этом врачу, который перед приемом масла назначил масляную клизму и успокоил, что это нормально: ведь состав и объем пищи резко поменялся. Клизма была с тем же маслом гхи. Сказали, что подействует либо через 15 минут, либо через несколько часов. Поскольку через 15 минут мне так ничего и не хотелось, я со спокойной душой выпила свою чашку масла и поехала домой. А клизма подействовала часов через шесть: это масло из меня просто полилось и в несколько заходов примерно в течение суток из меня вышло все накопившееся за несколько дней. В животе стало полегче, а на душе – повеселее.

Еда и самочувствие в дни приема масла

Завтракать во время приема масла нельзя, на обед можно съесть несоленый рис, сваренный на воде, а на ужин – чай и вареные овощи. Первые два дня я ела тушеные в воде кабачки с луком без соли и специй, на третий – тушеную в воде морковь с луком и яблоком, хотя фрукты вообще-то нельзя, на четвертый, кажется, тоже морковь или даже вообще ничего, на пятый - отварную свеклу. К сожалению, я не умею вкусно готовить вареные овощи и уже через три дня таких ужинов я была готова ограничиться только чаем, чтобы не есть эти самые овощи, которые к этому времени успели мне изрядно надоесть.

Слабость была только поначалу, а со второго дня к вечеру начал наблюдаться подъем работоспособности, как будто высвобождалось огромное количество энергии, обычно затрачиваемое на переваривание пищи. А потом организм адаптировался и, начиная с обеда, после чашки риса начинался невероятный прилив энергии.

И хотя в дни приема масла физической активностью заниматься нельзя, начиная с четвертого дня я скакала, как сайгак: с самого утра сил было так много, что хватило и на уборку дома, и на разъезды по Москве. Единственно, когда чувствовалось легкая слабость – при подъеме по лестнице с первого на второй этаж. Когда я сказала доктору, что чувствую себя нормально, он сказал, что если бы я занималась физическим трудом эти дни, то мне было бы плохо. Такое, мол, действие масла.

Массаж-сома и пропаривание

На шестой день начинается массаж и пропаривание, но самое главное – можно завтракать кашей и обедать овощным супом и вареными овощами, но ужинать – по-прежнему вареными овощами. В этот день я еле-еле дождалась утра, чтобы поесть геркулесовой каши (вместо рекомендуемой гречневой, просто геркулесовая была уже готова). На фоне общей голодовки каша на воде, без соли, без сахара и без масла доставила мне огромное удовольствие. А впрочем, я всегда любила каши без соли и сахара.

Поскольку я сказала, что мне безразличен пол массажистов, мне дали мужскую бригаду. Перед массажем один из массажистов вымыл мне ноги, а второй смазал маслом темечко и сделал легкий массаж головы и шеи. Затем меня пересадили на массажный стол и уже вдвоем в четыре руки сначала нажали на щиколотки, а потом, обильно поливая маслом, начали массировать пятки, колени, плечи. В середине массажа основной массажист (тот, который массировал голову) некоторое время в одиночку массировал мне спину и шею, а потом лицо.

Во время массажа меня несколько раз просили поменять позу: то сесть, то лечь, поэтому сам массаж получился недолгим и неутомительным. (Актуально для людей с проблемами с позвоночником: при долгом лежании болит спина и позвоночник «проваливается»).

Потом повели пропариваться: положили в деревянную трубу наподобие капсулы в солярии, но только голова остается снаружи. Включили сильный пар с добавлением разных аювердических трав. Меня даже обжигало и я попросила снизить температуру. Долго не парили, потому что доктор сказал, чтобы долго в этой бочке не держали по причине начавшихся месячных. Сколько конкретно времени я там была – не помню.

Потом я сходила в душ, помылась и наконец-то впервые за шесть дней вымыла голову, вышла – попила чаю и сходила в аювердическое кафе в самом же центре. Доктор отметил блюда, которые мне можно – томатный суп и плов из риса и овощей. Их я и съела, а одно взяла с собой на вечер, чтобы не давиться собственной стряпней. Особенно мне понравился томатный суп – как испанский гаспачо, но только горячий. В меню я вычитала, что плов готовится на масле гхи, и это привело меня поначалу в ужас: масло гхи к этому времени успело мне изрядно поднадоесть. Но голод пересилил, тем более, все было довольно вкусно, вот только корица, гвоздика и кориандр в плове были непривычны, но и непротивны. Десерты мне не разрешили: сладкое нельзя. Но я была безумно рада любой съедобной пище.

На следующий день был такой же массаж с пропариванием. А через день – на восьмой день очищения – я натощак принимала слабительное дома, которое действует в два этапа: сначала через час после приема, а потом еще раз – ближе к вечеру, часов в пять.

Выводы после первого этапа

1. Самочувствие хорошее. Сил за время очищения – фактически голодовки – не только не убавилось, но даже заметно прибавилось. Особый прилив энергии наблюдался к вечеру.

2. Обновились и обострились вкусовые ощущения. Ни мяса, ни мучного, ни картошки с капустой (которые в список вареных овощей не были включены) не хочется. Консервов, майонеза и других искусственных вещей не хочется тем более. Чувствуется питательная ценность продуктов.

Возненавидела овощи, которые готовила сама, хотя еда в кафе аювердического центра мне казалось очень вкусной. Когда я зашла в это кафе через полторы недели, та же самая еда мне такой вкусной уже не показалась: я уже не голодала.

3. Ощущения сопоставимы с ощущениями во время Великого поста. Зародилось легкое подозрение, что для достижения такого эффекта не обязательно пить масло гхи, а достаточно попоститься и поесть здоровую пищу.

4. Кожа стала заметно глаже, бугорки целюлита на животе разгладились. Было такое ощущение, что изменилась сама структура кожи. Хотя в объемах я ничего не потеряла (по окончанию первого этапа я себя обмерила), зрительно живот заметно уменьшился. С выводами решила не спешить, поскольку бытует мнение, что организм перестраивается в течение двух недель.

Второй этап – Васти – и что ему предшествовало

Между первым и вторым этапами я придерживалась вегетарианской пищи, правда, в своем понимании, т.е. не ела мяса и рыбы, но позволяла себе иногда молочное и яйца. Позже я узнала, что между первым и вторым этапами очищения на завтрак нужно было есть рис или кашу, а на обед – либо фрукты, либо вареные овощи. Овощи всегда вареные. И никакого мучного. Пить можно только воду и зеленый чай. Изначально я этого не знала и возможно поэтому «наела свои килограммы» обратно: через две недели после первого этапа весы показали, что я сбросила всего 1,4 кг.

Васти представляет собой восемь дней масляных и водяных клизм и массажей. Приступать к нему можно уже через неделю после первого этапа. Я решила пройти его через две недели. В первый, второй, четвертый, шестой и восьмой дни мне сначала делали общий массаж-сома, затем я шла в душ, потом ела специально приготовленный рис и пила чай, после чего за мной приходила массажистка-медсестра, чтобы сделать маленькую – размером с большой шприц – масляную клизму. На третий, пятый и седьмой дни медсестра сама делала массаж головы, шеи и живота и ставила большую – размером с грелку – водяную клизму. После клизмы – душ и тот же рис и чай.

Рис, который давали каждый день во время второго этапа очищения, заслуживает отдельного упоминания. Это замечательное блюдо, в которое, кроме зеленоватого масла гхи, добавляют куркуму, гвоздику, орехи кешью, изюм, морковь и, возможно, что-то еще, что делает его удивительно ароматным и вкусным.

Маленькие клизмы

В дни маленьких клизм общий массаж мне делала всё та же «бригада» парней, хотя в классической аюрведе женщину полагается массировать женщинам. Но мне было неудобно обижать массажистов и я решила не менять бригаду, хотя и чувствовала себя немного неловко: все-таки как-то неудобно быть фактически голой (не считая символической набедренной повязки) в присутствии мужчин.

Массаж живота непосредственно перед клизмой (маленькой или большой), как и саму клизму, делала женщина-медсестра. Перед маленькой клизмой медсестра недолго массировала мне живот, потом делала клизму и переворачивала меня на спину, опять массировала живот и просила меня три раза прижать колени к животу.

Единственный неприятный момент с маленькими клизмами заключался в том, что масло выливалось сначала, как ему и положено, через 15 минут в туалете, а потом – понемногу в течение всего дня уже там, где придется. И маленькие прокладки не спасали. Причем на четвертый, шестой и восьмой день содержимое маленькой клизмы выливалось все позже и все непредсказуемей. Если в первый день после маленькой клизмы содержимое клизмы вылилось уже через 10-15 минут, то на четвертый день – через несколько часов. Интересно, что произошло это сразу после того, как я положила в рот пирожок. Было такое ощущение, что пирожок «выдавил» из меня остатки масла: ливануло так, что никакие прокладки не спасли и вся одежда, включая нижнее белье и спортивные штаны, оказалась насквозь пропитана этим самым маслом. А остатки содержимого последней маленькой клизмы вышли хоть и не так драматично, но только на следующий день.

Большие клизмы

Перед большой клизмой массаж-сома не делают, но медсестра-массажист все равно мыла мне ноги, мазала маслом темечко и массировала голову (по аюверде так положено делать каждое утро: мазать маслом темечко и пятки). Потом подолгу массировала мне маслом живот, похлопывала и прикладывала к животу горячее полотенце и то же самое делала сзади в области крестца. Потом переворачивала меня на левый бок и делала клизму. Во время большой клизмы врач медсестра иногда поглаживала меня по часовой стрелке сзади в области крестца, а врач советовал дышать часто и через рот. Так называемое «собачье дыхание». (Сразу вспомнилось, что во время схваток дышать советуют точно также). После клизмы меня просили перевернуться на спину и полежать на спине некоторое время (с каждым разом этот промежуток времени увеличивался) и только потом идти в туалет. После душ и тот же рис с чаем: желудок не должен пустовать.

В каком-то смысле большие клизмы «удобнее», чем маленькие: после них ничего не подтекает, все выливается в течение 15-30 минут, пока сидишь на унитазе, в худшем случае – еще и в душе после процедуры. И вообще апогей второго этапа случился со мной как раз в день первой большой клизмы. Накануне днем у меня был массаж-сома и маленькая клизма и за два первых дня таких несложных процедур я успела расслабиться, поэтому совершенно не задумываясь ни о чем, съела вечером в ресторане достаточно большое количество вегетарианской пищи, чтобы на следующее утро испытать настоящую агонию во время и после большой клизмы. Сидя на унитазе, я клялась вообще больше не есть никогда и нигде. Ту же клятву я повторила и в душе, где у меня схватил живот и совершенно неожиданно начали выходить кусочки тех самых вегетарианских блюд.

Негативный опыт первой большой клизмы не прошел даром: накануне двух других больших клизм я прекращала есть уже с полудня. И последующие клизмы проходили все легче и легче: я уже могла свободно перевернуться на спину после клизмы и даже полежать так какое-то время.

Выводы после второго этапа

1. Мне по-прежнему не хотелось ни мясного, ни мучного, ни картошки. Но такие же ощущения у меня были и во время Великого поста, когда только иногда хотелось творога и яиц. Пришло понимание того, что когда скудно и правильно питаешься – чувствуешь прилив сил. Особенно ясно стало то, что для поддержания жизнедеятельности много пищи не нужно и что в привычной жизни наш организм тратит слишком много драгоценных ресурсов на ее переваривание.

В одной из книг по аюверде я вычитала, что аскеза повышает иммунитет. И это похоже на правду.

2. Появилась сильная реакция на «несаттвическую» (т.е. «нездоровую») пищу – переваренную, пережаренную, несвежую и любую трудную для переваривания еду.

Как-то раз вечером я наелась шоколада и весь вечер и следующее утро чувствовала себя как после сильной алкогольной интоксикации. А другой раз в японском ресторане взяла жареную вермишель с грибами и овощами, вызвавшую мгновенную реакцию в моем организме: в животе сразу же начало страшно урчать. А поскольку это был последний день второго этапа, то у меня не только урчало в животе, но еще и выливалось масло. Создалось впечатление, что литься из меня начинает по мере попадания пищи в рот: сколько положили – столько и вышло. Вот такой закон Архимеда в условиях панчакармы.

Результаты двух этапов и «жизнь после»

После второго этапа я не ходила к доктору: во-первых, не было времени, поскольку это был самый конец года, во-вторых, я обиделась. А дело было так: после очередного семинара в центре я разговорилась с девушкой (по виду – именно девушкой) примерно моих лет (то бишь от тридцати до сорока пяти), которая как раз заканчивала последнюю процедуру панчакармы – капли в нос. И она сказала, что прошла всю панчакарму за месяц (начала, как и я, с началом Рождественского поста) и похудела на 9-10 кг: на 4,5 кг после первого этапа, а затем еще на 5 кг. Оказывается, все это время, включая перерыв между этапами надо было придерживаться строгой диеты: на завтрак – рис или кашу, на обед – фрукты или вареные овощи, на ужин – вареные овощи. В промежутках можно было пить только зеленый чай и воду, а сырые овощи нельзя было есть ни при каких обстоятельствах, то же относилось к хлебу и вообще любому мучному и картошке.

Тут-то до меня дошло, почему я вернула обратно почти все килограммы, сброшенные в первую неделю: строгой диеты и расписания приема пищи я не соблюдала. Но меня никто об этом и не предупреждал: мне сказали продолжать питаться по-вегетариански, а в моем понимании – это есть по мере необходимости все, за исключением мяса и, может быть, рыбы. От досады я начала жалеть о потраченном времени и выкинутых деньгах и решила, что третий этап – капли в нос – мне ну совсем не нужен.

Обиду эту смертную мне удалось преодолеть лишь через неделю, когда я встречала в аэропорту ту самую подругу, которой регулярно писала подробные отчеты по панчакарме. При виде меня глаза у нее округлились, как у Гамлета при виде призрака своего отца. Первый ее комментарий был «Ты так помолодела». Второй (поскольку я ей уже писала о «смертной» обиде и о своем решении не проходить третий этап – капли в нос) – «Я прошу тебя прокапать эти капли». Тут я сообразила, что, видимо, выгляжу как-то по-другому, поскольку последний раз она меня видела не так-то уж и давно – всего три месяца назад. Потом припомнились комментарии моей сестры по поводу моей кожи, о её сиянии, о том, что ушли обычные для этого времени года проблемы кожи с сухостью и раздражением.

Обида на врача прошла: я связала все эти эффекты с питием масла и его вливанием в мой организм. На лекции по аюверде врач говорил, что масло – единственное вещество, которое проникает через клеточную мембрану в саму клетку. И что масло прекрасно связывает и выводит токсины из организма. Совсем же успокоилась я после того, как неожиданно легко влезла в узкие джинсы и решила обмерить себя. Выяснилось, что бедра стали меньше на 4-5 см. Но талия – ни на миллиметр. Ну хотя бы бедра.

Окончания второго этапа панчакармы «удачно» совпал с новогодними каникулами и отдыхом за рубежом. Особенно тяжело переживался прием пищи в ресторанах. Сразу почувствовалось, насколько тяжело организму дается переработка всех этих вкусностей: после еды прилива сил не происходило, даже наоборот – наблюдался один сплошной упадок. Хотелось спать, а организму не хватало стандартных трех-четырех часов на переработку пищи. Даже через пять-шесть часов я не успевала проголодаться, что означало только одно: организм был все еще занят переработкой того, что в него накануне забросили. Я уже не говорю об отрыжке и ужасном метеоризме после употребления некоторых особо концентрированных продуктов. Так что к концу отдыха я снова перестала есть мясо, рыбу и блюда с приправами (в них, как мне показалось, самая отрава). О той легкости, которую я испытывала в первую неделю панчакармы, оставалось только мечтать. Справедливости ради стоит вспомнить о том, что во время скудного питания я тоже мечтала: то о яблочке, то о стакане сока.

Новые выводы после двух этапов и случаев нарушений режима:

1. Панчакарма имеет на тело долгоиграющий и как бы «изнутри идущий» эффект. Объемы тела уменьшаются даже тогда, когда уже не голодаешь. Заметно улучшается состояние кожи.

2. Есть я стала, как и советует аюверда, когда хочется – раза два-три в день. Изменились вкусовые ощущения. Многое из того, что любила раньше, теперь кажется слишком переваренным или пережаренным. После многих блюд, особенно в ресторанах быстрого питания, возникает чувство тяжести, но не сытости, даже несмотря на большие порции.

3. Больше всего мне сейчас нравятся овощные супчики, желательно протертые. Инстинктивно стала придерживаться основных принципов раздельного питания, а в ресторане стала заказывать только одно блюдо (либо первое, либо десерт).

4. Пришло понимание того, что панчакарма дает только шанс все начать с начала, но не творит чудеса с фигурой – все придется делать самой. Захотелось позаниматься физкультурой, чтобы подтянуть «бедный» живот, который не смог так удачно похудеть, как бедра. Возникло желание посетить косметолога, чтобы поддержать волшебный эффект панчакармы на кожу.

5. Появился интерес и к другим системам очищения. В первую очередь – к православным постам, к отказу от мяса по средам и пятницам между ними. Захотелось прочитать что-нибудь научно-популярное по аюверде в общем и панчакарме в частности, чтобы понять, как же все-таки это работает.

Третий этап – Насья

После праздников я все-таки решила пройти процедуру очищения головы – насью, когда в течение трех дней в нос закапывают масло, которое надо отхаркнуть, не глотая. Я зашла к доктору, рассказала «про эффекты», попросила (и получила) рекомендации по диете конкретно для меня. Врач дал мне общий список продуктов, из которого были вычеркнуты нежелательные для меня, и сказал, что список можно корректировать по ощущениям. Еще прописал принимать два аювердических лекарства – жидкость и порошок – принимать два раза в день в течение двух недель. Видимо, для поднятия иммунитета.

Насью делают два массажиста (или массажистки). Один из них смазывает маслом темечко и делает легкий массаж головы и шеи, затем пациенту паром распаривают лицо. В первый день к моему лицу еще и прикладывали теплое полотенце. Затем массируют лицо, особенно лоб и носогубную часть. Перед тем, как начать капать в нос, пациента просят дышать ртом и не проглатывать закапываемое масло. Во время закапывания в первый день второй массажист, обильно поливая маслом, массировал мне по часовой стрелке пятки и ладони.

После закапывания нужно было сильно и резко вдохнуть масло, как бы «всосать его в мозги», потом полежать, пока массажист массировал лицо, а потом, не глотая, постараться его отхаркнуть. Также сильно и резко, чтобы омывшее лоб масло вышло. И так раза два: закапывают, массируют лицо, отхаркиваешь несколько раз.

После процедуры зажигали какую-то тряпицу и давали вдохнуть этой гари одной и другой ноздрей. Затем я шла в отдельную комнату, где нужно было полежать какое-то время. Голову нельзя мыть почти в течение суток, фактически – до следующей процедуры закапывания.

Поскольку мне все три дня процедуру делали разные массажисты, не могу не отметить, что процедура проходит легче, если знаешь и доверяешь массажисту. Или он тебе хотя бы внушает доверие. В один день из трех была замена массажиста. Как только я увидела заменяющего – а видела я его в первый раз – у меня появилось желание развернуться и уйти. Инстинктивное желание я подавила и очень сильно об этом пожалела во время процедуры. Массажист оказался с грубыми и нечувствительными руками. По-крайней мере, для меня.

Эффект от процедуры и выводы после третьего этапа

Не знаю, связано ли это было с очищением или с чем-либо другим, но на следующий день после первой процедуры капель, закрыв глаза во время расслабления после асаны, я четко увидела ярко-синий флюроисцентный профиль в горящем треугольнике. Йог-инструктор сказал, что это очень хороший знак: энергия поднимается выше по чакрам. А на следующий день после второй процедуры – в такой же ситуации – я увидела сиреневатое (грязно-пурпурное) пятно с вкраплениями того же самого флюроисцентного ярко-синего цвета. В интернете на картинках эти цвета соответствуют шестой и седьмой чакрам (межбровной и макушечной) – Аджна-чакры и Сахасрара-чакры.

Основной вывод после третьего этапа – он способствует открытию чакр в области головы. Хотя у меня это, возможно, и простое совпадение. А может, я просто увидела цвета. Но что-то явно происходит.

Через неделю после окончания последнего этапа панчакармы я сильно разболелась. Организм во время и после процедур очищения нужно беречь: не перенапрягаться, избегать сквозняков. Вот это я и не учла.

Панчакарма: зачем она нужна?

На аювердических курортах весь курс панчакармы занимает 21 день. Видимо, это два этапа по 8 дней, т.е. 16, плюс перерыв между ними, и плюс три дня капель в нос. У некоторых первый и второй этап занимает меньше (масло пьют 3 дня, а не 5 дней, как я), то же и с клизмами – возможно меньшее количество дней. Но мне кажется, двадцать один день выбран неслучайно, поскольку полностью соответствует временному промежутку, необходимому для выработки новой привычки. Три недели правильного питания – и у человека вырабатывается определенный стереотип пищевого поведения. Кроме того, появляются новые и обновляются старые пищевые ощущения. И появляется шанс начать все с начала: организм готов к перезагрузке.

Виолетта Дегтярева

www.ayur.ru

Панчакарма - АЮРВЕДА

ПанчакармаПанчакарма – в переводе с санскрита означает «пять очистительных процедур». При помощи панчакармы тело освобождается от токсинов, гармонизируется работа органов и систем человеческого организма.

Сбалансировать доши (вата, питта и капха) и восстановить естественную способность тела к регенерации, омоложению, исцелению. Сначала идет подготовка — тело подготавливается к освобожджению от токсинов — с помощью масляных массажей, массажей травяными мешочками, широдхары, басти — прогреваний различных частей тела, клизм с теплым маслом, паровой сауны. Благодаря массажу очищается лимфатическая система, тело освобождается от токсичных веществ, скапливающихся в подкожном жире, улучшается циркуляция крови, ускоряется метаболизм.

ПанчакармаМы подготавливаем тело к самой сильной чистке, которую обычно проводят на пятый день. Здесь токсины выводятся напрямую, с помощью процедур «виречан» и «ваман» — очищения кишечника и рвоты. Также всем процедурам сопутствует специальная диета по типу тела и прием особых травяных составов на топленом масле гхи, так как помимо выведения токсинов важной задачей лечения является «усиление пищеварительного огня», который у большинства из нас недостаточно хорошо работает из-за неправильного питания и употребления вредных продуктов. Процедура очищения непроста — первые дни вы, возможно, будете чувствовать себя не очень хорошо. Зато результат — уже через неделю тело становится легче, оно ощущается более живым, молодым и подвижным. Это отличная возможность для тех, кто хочет сбросить вес или хочет выглядеть моложе.

ПанчакармаГлавной задачей Аюрведы является помощь в установлении баланса всего организма в целом: баланса ума, мыслей, физиологических процессов, систем, органов, тканей и т.д. Этой задаче служит особый раздел аюрведы — Панчакарма, который направлен на естественное, органическое очищение тела, путём различных методов, включающих в себя специальные техники массажа, применение лекарственных трав, соблюдение особой диеты и другие процедуры.

ОСНОВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПАНЧАКАРМЫ

  • Очищается пищеварительный тракт
  • Увеличивается количество жизненной энергии
  • Уравновешивается ум
  • Укрепляется иммунная система
  • Снимается последствие стресса и тревожность
  • Улучшается пищеварение и усвоение питательных веществ
  • Выводятся токсины и болезнетворные микроорганизмы
  •  Балансируется эндокринная система
  •  Ясность и спокойствие ума
  •  Освобождение от негативных эмоций
  • Увеличивается мышечная сила и тонус
  • Укрепление и регенерация костной ткани
  •  Уравновешивается нервная система
  •  Понижается уровень холестерина
  •  Устраняется закупорка артерий
  • Балансируется высокое и низкое кровяное давление
  •  Очищается печень и кровь
  •  Улучшается здоровье
  •  Улучшается цвет лица и тонус кожи

Выведение отходов является нормальным инстинктом любого живого существа. Человеческое тело можно сравнить с чудесным механизмом, который обладает миллионом функций, произвольных и непроизвольных. Миллионы клеток человеческого тела трудятся день и ночь, чтобы вырабатывать энергию и поддерживать его жизнeдеятельность. Но в процессе жизнедеятельности oгромное количество шлаков образуется уже на клеточном уровне. 

Естественно, что некоторые токсины накапливаются в теле в результатe метаболизма. Необходимо выводить их из тела, что организм и делает в возможных пределах, но не все токсины выводятся и, когда их количество превышает норму, они становятся причиной многих болезней. Шлаки должны быть полностью удалены из организма, иначе они проникают в тонкие ткани и вызывают болезни. Вот почему, если мы хотим быть здоровыми, необходимо очистить тонкие каналы и не давать возможность телу накапливать вредные вещества.

Избыточные доши и шлаки накапливаются в теле как результат неправильного и не совсем здорового питания, неправильного образа жизни. Сезонный дисбаланс одних дош за счет других также рассматривается Аюрведой. Например, Кафа доша накапливается зимой. Таким образом, чтобы избавиться от чрезмерного накопления доши или от загрязнения телa, используют различные варианты Панчакармы.

Огромное количество токсинов и шлаков накапливается в теле с течением времени, что не является естественным процессом. Эти токсины и шлаки накапливаются по причине загрязнения атмосферы, химических добавок в пище, недостатка физической активности. В 21 веке люди живут по шаблону, полностью противоречащему законам природы. Вселенная задумана свободной от загрязнений. Человеческая деятельность является причиной этих загрязнений. Вопрос накопления отходов не возникал ранее, поскольку ресурсы организма человека были достаточными, чтобы избавляться от токсинов естественным образом. В наши дни жизнь стала искусственной и мы не слушаемся больше естественных законов, в результате чего накопление шлаков происходит легче и быстрее. Когда зашлакованность нашего тела возрастает, сопротивляемость организма снижается, и мы становимся легкой добычей различных болезнeй. Когда человек приближается к сорокалетнему рубежу, эти признаки становятся более заметными. Сопротивляемость организма болезням слабеет и человек неожиданно для себя начинает испытывать проблeмы со здоровьем. В этот момент Аюрведа констатирует, что человек находится не в равновесии с естественными законами своей природы и нуждается в коррекции. Процесс коррекции и называется Панчакарма, и далее мы объясним его механизм.

В подготовку организма к Панчакарме входит обязательный осмотр у врача для определения индивидуального типа конституции и обнаружении дисбаланса в организме, если он существует. Затем предписывается диета, согласно конституции, подбираются травы и чаи, которые подготовят организм к самим процедурам.

Этапы панчакармы

✓Пурва (предварительная) карма. Эта важная предварительная процедура состоит из двух частей:

  • Терапия пропитывания тела маслом (снехана).
  • Терапия потения (сведана).

✓Прадхана (главная) карма. Состоит из пяти главных очистительных терапий:

  • Рвотная терапия (вамана).
  • Терапия очищения кишечника (виречана).
  • Клизменная терапия (васти).
  • Носовая терапия (насья).
  • Кровопускание (ракта-мокша).

✓Пащчата (последующая) карма.  Восстановление организма, омоложение органов и тканей, лечение заболеваний.

Рассмотрим подробно этапы панчакармы

Панчакарма включает в себя пять типов терапевтического (лечебного) воздействия: 

  • Вамана — с ипользованием рвотного рефлекса организма.
  • Виречана — с использованием слабительного аюрведического средства на 5 день процедур. 
  • Басти — медицинская клизма. 
  • Насья — введение назальных средств. 
  • Ракта Мокшана – кровопускание. 

Большинство этих процедур применяется в случаях хронических и повторяющихся заболеваний. До непосредственного проведения Панчакармы проводится небольшая лекарственная терапия. Она называется Пурвокарма. Она включает в себя:

Снехану:Это масляная терапия. Она бывает двух видов: Внутренняя снехана: Во время этого лечебного воздействия масло или Гхи (топленое масло) назначают для приема внутрь. Эта субстанция такая нежная, что проникает в крошечные отверстия клеточных мембран. Она обладает свойством активизировать или делать подвижными токсины клеток, таким образом избавляясь от них. Гхи (топленое масло), приготовленное из коровьего масла, лучше всего подходит для этих целей. Внешняя снехана: Она включает в себя различные виды массажа. Медицинские масла наносятся на тело различными методaми. Эти массажные техники многократно используются при лечении мышечной усталости, потери двигательной функции, артритов, параличей, мигреней, спондилезов и других болезненных состояний. Они также способствуют здоровoму сну, плюс расслабление нервной системы, повышение иммунитета и в результате –здоровое сияниe кожи. 

Сведана:Это вторая Пурвокарма. Она означает «медицинская припарка» и подразумевает нагревание. Различные типы нагревательных процедур, такие как паровая бочка или медицинская припарка применяются здесь для разных частей тела. В ход идет теплое медицинское масло, вода, молоко и смеси трав, которые используются в самой паровой бочке или втираются в кожу. Этот тип терапии помогает при заболеваниях, вызывающих боли в суставах, шее, люмбаго, паралич мышц одной стороны тела, расстройства мочеиспускания, болезни почек, мускульную дистрофию, простуду, астму или потерю двигательных функций. Сведана расплавляет и выпаривает шлаки и открывает устья блокированных каналов и поры клеточных мембран. Это ускоряет выведение шлаков во время выполнения терапии Панчакармы. Таким образом после выполнения Пурвакармы подготовительные процедуры перед выполнением главной процедуры – Панчакармы — окончены. 

Сразу после процедуры Панчакармы обычно следует:1. Самсари карма:После процедуры Панчакармы пациент чувствует легкость, но сила его пищеварения слабеет. Необходимо соблюдениe диеты и korrekziya образа жизни еще в течение двух недель для восстановления normalnogo prozessa пищеварения. Вместе с переходом от облегченной диеты к обычной, сила пищеварения пациента возвращается , после on больше не нуждается в этом виде терапии. Шамана В этой части лечения пациенту назначают препараты непосредственно от болезни, из-за которой проводили процедуру Панчакармы. Это необходимо для окончательного излечения. В случае если ещё присутствуют проявления болезни после полной очистки, процесс изгнания болезни завершаeтся приемом аюрведических медицинских препаратов.

2. Расаяна омолаживающая терапия. Наилучшие результаты омолаживающая терапия приносит в том случае, если она проводится после Панчакармы. Если омолаживающая терапия или Расаяна, проводится без предварительной полной очистки тела, наилучший результат не будет достигнут, так как эффект Расаяны не достигается по причине присутствия токсинов и шлаков в организме. Клиническими исследованиями было установлено, что Панчакарма очень эффективна в лечении таких болезней, как: паралич мышц (гемиплегия), полиомиелит, ревматический артрит, болезни кожи, эпилепсия, бессонница, гипертензия, болезни сердца, кишечные расстройства, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит и астма. Кроме того, она повышает иммунитет и возвращает молодость телу. 

Панчакарма рекомендуется людям любого типа и состояния здоровья, она подходит для поддержания силы и молодости здоровому человеку, а также для лечения различных видов заболеваний (в том числе хронических). Благодаря особым лечебным техникам, устраняется корень, то есть причина заболевания, в результате чего, органы и ткани начинают работать в обновлённом состоянии. Терапевтические методы подбираются, согласно индивидуальным качествам пациента (таким как: возраст, состояние заболевания, физиологическая конституция и др.).

Курс Панчакармы длится определённый период – от 7 дней до 3-х недель, поскольку это очень тонкий и методичный процесс работы над организмом. При этом весь курс должен быть проведен от начала до конца, так как каждый этап Панчакармы имеет свою цель, начиная от подготовки тела к очищению, и заканчивая восстановлением после лечения.

Последовательность и вид процедур зависят от индивидуальных рекомендаций врача. В панчакарму обязательно входит специальный масленый массаж – абхъянга. Это массаж с большим количеством тёплого масла, которое подбирается с учетом конституции пациента. 

Все процедуры должны осуществляться профессиональными специалистами аюрведы под надзором аюрведического врача. Традиционно в панчакарме используются только натуральные лекарственные формулы и субстанции, приготовленные по древним рецептам, записанным в ведических текстах.

Правильно проведенная Панчакарма является тонким и сильнейшим древним средством очищения и омоложения организма. Ведические тексты предписывают прохождение Панчакармы 1-2 раза в год каждому здоровому человеку. Важно заметить, что Панчакарма, может быть не только профилактическим средством поддержания здоровья в целом, но и серьёзной глубокой очисткой организма, направленной на устранение причины практически любого заболевания.

Издревле, панчакарма считалась привилегией королей. Сейчас это знание распространилось по всему миру и клиники Панчакармы успешно работают во многих странах Европы, Северной Америки, Африки, в странах СНГ, ну и конечно же в Индии. Одни из лучших клиник Панчакармы считаются клиники в Керале — южный штат Индии — родина Панчакармы. 

Согласно аюрведическим текстам, если проходить процедуры Панчакармы ежегодно, то можно намного продлить свою молодость, избавиться от тяжелых, наследственных и приобретенных заболеваний и обрести радостную, гармоничную жизнь — которой нам так не хватает в последнее время.

Панчакарма — это простая, полностью сбалансированная и проверенная временем методика, которая подходит для людей с любой конституцией.

ayurvedapro.ru

Аюрведическое лечение: ПАНЧАКАРМА

 

В наши дни мы становимся свидетелями возрождения этой уникальной гаммы целительных методик, причем не только в Индии, но и по всему миру. Панчакарма - это живительный источник, чья сущность способна сделать нашу природу здоровой и полнокровной. Основное назначение панчакармы состоит в восстановлении естественных процессов благодаря жизненным силам, которые призваны освобождать тело от его отходов. Предварительные процедуры панчакармы, такие как массаж и обработка сухим или влажным теплом, проводятся, чтобы активизировать процесс естественного здоровья («валиум») организма.

ПанчакармаПанчакарма

Единственно правильным временем для проведения очищающей терапии считается время, когда нарушенные доши становятся текучими в теле. Чарака указывал: «Только когда доши разжижаются, их уровни можно снизить до маломощного состояния телесных отходов, которые затем могут быть выведены из тела». Панчакарма направлена на оказание помощи телу в выведении как телесных отходов, так и избыточных дош для обеспечения естественное регенерации жизненно важных тканей в атмосфере здоровых дош. Порядок проведения процедур панчакармы процедур панчакармы также имеет огромную важность. При проведении полной мандалы терапии процесс лечения составляет приблизительно один месяц.

ПанчакармаПанчакарма

Аюрведическая очищающая терапия включает в себя пять компонентов: «очищение клизмами, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание». Эти методы широко известны под названием «Панчакарма» - пять очищающих действий. Прежде всего, нужно понимать, что система Панчакармы включает в себя несколько терапевтических методов и что пути их применения могут быть различными. Многие из них варьируются в зависимости от состояния организма, индивидуальных особенностей больного, от времени года, условий существования и т. д. Некоторые из них, например, кровопускание, практически не применяются, а заменяются не менее эффективными процедурами, разработанными в современных учреждениях тибетской медицины Китая, Непала, Индии. Широко применяются многокомпонентные тибетские лекарственные препараты (пилюли, порошки, отвары), изготовленные из натурального сырья. Специально подобранные и обработанные определенным способом лечебные травы, корни, плоды, попадают в кровь, далее в нужный орган (печень, желчный пузырь, почки, желудочно-кишечный тракт), всасываются тканями и клетками, оказывают очищающее и восстанавливающее воздействие.

Панчакарма, очищающая терапия – особая форма терапии, предназначенная для устранения вызывающих болезни дош.

Согласно Аюрведе, три первичные жизненные силы присутствуют в человеческом теле в виде трех биологических элементов. Они называются на санскрите «Вата», «Пита», «Капха» (в тибетской медицине: Ветер, Желчь, Слизь) и соотносятся с воздухом, огнем и водой. Их активность и подвижность предопределяет процессы роста и распада. В Аюрведе эти биологические элементы называются дошами.

Каждая из дош обладает характерными свойствами, выполняет определенные функции, располагается в определенном месте в организме.

Эффективность аюрведической очищающей терапии заключается в особой системе подготовительных приемов, заставляющей токсины переместиться туда, откуда их можно вывести наружу. Простое промывание органов или систем не даст нужного результата, если предварительно токсины не окажутся в них. Очищающая терапия показана в том случае, когда токсины локализованы в желудочно-кишечном тракте, а не в тканях или смешались с тканями, с отходами жизнедеятельности или с Амой (непереваренная пища, шлаки). Иначе вывести токсины из организма нельзя. Сначала применяются методы паллиативной терапии (предварительная терапия), затем основной и последующей.

ПанчакармаПанчакарма

Предварительная терапия (Пурва карма) устраняет и снижает токсины, проводится с учетом конституционального типа пациента в течение короткого (неделя), среднего (месяц) и длительного (6 месяцев) периода и зависят от состояния организма на текущий момент.

Масляная терапия – один из эффективных методов, включающий в себя как наружное, так и внутреннее применение масел. В масляной терапии используется как нанесение масел на все тело или на отдельные его участки, так и масляный массаж. Нанесение избыточного количества масла или прием его внутрь в больших количествах может привести к нарушению пищеварения. В масляной терапии надо соблюдать меру. Нужно уравновешивать ее приемом лекарственных трав, усиливающих пищеварение.

Ежедневное умеренное нанесение масел в течение длительного периода во многом дает тот же эффект, что и кратковременный курс интенсивного масляного массажа. В масляной терапии главное не массаж, а нанесение масел.

ПанчакармаПанчакарма

Спустя некоторое время после масляных процедур выполняются потогонные. Для этого используется пар, насыщенный целебными веществами, теплые ванны и душ, потогонные чаи. В это время следует время от времени выполнять основные процедуры Панчакармы, что бы предотвратить появление новых и выводить уже скопление токсинов из желудочно-кишечного тракта. Обязательным условием является соблюдение детоксицирующей диеты, уменьшающей Аму (непереваренная пища, шлаки).

Цель масляной и потогонной терапии наряду с использованием лекарственных трав и препаратов – переместить токсины, находящиеся в тканях в желудочно-кишечный тракт для последующего выведения из организма.

Основная терапия (Прадхана карма) включает в себя очистительные клизмы, очищение через нос, очищение при помощи слабительных, терапевтическую рвоту, терапевтическое кровопускание (или гирудотерапию).

Клизмы относятся к числу щадящих методов терапии и используются для удаления токсинов из толстого кишечника. Для очистительных клизм используются отвары лечебных трав, таких как аир, фенхель, имбирь, солодка, каменная соль, растительное масло.

Очищение через нос – способ воздействия на носовые проходы и весь организм в целом с помощью травяных отваров, растительных масел, топленого сливочного масла, курения трав. При процедурах Панчакармы в нос закапывают травяные отвары или масла или вдыхают носом порошки из трав. Часто используют аир, мирт, шалфей, базилик, брами.

Очищение при помощи слабительных – самый простой из методов аюрведической очистительной терапии, но его результаты весьма ощутимы. Слабительные используются для устранения токсинов их тонкого кишечника. Слабительные травы обычно принимаются вечером, результат проявляется на следующий день.

Терапевтическая рвота применяется для очищения легких и желудка. Применение этого метода требует осторожности. Положительные результаты, достигающиеся применением этого метода, можно также получить через длительный прием отхаркивающих трав, например, имбиря и аира.

Терапевтическое кровопускание в настоящее время практически не используется. Оно заменено гирудотерапией или применением натуральных лекарственных препаратов, очищающих кровь от токсинов.

Панчакарма это не обособленная процедура, которую можно выполнить один раз и затем забыть о ней. Она должна гармонично вписаться в повседневную жизнь. Для удаления глубоко сидящих токсинов может потребоваться несколько курсов очищения, особенно при сокращенных вариантах. Промежутки между курсами должны быть не менее 1 – 3 месяцев. Хорошие результаты дает ежегодное повторение курса.

ПанчакармаПанчакарма

Последующие процедуры (Уттара карма) закрепляют полученный результат и не дают организму вернуться к прежнему состоянию под воздействием образа жизни и питания. После Панчакармы следует соблюдать диету и образ жизни соответствующий конституциональному типу. Аюрведическая система очищения организма не заменяет здорового образа жизни и правильного питания. Она лишь помогает следовать ему.

И, наконец, самое важное, если очищение прошло успешно, нужно быть готовым к проведению тонизирующей терапии, терапии более высокого уровня. Устранив болезнетворный избыток дош, вы получаете возможность восстановить поврежденные ткани, избавится от хронических болезней, омолодить организм.Источники:

Давид Фроули, «Аюрведическая терапия»Майя Тивари «Аюрведа. Секреты исцеления»

 

Доктор Вигнеш Деврадж - Лекция о Панчакарме

 

Панчакарма

Книга "Панчакарма"

На протяжении пяти тысяч лет жители Индии и Китая использовали различные травы, чтобы лечить все известные болезни. Возникает вопрос, почему этот метод лечения прижился и остался популярен так надолго? Ответ прост – потому что он действительно работает. И современные ученые пытаются понять, как именно он работает.

Читать далее

www.ayur.ru