Персональный сайт  учителя - логопеда Натальи Чернышовой. Прищепочный массаж в логопедии


Использование нетрадиционных приемов массажа в логопедической практике

Разделы: Работа с дошкольниками

Сорока-белобока кашу варила…Кто не помнит эту детскую считалку?

Умница-мама может быть она даже и не догадывается, что в эти незабываемые минуты радости и счастья не только развлекает малыша, но и делает своеобразный массаж, способствующий росту. А когда малыш забеспокоится, мы начинаем говорить ласковые слова и одновременно поглаживать малыша по голове, спине, рукам. В это время через определенные нервные окончания прикосновения наших рук действуют на центральную нервную систему малыша и снимают возникшее в ней чрезмерное возбуждение. То есть мы делаем своеобразный успокаивающий массаж. Ведь всем известно, что, воздействуя на определенные точки, находящиеся на руках, стопах ног, ушных раковинах. Можно активизировать работу всех без исключения органов и систем. Большинство спортсменов, артистов, да и других людей в нашем современном мире, по роду своей профессиональной деятельности признаются, что своему успеху обязаны массажу.

Что же такое массаж? Это одно из самых древних гигиенических и лечебных средств. Ему много веков даже тысячелетий и установить точно, где и когда человек начал осознанно применять массаж, как науку врачевания невозможно. По-видимому, его истоком был инстинктивный жест, когда человек приложил руку для облегчения боли в ушибленном месте.

В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для детей с тяжелыми нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необходимы не только медицинское образование, но и специальные условия. А помощь специалиста по некоторым причинам доступна не всем нуждающимся. К счастью, помимо традиционных методов массажа, существует ряд приемов, которые также позволяют достичь положительной динамики в коррекционной практике. Наше внимание привлек самомассаж с использованием нетрадиционных приемов, так как его использование доступно в условиях дошкольного учреждения. Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна и в логопедические занятия.

Мы поставили перед собой цель и определили задачи.

Цель: Подобрать и внедрить в логопедическую практику нетрадиционные приемы массажа у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить медико-педагогическую литературу по интересующей нас теме.
  2. Подобрать эффективные и доступные приемы самомассажа для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и составить план мероприятий по этой теме.
  3. Провести знакомство педагогов и родителей с основными приемами развивающего массажа.

Важнейшим условием эффективной коррекционной работы с детьми, является создание условий, вызывающих положительные эмоции. В этом случае огромную помощь оказывают игровые упражнения и использование различных подручных материалов, которые мы подбираем в зависимости от лексической темы. Например, изучая тему «Одежда», нам подойдут бельевые прищепки для массажа пальцев рук, а при изучении темы «Транспорт» для самомассажа кистей рук и предплечий можно использовать маленькие игрушечные машинки.

Подручные материалы, используемые при нетрадиционных приемах массажа.

  • «Сухой» бассейн. Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или рассортировать фасоль и горох для зимующих птиц.
  • Разные по жесткости зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.
  • Прищепки применяем для пальчикового массажа .
  • Рукавицы из разных видов ткани.
  • Игрушечные машинки.
  • Ребристые и гладкие карандаши.
  • Пуговицы
  • Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги с контурными изображениями.
  • Пластилин.
  • Различные виды мячей и массажных шариков.
  • Клубки ниток, бусы.

Во время проведения массажных упражнений целесообразно использовать потешки, чистоговорки , стихи.

Хочется отметить что, педагог, который использует в своей практике нетрадиционные приемы массажа, должен знать виды и приемы массажа, а также понимать его необходимость и значимость. Поэтому нами были проведены несколько консультаций и практикумов на темы: «Массаж - как одно из условий нормализации речевой моторики», «Виды массажа». Их целью было ознакомление и приглашение к сотрудничеству взрослых, которые заинтересованы в оздоровлении детей.

Предлагаемые приемы массажа доступны каждому и при систематических занятиях логопеда, воспитателей и родителей дают хороший результат.

Было замечено, что регулярное использование нетрадиционных приемов массажа, у речевых детей значительно улучшается речевая моторика. А личностно - ориентированный подход в работе с ребенком способствует улучшению памяти и внимания, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Также значительно улучшается соматическое состояние этих детей, т.е. происходит мобилизация защитных сил организма, приводящих к нормализации его функций при самых различных его нарушениях, в том числе и речевых. И еще один положительный момент - это улучшение коммуникативных функций детей. Они становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, в результате проведенной работы можно утверждать, что нетрадиционные приемы массажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому мы рекомендую использование нетрадиционных приемов массажа всем педагогам. Для большей эффективности необходимо планировать свою работу. Связь лексической темы с определенным массажным упражнением вызывает у детей интерес и эмоциональный подъем. Предлагаем примерный план массажных мероприятий для детей средней логопедической группы.

План.

Лексическая тема Подручные материалы Приемы
Огород, овощи Сухая фасоль, горох, крупные семена. Сортировка семян. Игра «Золушка»
Игрушки Массажные мячи. Сжимание, прокатывание.
Одежда Бельевые прищепки Пощипывание пальцев рук
Посуда Губки и щетки для посуды Растирание кистей рук и предплечье
Зимующие птицы Крупные крупы, семена Сухой бассейн для кистей рук
транспорт Мелкие машинки Прокатывание по тыльной стороне ладони и предплечья.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сундучок логопеда для массажа

Автор:Шупта Ирина Юрьевна

Формирование движений происходит при участии речи. Лучше всего в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Все пособия собраны в красочный сундучок – «Волшебный сундучок логопеда для массажа».

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1452224120.png (599x450)

Описание пособия

  • Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами  для волос, ипликатором Кузнецова, массажными колесиками Ляпко.

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Здесь будет изображение: /data/edu/files/t1452224247.png (598x446)

  • Упражнения с мячами для тренировки кисти рук.

Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной) формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее!

Здесь будет изображение: /data/edu/files/x1452224475.png (597x442)

  • Прищепочный массаж.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1452224570.png (598x449)

  • Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными попрыгунчиками, грецкими орехами (каштанами).

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1452224672.png (597x446)

  • Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

  • поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
  • разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
  • вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1452224768.png (595x446)

  • Массаж ладоней  и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.

Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой.  На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые  можно влиять на соответствующий этой точке орган человека,  то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. 

Массаж  проводится при  помощи массажных шариков в комплекте с массажными  металлическими кольцами,  в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1452224839.png (598x450)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Массаж для коррекции речевых расстройств у детей-дошкольников

Использование элементов укрепляющего и расслабляющего массажа в коррекции речевых расстройств у детей дошкольного возраста

В последние годы существенно увеличился процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. В связи с этим возникла необходимость использовать наряду с традиционными методами — артикуляционной гимнастикой, комплексов упражнений для постановки звуков — и новых технологий, помогающих достигнуть нужного результата в коррекционной работе с детьми в более короткие сроки.

Среди них — массаж и самомассаж, которые стали нашими спутниками в преодолении нарушений звукопроизношения у детей с ОНР и доказали на практике свою значимость и необходимость.

Основными приёмами массажа, используемыми в работе с детьми являются:

  • поверхностное поглаживание;
  • разминание;
  • растирание;
  • вибрация.

Применение массажа и самомассажа в коррекционной работе по преодолению речевых расстройств мы начали уже давно, когда при обследовании у большинства детей было отмечено изменение мышечного тонуса в общей мускулатуре и в органах речевого аппарата: наличие приоткрытого рта, обильного слюнотечения, поражение мышц языка с одной стороны, отклонение языка в ту или иную сторону, нарушение подвижности артикуляционных мышц, просодической стороны речи, нарушение фонематического восприятия, звукопроизношения и мелкой моторики пальцев рук.

Нашими основными помощниками в теоретической и практической работе с детьми по преодолению речевых расстройств с помощью массажа и самомассажа явились книги Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», Е. Краузе «Логопедия», И.В. Блысиной, В.А. Ковшикова «Массаж в коррекции артикуляционных расстройств». Считаем, что в них наиболее полно и доступно освещены:

  • анатомо-физиологические сведения о строении и функции тех мышц, в области которых проводится логопедический массаж;
  • показания к проведению массажа в логопедической практике;
  • основные цели, виды и приёмы логопедического массажа и самомассажа рук, плечевого пояса и шеи, лица, язычной мускулатуры;
  • приведены примерные стихотворные тексты, сопровождающие массаж, содержание и ритм которых максимально приближаются к характеру самих движений и помогают возникновению у детей конкретных образов и желанию перевоплощаться в них, повышая при этом интерес к массажу;
  • схемы классического массажа лица, язычной мускулатуры без учёта формы и степени выраженности дефекта, что даёт возможность, опираясь на эти схемы, использовать в своей работе элементы массажа дефектологам без специальной подготовки и родителям.

Уже с младшей группы мы начали проводить пассивную гимнастику для пальцев рук (массаж кистей рук) с использованием приёмов поглаживания, лёгкого растирания и вибрации.

Поглаживание — это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура.

Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Это наиболее щадящий приём. При поглаживании кисть как бы ласкающими движениями медленно и ритмично скользит по поверхности кожи, слегка касаясь её. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, его выполнение не должно вызывать покраснение кожи.

Растирание — этот приём выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область,

что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей (рука не скользит по коже, а сдвигает её). Растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движения осуществляются в прямом и спиралевидных направлениях.

Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Выполняется концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами, кроме большого. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая — снижает.

Активная гимнастика с предметами (твёрдые шарики, мячики, толстые карандаши, фломастеры, ручки, сборные матрёшки, пирамидки, обводки, мозаики, бусы, шнуровки, прищепки и т.д.) вызывают у детей больший интерес и развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.

Со второго периода работы в младшей группе мы начинаем проводить массаж лица и шеи, применяя направления и типы движений, используемые при классическом логопедическом массаже без учёта формы и степени выраженности дефекта: поглаживание, растягивание, разминание, вибрацию.

  • Массаж лба выполняется поглаживающими, разминающими, вибрационными движениями, направленными от середины лба к вискам, а потом от бровей к волосистой части головы.
  • Массаж щёк выполняется поглаживающими, разминающими, растягивающими движениями в направлении от уголков рта к вискам по щёчной мышце, а потом от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
  • Массаж носа выполняется поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями вдоль крыльной части носовой мышцы.
  • Массаж носогубной складки выполняется поглаживающими движениями в направлении от крыльев носа к углам губ.
  • Массаж губ выполняется поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями от середины верхней губы к углам и от середины нижней губы к углам.

Все эти комплексы сопровождаются проговариванием стихов различных авторов и придуманными нами, объединённых единой тематикой в соответствии с сезоном, лексической темой.

Начиная со средней группы наряду с артикуляционными упражнениями, работой по формированию диафрагмального дыхания особое внимание уделяется проведению логопедического массажа лица и язычной мускулатуры.

Логопедический массаж языка выполняется в следующем порядке:
  1. Поглаживающие движения по продольным мышцам языка от корня или средней части к кончику.
  2. Ритмично надавливающие движения по вертикальным мышцам от корня языка к кончику и обратно.
  3. Поглаживающие движения по поперечным мышцам языка из стороны в сторону продольно и зигзагообразно.
  4. Вибрирующие движения с помощью шпателя или зубной щётки от корня языка к кончику.
  5. Потягивающие движения по подъязычной уздечке снизу вверх до лёгких болевых ощущений.

Такой массаж помогает укрепить мышцы языка, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков, сократить сроки постановки звуков, улучшить качество их произнесения даже при сложном дефекте — боковом произношении, который очень трудно поддаётся коррекции.

В старшей группе привлекаем детей к самомассажу.

Самомассаж — это массаж, который выполняется самим ребёнком и является одним из средств, дополняющих воздействие основного массажа. Самомассаж проводится не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения и по обучению грамоте в ходе динамических пауз, где стихотворное сопровождение также соответствует теме занятия.

Игровая форма работы привлекает ребят, они выполняют упражнения с большим интересом и удовольствием, с радостью перевоплощаются в «зверюшек». Использование самомассажа вызывает у детей положительные эмоции, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Можно сделать вывод, что применение массажа в работе учителей-дефектологов с детьми, страдающими речевыми нарушениями, должно стать неотъемлемой частью их деятельности, так как массаж и самомассаж лицевой мускулатуры, языка вместе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, комплексом упражнений для постановки звуков у детей с ОНР.

Он даёт возможность достичь прекрасных результатов: укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков; помочь детям в короткий срок овладеть чистым звукопроизношением; нормализовать эмоциональное состояние; укрепить веру в собственные возможности.

Бельская О.

vscolu.ru

Инновационные технологии в моей работе

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

 

В своей коррекционно – образовательной деятельности я использую следующие инновационные технологии:

• Пальчиковый массаж

• «Су – Джок» - терапия

• Логоритмика 

• Мнемотехника

• Синквейн

• ИКТ

• Смехотерапия

Пальчиковый массаж

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж зубными щётками;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

 

Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

 

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

 

Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИКТ в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

 

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Синквейн является одной из эффективных методик, применяемых в работе с детьми, способствующих формированию речевого развития,  как приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. 

Синквейн технологоия – нерифмованное стихотворение. Гармонично вписывается во все этапы непосредственной образовательной деятельности, развивает лексико – грамматический строй речи и связное высказывание, а так же все ВПФ.

 

natalilogoped.jimdo.com


Смотрите также