Зондовый логопедический массаж по Новиковой. Зондовый массаж


Зондовый массаж: техника выполнения, показания и противопоказания, видео

Зондовый массаж – массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов, можно корректировать неправильное произношение звуков.

Зондовый массажЗондовый массаж

Дефекты речи маленьких детей вызывают улыбку, но с возрастом ребенок, а потом и взрослый, начинает страдать от комплексов, развивается чувство неполноценности, зажатости, что приводит к депрессивным состояниям.

Речевая моторика, неправильное произношение нормализуется при регулярном проведении зондового массажа. Техника проведения массажа подразумевает механическое воздействие на область лица: губы, щеки, скулы, а также языка и мягкого неба. Инструментом для массажа служат специальные инструменты – зонды. Зондовый массаж можно проводить для всех, независимо от возраста. Профилактика и ранее лечение способно уберечь ребенка от последующих нервно — психологических травм.

Показания к применению зондового массажа

Зондовый массаж рекомендован при таких отклонениях:

  • дизартрия;
  • ринолалия;
  • нарушение голоса;
  • заикание;
  • моторная алалия;
  • дислалия.
Зондовый массажЗондовый массаж

Зондовый логопедический массаж

Логопедический массаж при помощи зондов поможет избежать в дальнейшем нарушения речи, недоразвития слуха, задержки формирования навыков анализа слов, обеднения словарного запаса ребенка. Логопедический массаж – уникальный метод коррекции нарушений речи, который способствует:

  • постановке правильного произношения звуков;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • улучшению состояния голоса;
  • нормализации речевого дыхания;
  • улучшению психологического и эмоционального состояния.

Зондовый массаж языка

Массаж языка при помощи специальных зондов, каждый из которых имеет свое предназначение, лучше всего проводить по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа, а также на ночь, следует провести гимнастику языка, которая состоит из нескольких упражнений, которые дети выполняют с удовольствием. Длительность зарядки 5 минут. Ее можно делать несколько раз в день.

«Качели» Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт.

«Часики» Рот открыт. Ребенок языком облизывает губы по часовой стрелке, затем — против нее.

«Дутье» Губы сложить в улыбку, язык положить на нижние губы и дуть с усилием.

«Лошадка» «Цокать» языком, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Барабанщики» Рот в улыбки, зубы приоткрыты, язык стучит по основанию верхних зубов. Чтобы рот оставался в открытом состоянии между зубами можно вставить карандаш.

Зондовый массажЗондовый массаж

Техника выполнения массажа языка

Массаж языка проводится в положении лежа, при максимальном расслаблении. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняются в следующей последовательности — от кончика языка к корню, вначале боковые части, затем середина, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Для каждого метода, такого как прокалывание, надавливание, катание, используются специальные зонды, которые можно заменить маленькой ложкой, вилкой и зубной щеткой.

Противопоказания к применению зондового массажа языка

Противопоказанием для проведения массажа языка является повышенный рвотный синдром.

Порой при проведении массажа возникает мышечный спазм, который вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить настой черного чая с крапивой в пропорции 1:2, 1ч.л. смеси на стакан кипятка. Теплый настой держать во рту до снятия спазмов, затем выплюнуть.

Зондовый массаж языка проводится курсом 10-20 дней, который при необходимости следует повторить через 1,5-2 месяца. При желании, можно научиться делать массаж языка самостоятельно дома. Однако первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Зондовый массаж видео

Загрузка...

vash-massazh.ru

Зондовый массаж по Новиковой: рассказывает логопед-дефектолог

Опубликовано Мама Артурки в Развитие речи у детей | Нет комментариев

Зондовый массаж НовиковаЗаботясь о том, чтобы ребенок с первых дней развивался гармонично, хорошие родители обращают внимание на все, что делает малыш. Правильно ли он держит головку, спинку, как сидит или как делает свои первые шаги. Отдельным пунктом наблюдения является речь малыша – от первого гуленья до слогов, слов, предложений и, в конце концов, до чистой речи. В нашей статье речь пойдет о том, как логопедический массаж может исправить речь ребенка и что собой представляет зондовый логопедический массаж Новиковой.

Как известно, все дети растут и развиваются в своем индивидуальном темпе, и очень мало таких детей, развитие которых происходит так, как написано в «умных книгах». Но если у вашего ребенка есть задержка речевого развития, то вы ее непременно заметите. И в этом случае вам уже может понадобиться консультация логопеда.

Важность речевого развития в современной жизни

Как важно нам, людям, в XXI веке, во времена высоких технологий и развитых коммуникаций, уметь находить общий язык друг с другом. Наверняка, все согласятся, что людям, которые не страдают речевыми нарушениями, намного проще развивать отношения с клиентами, сотрудниками, друзьями, коллегами.

Зондовый массаж по НовиковойУ таких людей намного меньше комплексов. Именно по этой причине доктора и логопеды искали и продолжают искать способы устранения недостатков в речевом развитии человека.

Детям в раннем возрасте легче найти понимание с одногодками, даже имея нарушения речевого развития, но, когда они подрастают, потребность в речи становится актуальной. Неговорящий или малоговорящий ребенок может чувствовать себя скованно, отсюда и проблемы, связанные с психическим развитием. Поэтому родители должны быть начеку, наблюдать за ребенком с рождения, консультироваться со специалистами по речевому развитию, как только заметят проблему.

Чем раньше вы эту проблему начнете решать, тем больше вероятность, что речь ребенка придет в норму.

Логопедический массаж как способ поставить речь ребенка

Одним из способов наиболее эффективно устранить недостатки речевого развития с раннего возраста является логопедический массаж, который базируется на различных упражнениях и массаже рефлекторных зон, влияющих на развитие речи. Такие зоны, в частности, находятся и на подушечках пальцев, поэтому важно делать деткам пальчиковый массаж и играть с ними постоянно в пальчиковые игры.

Зондовый массаж по Новиковой

Логопедический массаж по Новиковой

Среди множества способов выделяют наиболее эффективный метод логопедического массажа – это зондовый массаж по Новиковой. Этот метод внесен в реестр комплиментарной медицины. Такой нетрадиционный и достаточно эффективный способ устранения речевых нарушений разработала логопед Е.В. Новикова, которой за это присвоили ученую степень доктора педагогических наук. В основе метода зондового массажа Елены Новиковой лежит массаж мышц лица: язык, щеки, губы, скулы. Этот массаж делается с помощью специальных зондов. Комплект зондов, разработанных автором, состоит из 8 штук. Каждый зонд имеет свою функцию. С помощью этих зондов логопед влияет на пораженные участки в определенной очередности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а так же для их укрепления, повышения тонуса мышц лица – то есть проблема решается индивидуально, в зависимости от того, что конкретно беспокоит пациента.

Зондовый массаж не просто способствует нормализации звукопроизношения, но и оказывает благотворное влияние на нервную систему. А это, в свою очередь, дает еще больший толчок в развитии речи у детей.

Прежде всего, зондовый массаж начинается с обследования мышц всей артикуляционной системы – жевательных и мимических, мышц щек, язычка и губ, мягкого неба. Только после этого логопед может назначить курс массажа, определить его продолжительность и частоту. Несомненно, и сам массаж должен проводить специалист.

Обычно зондовый массаж проводится курсами от 12-20 дней. Самый оптимальный курс состоит из 15 сеансов, и повторить его желательно через 1,5 месяца. Количество и периодичность курсов назначает логопед. Бывают и такие случаи, что достаточно всего лишь одного курса. Все зависит от степени поражения и тяжести нарушения звукопроизношения. Зондовый массаж подходит как детям, так и взрослым. Детям его можно начинать с 6 мес. Прежде чем начать делать логопедический зондовый массаж ребенку, лучше всего дать ему возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать их в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к массажу. При серьезных нарушения артикуляционного аппарата могут возникать и болевые ощущения. Что бы снять болевые и неприятные ощущения, нужно перед массажем заварить кипятком 1 ч.л. чая и 2ч.л. сухой крапивы и дать ребенку очень теплый настой подержать во рту. Проследите, чтобы ребенок не глотал, а выплевывал. Этот настой помогает снять напряжение с мышц.

Зондовый массаж – это технология, все нужно выполнять строго по описанию, только в таком случае достигается нужный эффект.

Для работы с зондами нужно иметь желание, знания и, что немаловажно, опыт, огромные силы и терпения. Упражнения каждым зондом повторяются по 30 раз.

Зонды для логопедического массажаОчень важный момент – будьте осторожны, пользуйтесь только оригинальными зондами. Подделки опасны тем, что могут нанести вред или поранить, они не обладают гибкостью, безопасностью, пружинистостью, нужным размером и качеством проволоки.

Удачи и будьте здоровы!

Статью подготовила логопед-дефектолог Анна Тильная (Днепропетровск), специально для детского сайта Две Мамы.

dvemamy.ru

Зондовый массаж Зондовый массаж — это одна

Зондовый массаж

Зондовый массаж - это одна из самых эффективных разновидностей логопедического массажа. Такой нетрадиционный и достаточно эффективный способ устранения речевых нарушений разработала логопед Е. В. Новикова, которой за это присвоили ученую степень доктора педагогических наук.

Его сущность заключается в целенаправленном воздействии зондами на пораженные участки артикуляционных органов. Применяя различные приемы зондового массажа, можно повышать или понижать тонус мышц, ускорять кровообращение, повышать обменные процессы в тканях.

В отличие от классического массажа с помощью зондов можно воздействовать на глубоко расположенные мышечные ткани органов артикуляции, преодолевать рвотный рефлекс, повышенное слюнотечение.

Проведение зондового массажа оказывает общее воздействие на организм, причём возникающие изменения в нервной и мышечной системах оказывают благотворное влияние на речеобразующий процесс. Этот вид массажа способствует установлению нормального тонуса мышц аппарата артикуляции, развитию моторики движений.

Логопед Е. В. Новикова разработала уникальную методику, при которой массажируются язык, губы, щёки, скулы, мягкое нёбо при помощи специальных зондов. В полный комплект входит 12 зондов (Первые 8 зондов – это «основной комплект» , зонды с 9 по 12 – это дополнительный комплект), использование которых преследует различные цели и направлено на массажирование мышц различных участков речевого аппарата.

Зонд № 1 «Вилочковый» участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья. Массажный комплекс начинается с массажа языка вилочковым зондом. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц. Зонд предназначен для обкола мышц короткими частыми легкими движениями. Более интенсивного воздействия добиваются, применяя прием "обкол с прокачиванием".

Зонд № 2 «Восьмерочка» участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, предплечья. Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы, производят движение вверхвниз. Затем передвигают зонд и массируют следующий участок. Зонд заставляет активно работать группу веерных мышц. Этот зонд может быть использован для постановки звука [Р].

Зонд № 3, 4, 5 «Саночки большие, средние, маленькие» служат для активизации мышц языка, скул, щек, мягкого неба, предплечья. Саночки легко скользят в разном направлении, мягко воздействуя на мышцы. Изгибы зонда выполнены так, что можно массирующие движения производить любой стороной. Можно использовать одну, две и даже три точки скольжения. Зонд может быть использован для постановки звука Ш, растягивания подъязычной уздечки. Этими саночками захватывается большой участок поверхности.

Зонд № 3 Зонд № 4 Зонд № 5

Зонд № 6 «Топорик» служит для массажа мышц языка, скул, щек, мягкого неба, предплечья. Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения. Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение. Зонд может быть использован для постановки звука Ш, заднеязычных звуков.

Зонд № 7 «Крестовина» служит для массажа мышц языка, скул, щек, предплечья. Используется при массаже средней, прикорневой частей языка, что позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие подъем языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться и работать мышцы указанных областей языка. Крестовиной можно сжимать мышцы языка, удерживая их в сжатом положении. С помощью этого зонды выполняются надавливающие, пружинистые возвратные движения, надавливающие круговые. Зонд используется для постановки звуков Г, К, Х, и шипящих звуков. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие.

Зонд № 8 «Толкачик» участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мягкого неба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность. На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд.

Зонд № 9 «Щипчики» служит для массажа мышц языка, скул, щек. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность, переключаемость. При помощи этого зонда можно придавать языку всевозможные артикуляторные позиции. Особенно эффективно идет сжатие боков языка к корню и обратно при выгибе спинки языка, а также повороты языка из стороны в сторону в положении языка высунутым изо рта. Этим зондом можно захватить не только кончик, но и среднюю часть языка. Степень воздействия зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие.

Зонд № 10 «Подтягивающий» предназначен для массажа подъязычной связки и ее растягивания. Если ребенок не может поднять язык вверх, зонд используется для того, чтобы проверить состояние подъязычной связки.

Зонд № 11 «Лебедушка» предназначен для массажа мышц языка, скул, щек, мягкого неба. Восстанавливает эластичность и подвижность мышц , что позволяет языку легче принимать различные артикуляторные позы. Уменьшается слюнотечение.

Зонд № 12 «Скользящий» с двумя рабочими поверхностями. Предназначен для массажа мышц щек, губ, скул, языка, предплечья, воздействуя на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переключаемость.

Предваряет зондовый массаж ручной массаж языка, который способствует расслаблению мышц и служит подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия зондами. Каждый сеанс массажа (по Новиковой) включает: – упражнение из комплекса массажа языка руками; – упражнение из комплекса массажа скул; – упражнение из комплекса массажа щёк; – упражнение из комплекса массажа круговой мышцы рта; – упражнение из комплекса массажа зондами; – упражнение из комплекса массажа мышц мягкого нёба.

Прежде всего, зондовый массаж начинается с обследования мышц всей артикуляционной системы – жевательных и мимических, мышц щек, языка и губ, мягкого неба. Только после этого логопед может назначить курс массажа, определить его продолжительность и частоту. Обычно зондовый массаж проводится курсами от 1220 дней. Самый оптимальный курс состоит из 15 сеансов, и повторить его желательно через 1, 5 месяца. Количество и периодичность курсов назначает логопед.

Зондовый массаж подходит как детям, так и взрослым. Детям его можно начинать с 6 мес. Прежде чем начать делать логопедический зондовый массаж ребенку, лучше всего дать ему возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать их в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к массажу.

При серьезных нарушения артикуляционного аппарата могут возникать и болевые ощущения. Чтобы снять болевые и неприятные ощущения, нужно перед массажем заварить кипятком 1 ч. л. чая и 2 ч. л. сухой крапивы и дать ребенку очень теплый настой подержать во рту. Проследите, чтобы ребенок не глотал, а выплевывал. Этот настой помогает снять напряжение с мышц.

Противопоказаниями для проведения зондового массажа являются те же, что и для проведения классического: • Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка • острая крапивница, отек Квинке в анамнезе • активная форма туберкулеза • болезни крови и капилляров • тромбоз сосудов • гематомы на массируемом участке тела • онкологические заболевания • инфекционные раны • фурункулез • ОРЗ • гиперчувствительность • эпилепсия • если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

С методикой проведения зондового массажа можно ознакомиться в книгах Е. В. Новиковой:

present5.com

🔍 популярные вопросы про беременность и ответы на них

На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме "Зондовый массаж". Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.

Купила капсулы для кожи лица. Здоровая кожа плюс. Прочла хорошие отзывы. Состав совсем безобидный. -экстракт корней одуванчика -экстракт корней лопуха -экстракт косточек винограда. Как только начала пить, появилась жуткое состояние вечного сна. Тоесть энергии ноль, ходила как сонная муха, даже днем с ребенком ложилась спать и отбой на ночь в 11 вечера, и все равно постоянно клонило в сон....

Девочки всем привет. Как родился малыш у меня что то не понятное происходит с лицом, постоянно высыпает особенно с наступлением весны. Мне сказали это от нехватки витаминов. Кто нибудь пил какие нибудь витаминки от похожей проблемы или вдруг может слышали отзывы. Отпишитесь пожалуйста

Эвисент пивные дрожжи с серой (60 т. 130р.) — В1, В2, В6, РР. Судя по отзывам Пробовавших Эвисент людей, волосы при его применении действительно начинают расти очень быстро. Но параллельно появляются некоторые побочные эффекты. Жалуются на появление очень сильного аппетита, порой переходящего в голод даже при обильном питании. Если этот аппетит не утолять, отмечается рост волос без...

КАКИЕ ВИТАМИНЫ ПИТЬ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВОЛОСЕсли вы видите в своем зеркальном отражении красавицу с необыкновенно роскошной, густой копной волос или нежно блестящими, шелковистыми локонами, то вам, несомненно, очень повезло. Природа ли наградила вас этим великолепием или вы сами приложили некоторые старания, в любом случае гордитесь такой красотой и берегите ее. Но скорее всего, если вы обратились...

Купила масла, теперь   ими буду мазать живот и растяжки свои каждый день.Вот инфо о маслах для себя ну и может каму тоже интересно. И еще мажу контрактубексом через день сразу посли ванной растяжки. Посмотрим через пару месяцев на результаты, если хорошие результаты будут то скину фотки.   Розмариновое масло Антисептические свойства: используют при поражениях кожи: угревая и фурункулезная...

Витамины для кормящих мам жизненно необходимы. Поскольку малыш растет и развивается за счет материнских ресурсов, то каждой женщине, которая кормит своего ребенка грудью, очень важно обеспечить регулярное поступление этих ресурсов в свой организм. Итак, вот небольшой обзор витаминов и витаминных комплексов, которые лучше принимать во время вскармливания малыша. Витамины: какие лучше и...

Через 3 месяца после родов просто ОЧЕНЬ сильно начали лезть волос!Видела в аптеке витамины для волос, а есть комплексы для волос, ногтей и кожи, но покупать не решилась пока не узнаю какие более эффективные. Вот хочу услышать отзывы)

хочу в подарок купить витамины для волос, у подруги сильно волосы стали выпадать, прочитала отзывы про пантовигар и перфектил, как обычно есть довольные и недовольные кто их использовал, только пантовигар направлен именно на волосы, а перфектил кожа, ногти, волосы, вот и не знаю какие лучше, может какие другие посоветуете, от которых был эффект

4 года мучеюсь акне. Перепробовала все средства в аптеке-только временный эффект. Лечилась у дерматолога, чистку лица в салоне делала. Витамины для кожи пью, сдала анализ на гормоны-всё отлично. У меня на лице и спине. Слышала, что Диане 35 помогает. Девочки, посоветуйте, и кто избавился от акне благодаря Диане 35. Устала… так хочется иметь чистую кожу

кто нибудь употреблял их? Был результат и где они обычно продаются? для уточнения-хочу пропить чтоб в следующую беременность растяжек не было Для тех кто не знает вот описание:Хотите восстановить упругость своей кожи? Есть решение.«Гидролизованный коллаген с витамином С» — уникальный продукт для восстановления упругости кожи.Причина потери упругости кожи с возрастом — снижение синтеза...

Искала в интернете отзывы про витамины и наткнулась на «Пентовит». Такие прям о нем отзывы!))) Волосы растут очень быстро, кожа супер-пупер и т.д. Может кто-нибудь пил эти витаминки?? Это действительно так?

Вчера я купила витамины, приехала домой, плотно поела, выпила витаминку и стала ждать.Начиталась отзывов о болях в желудке, тошноте, рвоте.Но у меня этого не произошло.Сегодня выпила вторую. На коробке написано курс-1 месяц.ПЕРФЕКТИЛ называются.Но врач посоветовала 2 месяца пить минимум-это как-то связано с обновлением волос что ли! Не помню вобщем. Проблем с кожей нет, да и не было никогда,...

Вот думаю, что приобрести, столько много этих витаминов, и столько же отзывов, что пьёте вы?

Девочки, прошу живых отзывов о витаминах, понимаю что всё индивидуально, но всё же. Например, я пила прегна кеа и они усиливали токсикоз (в 1ю беременность), потом пила витрум пренатал форте (вроде всё было хорошо), сейчас пью элевит пронаталь (зуд по коже сильный от них). А какие нюансы были у вас? Какими витаминами довольны?

Напишите отзывы об этих витаминах, хочу перейти на них, нужен совет от опытных) как волосики, зубки, кожа и общее состояние организма после них?

Какие пьёте вы? В первую беременность принимала Элевит, сейчас тоже начала их, но заметила, что лицо обсыпать начало, с гинекологом заменили на Витрум пренаталь форте. И не понимаю есть ли эффект? Пропила уже достаточно долго, ногти вроде не слоятся, кожа норм. От них не тошнит, как от Элевит. В ЖК выдали Компливит мама, почитала отзывы и как то не в восторге. Теперь сижу и думаю какие пить…

Программа 25 кадр для похудения похудение диск 25 кадр скачать метод похудения 25 кадр похудеть 25 кадр фразы для похудения 25 кадр диета на основе каш диета семь каш диета каши и фрукты диета на гороховой каше диета на овсянной каше геркулес каша диета abc диета упрощенная диета ana boot camp abc диета abc светофор противопоказания сельдереевая диета диета из...

Эффективные маски для быстрого роста волосПерцовая маска для волос Эта маска считается одной из самых эффективных. Волосы после ее применения растут очень быстрыми темпами. Существует несколько вариантов перцовой маски. Один из популярных рецептов: любой бальзам для волос (одна ст.л.), подогретое касторовое масло (также одна ст.л.), настойка стручкового перца (одна ст.л.). Все компоненты...

Как приготовить крема дома для рук«Медово-травяной» крем. Смешайте по половине чайной ложки ложки травы подорожника, цветков ромашки и календулы (ноготки) и залив 1 стаканом кипятка плотно закройте крышкой, чтобы травы как следует настоялись, не менее 6-ти часов. Затем нужно все процедить через марлю и 1 чайную ложку настоя трав смешайте с предварительно растертой смесью – 1 чайной ложкой меда...

Столько перерыла — решила поделиться, извинюсь что не отредактировано и красиво не оформлено)) на планшете это адский труд, а спатки хочется)) 1. Mustela bebe Крем солнцезащитный для новорожденных SCF50+ (50мл.) цена около 1200 ру От них: Нежная детская кожа очень негативно реагирует на агрессивные солнечные лучи. Поэтому нуждается в особом уходе и защите. Детский солнцезащитный крем Мустела...

www.baby.ru

логопедия 25

Вопрос № 25

Зондовый массаж по Новиковой

Среди множества способов выделяют наиболее эффективный метод логопедического массажа – это зондовый массаж по Новиковой. Этот метод внесен в реестр комплиментарной медицины. Такой нетрадиционный и достаточно эффективный способ устранения речевых нарушений разработала логопед Е.В. Новикова, которой за это присвоили ученую степень доктора педагогических наук. В основе метода зондового массажа по Новиковой лежит массаж мышц лица: язык, щеки, губы, скулы. Этот массаж делается с помощью специальных зондов. Комплект зондов, разработанных автором, состоит из 8 штук. Каждый зонд имеет свою функцию. С помощью этих зондов логопед влияет на пораженные участки в определенной очередности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а так же для их укрепления, повышения тонуса мышц лица – то есть проблема решается индивидуально, в зависимости от того, что конкретно беспокоит пациента.

Зондовый массаж не просто способствует нормализации звукопроизношения, но и оказывает благотворное влияние на нервную систему. А это, в свою очередь, дает еще больший толчок в развитии речи у детей.

Прежде всего, зондовый массаж начинается с обследования мышц всей артикуляционной системы – жевательных и мимических, мышц щек, язычка и губ, мягкого неба. Только после этого логопед может назначить курс массажа, определить его продолжительность и частоту. Несомненно, и сам массаж должен проводить специалист.

Обычно зондовый массаж проводится курсами от 12-20 дней. Самый оптимальный курс состоит из 15 сеансов, и повторить его желательно через 1,5 месяца. Количество и периодичность курсов назначает логопед. Бывают и такие случаи, что достаточно всего лишь одного курса. Все зависит от степени поражения и тяжести нарушения звукопроизношения. Зондовый массаж подходит как детям, так и взрослым. Детям его можно начинать с 6 мес. Прежде чем начать делать логопедический зондовый массаж ребенку, лучше всего дать ему возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать их в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к массажу. При серьезных нарушения артикуляционного аппарата могут возникать и болевые ощущения. Что бы снять болевые и неприятные ощущения, нужно перед массажем заварить кипятком 1 ч.л. чая и 2ч.л. сухой крапивы и дать ребенку очень теплый настой подержать во рту. Проследите, чтобы ребенок не глотал, а выплевывал. Этот настой помогает снять напряжение с мышц.

Для работы с зондами нужно иметь желание, знания и, что немаловажно, опыт, огромные силы и терпения. Упражнения каждым зондом повторяются по 30 раз. Зондовый массаж – это технология, все нужно выполнять строго по описанию, только в таком случае достигается нужный эффект.

Е.В.Новикова

МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ ЗОНД № 9 «ЩИПЧИКИ»

Рис. 1

Зонд № 9 участвует в массаже мышц щек, губ, скул, язы­ка.

Воздействует на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переклю-чаемость. Это позволяет принимать различные артикуля­ционные позиции. Особенно эффективно идет сжатие боков языка к корню и обратно, при выгибе спинки языка, атакже повороты языка вправо и влево, в подтяге языка вперед изо рта, так как им можно захватить не только кончик, но и се­рединную часть языка.

Рот широко открыт, язык максимально высунут изо рта. Одну петельку зонда подводим под язык, а другую кладем на язык. Таким образом, передняя часть языка оказывается захваченной зондом. Сжимаем и интенсивно подтягиваем язык вперед.

Упражнение выполняется 30 раз. Через 5 раз делать пе­рерыв для отдыха ребенка.

Если состояние уздечки позволяет, то зонд № 9 укладыва­ем на среднюю часть языка и тоже подтягиваем вперед. Уп­ражнение выполняется 30 раз. Через каждые 5 раз делать перерыв для отдыха ребенка.

При короткой подъязкой связке это упражнение выпол­нять нельзя. Упражнение очень полезно делать после подре­зания подъязычной связки для ее лучшей активизации.

Сжимаем боковую поверхность языка таким образом, чтобы спинка языка была выгнута. Время сжатия б секунд. Степень сжатия зависит от состояния поражения мышц язы­ка. Кончик языка удерживаем платком.

Одним упражнением считается одно полное прохождение зонда от передней части языка к корню. Упражнение нужно сделать 30 раз. Через каждые 5 раз делать перерыв для от­дыха ребенка. Следите за положением стрелок.

Сжимаем боковые мышцы языка зондом у корня и про­двигаемся к передней части языка (упражнение считатется выполненным один раз). Спинка языка должна быть выгну­та. Упражнение выполняется 30 раз, через каждые 5 раз де­лать перерыв. Следите за положением стрелок.

Сжимаем зондом переднюю часть языка и продвигаемся к корню и обратно (упражнение считается выполненным 1 раз). Спинка языка все время выгнута. Упражнение повто­ряется 30 раз. Через каждые 3 раза делаеть перерыв для от­дыха ребенка. Следите за положением стрелок.

Рот широко открыт. Язык высунут изо рта как можно дальше. Сильно сжимаем переднюю часть языка зондом и интенсивно поворачиваем язык вправо.

Упражнение повторяется 30 раз. Через каждые 3 раза де-лаеть перерыв для отдыха ребенка.

Рот широко открыт. Язык высунут изо рта как можно дальше. Сильно сжимаем переднюю часть языка зондом и интенсивно поворачиваем язык влево.

Упражнение повторяется 30 раз. Через каждые 3 раза де­лаеть перерыв для отдыха ребенка.

Рот открыт. Язык высунут изо рта как можно дальше. Марлей держим кончик и обжимаем зондом боковой край языка от корни слева направо (упражнение считается вы­полненным 1 раз). Сжатие должно быть интенсивным.

Через каждые 3-5 раз делать перерыв для отдыха ребен­ка. Упражнение повторяется 30 раз. В том случае, если бок языка парализован, упражнение повторяется 60 раз.

Рот открыт, язык высунуть изо рта как можно дальше. Марлей держим кончик и обжимаем зондом боковой край языка от корня справа налево (упражнение считается вы­полненным 1 раз). Сжатие должно быть интенсивным.

Через каждые 3-5 разделать перерыв для отдыха ребен­ка. Упражнение повторяется 30 раз. Втом случае, если бок языка парализован, упражнение повторяется 60 раз.

МАССАЖ МЫШЦ ЩЕК

Сначала выполняется массаж всех мышц правой щеки, а потом всех мышцлевой щеки.

Захватываем щеку зондом. Подводим зонд как можно глубже к скуле, сжимаем щеку и, как бы скользя, подтяги­ваем зонд но щечным мышцам к губам. Зонд подводим не­сколько раз, чтобы захватить как можно большую площадь щечных мышц правой щеки. То же с левой щекой.

'Упршкнсни*'

Сжимаем зондом щечные мышцы (без их подтягивания), никуда не убирая зонд с данного участка мышц. Сжатие мышц производится в счете до 5. Затем работа ведется с дру­гой группой щечных мышц.

Сначала выполняется массаж всех мышц правой щеки, а потом всех мышц левой щеки.

Вьшолняем хаотичные щипковые движения зондом по на­ружной поверхности щек для снятия напряжения мышц.

МАССАЖ МЫШЦ ГУБ

Перед проведением данного вида массажа важно прове­рить подгубные связки. При необходимости подрезать уко­роченные связки у хирурга-стоматолога.

Массаж губ зондом № 9 аффективен, так как зонд не толь­ко сжимает губные мышцы, но и подтягивает их вперед.

Участок губы захватывается и сжимается зондом. Затем зонд немного перемещается в сторону, и производится сжа­тие следующего участка. Упражнение повторяется по кругу до тех пор, пока зонд не вернется в исходную точку.

Сила сжатия зависит от состояния мышц губ.

ЗОНД № 10 «ПОДТЯГИВАЮЩИЙ

Зонд № 10 предназначен для массажа подъязычной связ­ки и ее растягивания. Если ребенок не может поднять язык вверх, зонд используется для того, чтобы проверить состоя­ние подъязычной связки. Укороченная подъязычная связ­ка подрезается у хирурга-стоматолога.

Подводим зонд под язык. Затем постепенно поднимаем зонд так, чтобы увидеть подъязычную связку, и определя­ем, по какой причине язык не поднимается в момент произ­несения звуков (короткая уздечка или атрофированность мышечных структур языка).

МАССАЖ МЫШЦ ЯЗЫКА

При проведении массажа рот ребенка должен быть широ­ко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами.

Зонд подводим к началу подъязычной связки (это место обозначено на рисунке точкой). Провводим им по уздечке до кончика языка.

Упражнение выполняется 30 раз. Через каждые 5 разде­лать перерыв для отдыха ребенка.

При проведении массажа рот ребенка должен быть широ­ко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами.

Зонд подводим к середине подъязычной связки (это место обозначено на рисунке точкой). Проводим им по уздечке до кончика языка.

Упражнение выполняется 30 раз. Через каждые 3-5 раз делать перерыв для отдыха ребенка.

При проведении массажа рот ребенка должен быть широ­ко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами.

Зонд подводим к кончику языка (это место обозначено на рисунке точкой). Проводим им по уздечке до начала подъя­зычной связки.

Упражнение выполняется 30 раз. Через каждые 3-5 раз делать перерыв для отдыха ребенка.

При проведении массажа рот ребенка должен быть широ­ко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами.

Зонд подводим к началу подъязычной связки (это место обозначено на рисунке точкой). Проводим им по уздечке до кончика языка и обратно (упражнение считается выполнен­ным 1 раз).

Упражнение выполняется 30 раз. Через каждые 5 раз де­лать перерыв.

Зонд предназначен для массажа щек, скул и мягкого неба.

Восстанавливает подвижность и эластичность мышц, что дает возможность принимать разные артикуляционные п о-зиции и помогает устранить слюнотечение.

МАССАЖ ЩЕК И СКУЛ

Петелькой на конце зонда производим нажим и покручи­вание групп мышц с внутренней стороны каждой щеки. По­кручивать зонд можно в любом направлении.

Зонд подводим с внутренней стороны щеки. С наружной стороны щеки указательным пальцем производим перети­рающие и покручивающие движения, нажимая на петельку зонда. Покручивать зонд можно в любом направлении.

Упражнение выполняется 30 раз.

Таким образом производится массаж каждой щеки.

МАССАЖ МЯГКОГО НЕБА

Верхней петлей зонда массажируют мышцы мягкого неба, активизируя их работу. Этим снимается носовой оттенок в речи.

Рис. 24

Нижняя петля зонда прижимает корень языка и не дает ему подниматься. Верхней петлей производится массаж мышц мягкого неба.

Маленький язычок не затрагивается.

Массажные движения производятся из стороны в сторо­ну.

Нижней петлей зонда нажимаем на корень языка (рвот­ный рефлекс к этому времени уже должен быть снят иголь­чатым зондом), утапливая и расширяя его. Верхней петлей делаем массаж мышц мягкого неба, производя движения из стороны в сторону. Упражнение выполняется 30 раз.

Маленький язычок не затрагивается.

studfiles.net

Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС

Добрый день, Светлана Михайловна! Меня зовут Дарья. Я учитель-логопед первой категории. Работаю в логопункте при школе. Уже более трёх лет использую Ваши методики и зонды в своей работе. Очень благодарна Вам за все ваши знания которым вы обучаете логопедов для повышения результативности коррекционной работы.

Дарья, учитель-логопед 1-ой категории г. Киев

Добрый день, Светлана Михайловна! Я, участница мастер-класса по зондовому и аппаратному массажу, Калашникова Ольга Юрьевна.Спасибо Вам огромное за мастер-класс. Очень много нового Вы для нас открыли. Спасибо за Ваше терпение с нами.

Ольга Калашникова

Светлана Михайловна! Большое Вам спасибо! Замечательный семинар! Прекрасно систематизированный материал, получила знания как теоретические, так и те, которые можно использовать в практической деятельности, безумно всё актуально, интересно, живо, весело! Желаю Вам дальнейшего развития!

Голубятникова О.И.

Светлана, большое спасибо Вам за интересный семинар 16-17 мая 2015 г. Все очень понравилось: теоретическая часть, изложенная Вами последовательно и интересно, и хорошая практическая часть, которая помогла нам систематизировать те знания, которые у нас уже были. Постараемся, несмотря на конец учебного года, воспользоваться полученными знаниями и реализовать их на практике. Ещё раз спасибо за Ваш позитив, за то, что делитесь своим бесценным опытом.

Копылова Елена, Пузрина Татьяна учителя-логопеды г. Москва

Светлана Михайловна, не устану восхищаться Вами! Спасибо за все семинары, которые проходят на "одном дыхании". Успехов Вам, вдохновения на новые "горизонты" и благодарных слушателей.

Ковалева Светлана, Москва

Светлана, спасибо за семинар. У меня всегда было предположение после прочтения книг по зондовому массажу, что в прямой версии эти методики едва ли применимы к детям. Уж очень страшные железки и малопонятные рекомендации. Не ожидала, что за эти 2 дня все разлеглось по полочкам. Было много практики и полезных рекомендаций. И не только по зондовому массажу. Очень интересно. Спасибо. Теперь приду на логопедический массаж.

Аверкиева Наталья, логопед, Московская область

Спасибо за очень полезный и содержательный семинар. Наконец-то я разобралась в этом многообразии зондов и зондозаменителей! Наконец-то за сухими текстами книг по массажу встал ясный образ зондового массажа. Теперь я не боюсь. Все легло на полочки. И не только голова понимает, но и руки умеют. Сделала для себя много маленьких открытий! Спасибо большое.

Ирина Краюшкина, Московская обл., логопед

Светлана Михайловна, спасибо Вам большое за семинар! Вы вполне удовлетворили любопытство новичка по поводу зондового массажа. Очень хочется попробовать на практике полученные навыки. Жаль, что только после каникул. Собираюсь приехать на семинары, которые Вы порекомендовали. Приедем с подругой.

Ирина Марусий, г. Москва, логопед

Спасибо за то, что помогли сформировать отношение к методике зондового массажа. Приехала на семинар с полной неразберихой в голове по этому вопросу. От самых восторженных мнений коллег до самых негативных. То же и родители. Некоторые говорят о том, что это совершенно чудодейственный метод, а некоторые говорят о бесполезно потраченном времени и деньгах. Как я и подозревала, дело оказалось не в самой методике, насколько логопед вообще разбирается в диагностике, правильно принимает решения по выбору стратегии помощи ребенку. Мне очень понравилась идея считать зондовый массаж прикладной методикой. Я интуитивно чувствовала, что это именно так. Светлана Михайловна, спасибо то, что помогли разобраться в этой проблеме, научили многому и заразили своим позитивом!

Наталья Федик, логопед, г. Великие Луки

Восторг - это то слово, которым я могу выразить своё восприятие этого семинара. Теперь, я знаю логопед-мастер - это вы Светлана Михайловна.

Разинкина Наталья г. Трубчевск

Замечательный и нужный семинар. Светлана Михайловна доступно и интересно рассказала, при каких нарушениях проводится тот или иной вид массажа, показала приемы логопедического массажа, объясняя, как избежать ошибок. Мы с удовольствием побыли и в роли "детей" и в роли логопедов, чтобы понять ощущения и познать тонкости этого непростого занятия. А главное, что все услышанное и увиденное на семинаре можно закрепить дома с помощью обучающих кассет. Спасибо, Светлана Михайловна!

Гейне Вера Сергеевна

Уважаемая Светлана Михайловна! Прошла курсы повышения квалификации и действительно моя квалификация повысилась!!!!!! На семинаре получаешь очень полезную в практическом смысле информацию, в последствии понимаешь, что это работает!!! Семинар проходил в спокойной, дружелюбной обстановке. Все объясняется предельно просто без не нужной “воды”. Я открыла много новые знания для себя.Нахожусь под впечатлением от ваших семинаров. Огромное Вам спасибо за ваш бесценный опыт.

Вирсис Инга, Уфа

Уважаемая, Светлана Михайловна! Находимся под большим впечатлением от курсов, проходивших в г. Мурманск в феврале 2014г. Ваши знания, ораторские умения, юмор, высокий профессионализм позволили большой группе слушателей (78 человек) получить знания, умения, навыки и, самое главное, желание внедрить это все в свою работу. Восхищаемся Вами!

Елагина Фарида, учитель-дефектолог, Апатиты

Светлана Михайловна, Вы окрыляете!

Субботина Татьяна

Светлана Михайловна!!! Выражаю Вам благодарность за семинар в г. Перми 27 июня 2013. Семинар-практикум актуальный, познавательный, интересный и очень полезный. Я на этом семинаре получила много ответов на вопросы, узнала новые методы и приёмы постановки звуков. Самое захватывающее зрелище - это массаж. Сейчас я тщательно изучаю литературу по массажу и провожу массаж не только детям, но и взрослым. Результативность на высоком уровне и это всё Вам благодаря, Светлана Михайловна. Вам терпения и успехов в работе! Ждём Вас в нашем городе.

Гойнова Марина Николаевна

Шикарные и позитивные курсы! Огромное спасибо, Светлана Михайловна!!! Проходила курсы 2 года подряд! После этих курсов столько энергии и энтузиазма появляется! До новых встреч! Спасибо

Савченко Г.В.

Светлана Михайловна, здравствуйте. Спасибо за возможность учиться у Вас. Я всегда с осторожностью относилась к инструментальным методикам. Вы подтвердили мои опасения. Мне тоже кажется, что зондовый массаж- это вспомогательное средство, а главное - руки. Спасибо за рекомендацию использовать дешевые зондозаменители. Я сегодня в «Ашане» нашла вполне подходящие палочки. Завтра испытаю. Изучаю видеоматериалы. Смотрю фильм еще и еще. Нашла много ответов на вопросы, которые давно меня донимали. Очень хотелось бы послушать отдельно об использовании вибромассажеров в логопедии. Их много. Но они все без описания. Хотелось бы понять, как ими можно пользоваться. Они красивые, похожи на игрушки. Детям должно нравиться. Спасибо.

Хабарова Ольга

17-21.10.2013 г. Участники семинара-практикума приоткрыли для себя чудесный ларец знаний и умений Светланы Михайловны Томилиной. Профессиональное мастерство, уникальная способность Светланы Михайловны удерживать аудиторию в режиме активного интереса творили чудеса. В результате посещения семинара-практикума, участники повысили не только свой профессиональный уровень, но и уверенность в свои силы! Многие коллеги записались на посещение других семинаров учебного центра "Логопед Мастер". Спасибо Светлане Михайловне за её позитивную энергетику, творческий профессионализм!

Барашкова Анна Васильевна

Светлана Михайловна, большое спасибо за полученые знания , за позитив на занятиях. С удовольствием посетили ваши курсы (которые проходили в г. Магнитогорске), узнали много нового, интересного, находимся под впечатлением. Спасибо! Надеемся, что наша встреча не последняя.

Лысюк, Махмутова

Огромное спасибо потрясающему учителю, увлекательно и понятно рассказывающему раскрывая всю тему доконца лектору - Томилиной Светлане Михайловне. Которая провела это семенар в декабре 2012 года в Набережных Челнах. Несмотря на то, что время проведённые с ней пролетело очень быстро нам - слушателям удалось получить большой объём как теоретической так и практической инфрмации. За что хочется сказать огромнейшее спасибо Светлане Михайловне. С нетерпением ждём новых встреч.

Бадертдинова Г.Ю.

1-2.05.2010 г. мы рады были встретиться с руководителем проекта в учебном центре «Логопед Мастер» Томилиной Светланой Михайловной на семинаре–практикуме по логопедическому массажу при помощи зондов и зондозаменителей в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией. Восхищает высокий профессионализм, профессиональная щедрость, доступность в общении с этим высококультурным специалистом. Мы выражаем огромную благодарность Светлане Михайловне за организацию курсов в учебном центре «Логопед Мастер», за привлечениев него высококлассных специалистов: Архиповой Е.Ф., Поляковой М.А., Коноваленко С.В., Новиковой Е.В. и др. Если вы хотите повысить свой профессиональный уровень, мы рекомендуем вам посетить семинары-практикумы Мастера Томилиной Светланы Михайловны, а так же других специалистов. Расписание курсов есть на сайте учебного центра.

Учителя-логопеды: Сеничкина Валентина, Телушкина Надежда, г. Мурманск

Уважаемая Светлана Михайловна! Огромное спасибо за ваш опыт, за заряд положительной энергии! Появилось огромное желание бегом бежать на работу! Спасибо большое. Ждем вас еще раз!

Веселова Екатерина. г. Иркутск

www.logopedmaster.ru

Зондовый массаж

Прочети на български

Массаж артикуляционного аппарата

и артикуляционные упражнения

не только улучшают

p;двигательную функцию отстающих систем мозга,

но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев.

Зондовый массаж является частью комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств.

В центре «Гармония» оказывается помощь детям, имеющим особенности речевого и психического развития. Как правило, в анамнезе данной категории детей отмечаются органическое поражение ЦЕС. Следствием этого, в первые годы жизни у детей отмечается задержка речевого развития, дизартрический синдром, СДВГ и т.д.

В работе с данной категорией детей целесообразно использовать зондовый массаж артикуляционных органов.

Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж специалисты-логопеды целенаправленно воздействуют на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения. С помощью зондов производим различные движения в виде скольжения, отодвигания, перетирания мышц. Массажный комплекс подбирается индивидуально с учетом результатов диагностики. Результативность метода подтверждается данными полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами (г.Москва, 2000г.):

- дислалия исправляется полностью,

- стёртая дизартрия и послеоперационная ринолалия на 95 %,

- моторная алалия – полностью,

- исправление звукопроизношения у детей с ЦП зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40-80%.

 Зондовый массаж может проводится на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на этапе подготовки артикуляционного аппарата к определенным артикуляционным движениям.

 

 

Задачи зондового массажа

1. Нормализация тонуса мышц языка, губ, уменьшение саливации, содружественных движений языка и губ, насильственных движений, артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий.

2. Активизация групп мышц артикуляционного аппарата, имеющих пониженный тонус и мышечную слабость.

3. Формирование мышечного уклада для нахождения артикуляции.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Укрепление глоточного рефлекса.

6. Опосредованное раздражение речевых зон коры головного мозга через мышечную стимуляцию периферического аппарата в целом (при ЗРР).

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей (логопед обучает их элементарным приёмам). Во время массажа используем различные отвлекающие средства: пение песенки, рассказывание сказки, превращение зондов в сказочных героев и т.д. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему!

 

 

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ ЦЕНТРА ПРОШЛИ ОБУЧЕНИЕ В Г. МОСКВА У НОВИКОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ: логопед высшей категории, академик РАЕН, академик Международной Академии авторов научных изобретений и открытий, Доктор педагогических наук, Автор методики Зондового массажа артикуляционного аппарата.

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «ГАРМОНИЯ» ИМЕЮТ СЕРТИФИКАТЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗОНДОВОГО МАССАЖА.

 

Мы поможем вашим детям!

www.logo-defect.ru